Кто подал иски в суд
До начала слушаний Конституционный суд Грузии зарегистрировал четыре иска, которые были объединены в одно производство. Первый был подан президентом Саломе Зурабишвили. Глава государства неоднократно отмечала: различные статьи закона об иноагентах нарушают право на такие свободы, как развитие личности (статья 12), неприкосновенность частной жизни (статья 15), свобода мнения, информации, средств массовой информации (статья 17).
Кроме того, весь закон противоречит 78 статье Конституции, считает президент. Согласно этому пункту, «конституционным органам в пределах своих полномочий необходимо принять все меры для обеспечения полной интеграции Грузии в Европейский союз и Организацию Североатлантического договора». Принятие закона об иноагентах уже привело к приостановке интеграции страны в ЕС.
В ходе рассмотрения иска представителями президента в суде являются: Эка Беселия, Кахи Самхарадзе, Зураб Мачарадзе и Георгий Бурджанадзе. Перед началом заседания член политического объединения «За справедливость» Эка Беселия назвала процесс «самым большим экзаменом для суда».
«Это решение и это дело определяют демократическое, европейское и справедливое будущее страны. Это должны хорошо понимать все! Ни один закон еще не вызывал столько протестов, наши граждане чувствовали, что он угрожает европейскому будущему Грузии. Сейчас есть шанс, и они должны воспользоваться им. Верю я в это или нет, но это еще один и, наверное, самый большой экзамен для суда».
Беселия также рассказала о негативных последствиях, которые принесет стране принятый закон. Юрист и в прошлом член коалиции «Грузинская мечта» напомнила, что действия властей привели к заморозке процесса евроинтеграции:
«После получения статуса кандидата, что мы, кстати, все праздновали, сегодня нам сказали, что этот процесс остановлен. Он приостановлен из-за этого закона».
Второй иск поступил от лица 122 представителей неправительственных и медийных организациий. Они также утверждают, что различные статьи закона нарушают право на свободу мнения, информации, средств массовой информации и противоречат конституционному положению о свободе объединений.
Третий иск подан 38 оппозиционными депутатами. В оппозиции настаивают: «российский» закон в целом противоречит принципу Конституции Грузии об интеграции в европейские и евроатлантические структуры.
Собственный иск подали также две медиаорганизации: Studio Monitori и «Сеть информационных центров». Они считают, что различные статьи закона нарушают право на равенство, свободу информации, средств массовой информации и свободу объединения.
Уже после начала заседания председатель Конституционного суда Мераб Турава сообщил, что накануне в суд поступил пятый иск – от «Ассоциации юридических фирм Грузии». Он пока не зарегистрирован. Турава уточнил, что новый иск содержит аналогичные требования, как и предыдущие, и, вероятно, будет рассматриваться без устного слушания.
Без «Грузинской мечты»
Уже в ходе слушаний оппозиционные депутаты сообщили, что представители стороны защиты, среди которых члены правящей «Грузинской мечты» Анри Оханашвили, Тенгиз Шарманашвили и Арчил Гордуладзе – не явились на процесс.
Когда председатель коллегии судей поинтересовался, в чем причина их отсутсвия, сотрудники юридического департамента ответили, что депутаты явятся на процесс, если в этом возникнет необходимость.
В «Грузинской мечте», комментируя факт неявки в Конституционный суд членов правящей партии, заявили, что сейчас в этом «нет необходимости». Один из членов «Мечты» Гиви Миканадзе отметил, что в парламенте есть специальная группа в комитете по правовым вопросам, сотрудники которой ответственны за любой конституционной иск. В то время как необходимость участия депутатов, по его словам, законодательством не определена.
«Эти люди – специальная группа, они обладают полной легитимностью и выступают ответчиками по всем конституционным искам, поэтому мы не видим необходимости участия депутатов в этом обсуждении», — объяснил Миканадзе.
В целом в «Грузинской мечте» судебные разбирательства по теме закона об иноагентах считают несерьезными. Накануне первый вице-спикер парламента Гия Вольский назвал иски президента, оппозиции и неправительственного сектора «абсурдными».
«Они обращаются в Конституционный суд с такой абсурдностью, что, думаю, не оставляют ему никакой другой возможности, кроме как принять решение против них. Естественно, никто не может заранее сказать, какое решение будет принято и какие аргументы будут у стороны истца. Но у стороны ответчика есть единственный короткий аргумент, что в прозрачности нет ничего антиевропейского. Напротив, это европейский стандарт, и я не думаю, что в мире есть что-то политическое или юридическое, что могло бы ему противостоять», — заявил Вольски.
Что предусматривает закон
Парламент Грузии в третьем, окончательном чтении утвердил закон «О прозрачности иностранного влияния» 14 мая этого года. Позже президент Саломе Зурабишвили наложила на него вето. Однако 28 мая большинством парламенту удалось его преодолеть. Аналог российского закона окончательно вступил в силу 4 июня после подписания документа спикером парламента Шалвой Папуашвили.
Согласно закону, СМИ и НПО, которые по данным за 2023 год получали более 20% дохода из-за рубежа, в течение одного месяца – с 1 августа до 1 сентября – через Дом юстиции должны внести заявление о регистрации в качестве организаций, «проводящих интересы иностранной силы».
В случае неисполнения закона, в том числе и отказ от регистрации, предусматриваются крупные штрафы. Для выявления организаций «проводящих интересы иностранной силы», министерство юстиции в любое время может провести мониторинг, а уполномоченный чиновник – получить необходимую информацию, в том числе и персональные данные. Многие НПО и СМИ еще до окончательного принятия закона заявляли, что не станут регистрироваться в специальном реестре Минюста.
Международные партнеры Грузии неоднократно предупреждали, что принятие закона российского образца значительно отдалит страну от Евросоюза. А уже после того, как закон был подписан спикером парламента, посол ЕС в Тбилиси Павел Герчинский сообщил, что процесс интеграции Грузии в Евросоюз фактически приостановлен.
«СВР РФ уполномочена заявить»: в Москве вновь заговорили о «цветной революции» в Грузии