Гонконгский суд в четверг признал продемократическое новостное издание Stand News и двух его бывших главных редакторов Чунг Пуй-Куена и Патрика Лама виновными в подстрекательстве к мятежу.
Это первый подобный приговор с тех пор, как город перешел под власть Китая в 1997 году.
Статья уголовного кодекса, связанная с подстрекательством к мятежу, уходит корнями в британское колониальное правление. Она не применялась в течение десятилетий до 2020 года, когда китайские власти начали осуждать по ней критиков правительства.
Согласно этому закону, редакторам грозит до двух лет тюрьмы. Однако принятый в марте закон о безопасности увеличил срок за подстрекательство к мятежу до семи лет тюремного заключения.
Stand News считалось одним из ведущих онлайн-СМИ в Гонконге. В декабре 2021 года в его редакции прошел полицейский рейд, его активы были заморожены, и вскоре оно закрылось.
54-летнему Чунгу, 36-летнему Ламу и материнской компании издания Best Pencil (Hong Kong) Ltd были предъявлены обвинения в сговоре с целью публикации подстрекательских статей. В деле фигурировали 17 новостных материалов и комментариев, опубликованных в период с июля 2020 года по декабрь 2021 года, включая интервью с активистами-демократами и статьи, в которых обсуждался общий упадок положения дел с гражданскими свободами в Гонконге.
В четверг судья окружного суда Квок Вай-кин заявил, что Чунг и Лам виновны в «заговоре с целью публикации и воспроизведения подстрекательских публикаций».
Компания Best Pencil Limited также была признана виновной.
Согласно письменному решению суда, «линия Stand News заключалась в поддержке и продвижении местной автономии Гонконга» и стала «инструментом для очернения центральных властей в Пекине и правительства Гонконга».
Чунг и Лам не признали себя виновными, и только Чунг присутствовал в суде на оглашении приговора. Он был редактором или автором большинства статей, которые суд признал подстрекательскими.
Во время судебного процесса Чунг, который решил дать показания в суде, заявил, что Stand News лишь «фиксировал факты и сообщал правду». По его словам, сайт просто стремился отразить спектр мнений, включая сторонников демократии.
Чунг подчеркнул, что они публиковали как можно больше статей, чтобы «продемонстрировать максимальную степень свободы слова», при условии, что эти статьи не подстрекают к насилию, не оказывают негативного влияния на общественность и не являются клеветой.
Но прокуроры обвинили их в том, что эти публикации вызывали «ненависть или презрение» к китайскому и гонконгскому правительствам.
Судья отпустил Чунга и Лама под залог до вынесения приговора, который состоится 26 сентября.
Свобода прессы в Гонконге
В последние годы Гонконг резко ухудшил свое положение в мировых рейтингах свободы прессы.
Представительница Комитета по защите журналистов Бе Ли Йи заявила, что использование «архаичного законодательства, такого как британский закон о подстрекательстве к мятежу колониальной эпохи… является насмешкой над правосудием».
«Журналистика не является подстрекательством, — сказала она. — Сегодняшнее деспотичное постановление показывает, что Гонконг все больше погружается в авторитаризм, и что нежелание следовать официальной линии может привести любого человека в тюрьму».
Бывший журналист-ветеран, которые предпочел не называть своего имени, назвал процесс над Stand News «знаковым делом о подавлении свободы прессы».
«Чунг просто сделал то, что должен был сделать обычный журналист, и в прошлом это не привело бы к уголовному преследованию и тюремному заключению», — сказал он.
Лау Ян-хин, бывший руководитель отдела дизайна Stand News, назвал судебный процесс «всесторонней атакой» на СМИ.
На заседании также присутствовали представители различных консульств — США, Великобритании, Франции, Европейского союза и Австралии.
«Этот вердикт создает очень опасный прецедент, который может быть использован Пекином для подавления любых независимых голосов», — сказала Александра Беляковска, менеджер организации «Репортеры без границ» по защите интересов в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
«Десятки СМИ были закрыты, многие журналисты отправились в изгнание, а те, кто остался в Гонконге, столкнулись с новой реальностью, где пересечение красных линий может быть расценено как нарушение законов о национальной безопасности», — заявила она агентству Reuters.