Site icon SOVA

«Операция метро»: как в советской Грузии добились строительства от Москвы

konji youtube.00 19 34 03.still156 SOVA-блог featured, Каха Каладзе, Тбилисский метрополитен, Тбилисское метро

О Тбилисском метро нужно знать следующее: оно было первым на Кавказе, четвертым в СССР и его вообще не должно было быть. Все началось с банального тщеславия.

Мы, грузины, народ гордый, а еще мы ну очень любим покрасоваться.  Так вот, в начале 50-х годов прошлого столетия, когда в Москве свое метро уже было, а в Петербурге должно было скоро появиться, руководство Грузинской СССР подумало: в смысле, у них есть, а у нас нет?!

Проблему нужно было решать с умом, метро Тбилиси не полагалось. По негласному правилу, подземный вид транспорта строили лишь в городах миллионниках, у грузинской столицы был серьезный недобор населения аж в 400 тысяч человек. Говорят, чтобы добиться своего, тогдашний секретарь ЦК Компартии Грузии Кандид Чарквиани несколько раз наведывался к Сталину, так сказать, решать вопрос. Его чаяния не были напрасны — в 1952-м в Тбилиси началась большая стройка.

В какой-то момент Кремль отозвал разрешение, проект должны были ликвидировать, впрочем, грузинским чиновникам удалось сначала добиться его консервации, а после начала холодной войны, убедить Москву в том, что Тбилиси жизненно необходим подземный оборонительный объект.

И именно на этом промежутке истории в жизни тбилисского метро появляется добрый волшебник. Председатель Кабмина грузинской СССР Гиви Джавахишвили вызывает к себе главного инженера Виктора Гоциридзе, который руководит строительством. Джавахишвили идет на хитрость и в условиях советского режима на огромный для себя риск. Он поручает Гоциридзе строить в Тбилиси именно метро со всеми вытекающими, а в Кремль отправлять отчеты, отображающие обустройство оборонного объекта. Обман вскроется спустя примерно два года, поднимется скандал и Джавахишвили с Гоциридзе вызовут на ковер в Москву. Но и там они сумеют договориться. В итоге специальная комиссия санкционирует строительство объекта двойного назначения, под предлогом того, что население Тбилиси вот-вот достигнет миллиона. К слову, миллиона оно достигнет лишь спустя 22 года с обозначенных событий.

На этом месте ненадолго прервемся и переместимся в сегодня, в шумный и переполненный Тбилиси. В час пик автобусы, маршрутки и метро забиты до отказа, чтобы втиснуться в общественный транспорт нужны физическая подготовка и стальные нервы. 2 ветки метро и 23 станции, последняя из которых была открыта в 2017-м, ежедневно обслуживают более полумиллиона человек. При этом их пропускной потенциал – гораздо выше. Тбилиси обладает средством, способным разгрузить наземное движение, но для этого подземный транспорт должен использоваться с умом.

По словам специалистов, с урбанистической точки зрения метро – ось, вокруг которой должны выстраиваться все остальные транспортные узлы, если бы к проектированию города подходили осознанно, жить в Тбилиси было бы гораздо комфортнее.

При этом, еще в 2017-м, агитируя за себя, кандидат в мэры Каха Каладзе обещал нам то, что, как покажет время, выполнять не собирался. Помимо ремонта всех станций, их адаптации под нужды людей с ограниченными возможностями здоровья, Каладзе говорил о новой ветке. В 2018-м, после победы, он вовсе заявил о запуске проекта по строительству наземной линии метро в сторону аэропорта и рынка Лило, которую планировалось сдать в эксплуатацию в 2021-м. Отдельно шли разговоры о линии, ведущей через Ваке в Диди Дигоми. Но шли годы, множились отговорки, тратились деньги, а обещание оставалось обещанием. Какие уж там новые ветки, когда станция метро Варкетили никак не обзаведется облицовкой потолка.

А вот в 1966-м, после открытия первого участка метрополитена – Дидубе-Руставели, работа продолжала кипеть.

Постепенно добавлялись все новые и новые станции, со временем Тбилиси обзавелся второй веткой, в планах было расшириться и на третью, даже были построены несколько станций. На контрасте, за 12 лет правления «Грузинской мечты», 7 из которых кресло мэра столицы занимает Каладзе, город, вопреки красноречивым обещаниям, обзавелся одной станцией, и то уже готовую «Университетскую» отремонтировали на деньги Азиатского банка реконструкции и развития. То есть это был тот случай, когда выделенная из-за рубежа сумма пошла по назначению.

Exit mobile version