Еще недавно «Грузинская мечта» уверяла, что санкции – всего лишь фантазия оппонентов. Однако вечером 2 октября телеканал Formula сообщил: доступ к банковским счетам детей Иванишвили полностью заблокирован, а другие счета переведены в режим с ограниченными возможностями использования. Трое из четырех детей Бидзины Иванишвили – Ута, Гванца и Бера – живут за пределами Грузии. Данная мера – еще не санкции. Однако, по данным источника телеканала, это предварительный этап введения санкций.
Введение ограничительных мер означает, что финансовые учреждения могут принять решение о переводе владельцев счетов или связанных с ними лиц в режим санкций на основе достоверной информации, поступившей от министерства финансов США, Госдепартамента или европейских институтов.
Официально Вашингтон отмечает, что на данный момент санкции в отношении членов семьи олигарха не введены.
«Соединенные Штаты не вводили финансовых санкций против Бидзины Иванишвили или членов его семьи. Министерство финансов США публично оглашает все финансовые санкции», — ответили Радио Свобода в посольстве США.
Тем не менее, известие о блокировке счетов уже выглядит как предвестие серьезных проблем. Банки перестраховываются. Как отмечает экс-президент Национального банка Грузии Роман Гоциридзе, «правительство США практически выдвинуло Иванишвили кандидатом на санкции», что само по себе является сигналом для финансовых учреждений.
«Банки не смотрят, находится ли он в этот момент в списках санкционированных, поскольку это может быть человек, сотрудничество с которым может дорого обойтись банкам. Поэтому они предпринимают превентивные меры», — говорит Гоциридзе.
Эксперт в банковской сфере Давид Какауридзе объясняет, что финансовые учреждения на Западе действуют строго: любое упоминание клиента в негативных новостях служит основанием для двойной проверки.
«У западных банков существует так называемый Сompliance Department – он отвечает за то, чтобы в банке было все легально. По большей части политика этого департамента заключается в том, что все клиенты должны проверяться на присутствие их в каких-то новостях. Это так называемый Adverse Media. Когда у тебя человек такой, как Иванишивли, он всегда изначально помечается как политически активная персона, так называемый PEP (Politically Exposed Person). И за ним ведется двойной мониторинг».
Эксперт предполагает, что из-за частого упоминания имени Иванишвили рядом с санкциями банки могли заранее принять меры предосторожности, распространив их на аффилированных с олигархом лиц.
«Несмотря на то, что Америка не ввела Иванишвили в лист санкций OFAC (Управление по контролю над иностранными активами), из-за того, что очень часто идет разговор из разных источников о нем и санкциях, они [банки] заранее предпринимают какие-то меры и могут заблокировать счета. То есть, условно, как только ты портишь себе имя и твое имя ассоциируется с санкциями, банки имеют абсолютно полное право перед санкциями заморозить или ограничить счета».
Согласно информации Formula, решение банков основывается на информации «Голоса Америки» о планах введения санкций против Иванишвили. 20 сентября издание, ссылаясь на собственные источники, сообщил, что США уже подготовили пакет ограничительных мер против олигарха и рассматривают возможность их введения в ближайшем будущем. Это подтверждают высокопоставленные чиновники в Вашингтоне.
[ФАКТ или ФЕЙК] Санкции против лидеров Грузии или граждан: к чему на самом деле призывали НПО
На фоне этих событий в «Грузинской мечте» заметно поменялась тональность. Вскоре после публикации статьи на сайте «Голоса Америки» Иванишвили, прежде выступавший с резкими заявлениями о «Партии глобальной войны», неожиданно начал оправдываться, утверждая, что вовсе не имел в виду ни США, ни Евросоюз. В длинном письме от 1 октября олигарх попытался убедить, что «Мечта» никогда не обвиняла Запад в финансовом шантаже.
В действиях Иванишвили наблюдатели увидели попытку избежать нарастающего давления. Уже на следующий день в «Грузинской мечте», где ранее не видели «альтернативы борьбе с «Партией глобальной войны», неожиданно стали говорить о необходимости наладить отношения с этой самой «партией»:
«Мы должны уладить отношения со всеми, в том числе, с «Партией глобальной войны», после того, как сменятся интересы. <…> Здесь же конкретизирую, что мы готовы перезагрузить отношения. Если будут встречные шаги, то да. Хотя мы на это не надеемся до конца года. Но я повторю: с начала следующего года, мы уверены, после того, как пройдут одни выборы, другие выборы (речь о парламентских выборах в Грузии и выборах президента США – прим. ред.), после того, как завершится война в Украине, отношения между Грузией и США будут качественно перезагружены», — сказал премьер Кобахидзе на брифинге2 октября.
Незадолго до этого в партии власти сообщили, что глава правительства заболел. Его недомогание стало причиной отмены презентации предвыборной программы правящей партии 1 октября. Кобахидзе, будучи премьер-министром, возглавляет избирательный штаб «Мечты». Некоторые СМИ и эксперты усомнились в достоверности информации о болезни. Прозвучали предположения, что глава кабмина решил не появляться на публике по другой причине.
Примечательно, что до своего «недомогания» Кобахидзе успел направить важное послание Антикоррупционному бюро. Премьер посчитал целесообразным отменить постановление органа, признающего наблюдательную организацию Transparency International – Georgia и НПО «Выбери Европу» «структурами с заявленной избирательной целью». Это лишало их возможности наблюдать за ходом выборов.
«Всем ясно, что конкретные организации действуют в политических целях, у них есть заявленная предвыборная программа, и они непосредственно участвуют в предвыборной агитации и пропаганде. Антикоррупционное бюро приняло абсолютно логичное решение, когда присвоило этим организациям статус организации с заявленной избирательной целью. Однако одно – чисто юридический подход, а другое – государственная целесообразность», — заявил Кобахидзе.
Антикоррупционное бюро, оказавшись под давлением правительства, отменило первоначальное решение о фактическом отстранении двух НПО от наблюдения на выборах. При этом бюро заявило, что этот шаг был предпринят для снижения напряженности и в интересах общества. В оппозиции и гражданском секторе, при этом, ситуацию расценили как открытое вмешательство власти в работу независимого органа.
В свете последних событий очевидным, что «Грузинская мечта» пытается сбить градус. Власти оказались перед лицом серьезных вызовов, требующих не только политической ловкости, но и стратегического переосмысления своих позиций. По словам наблюдателей, сменившаяся риторика «Мечты» свидетельствует о том, что влияние внешних факторов и угроза санкций стали оказывать ощутимое влияние на внутреннюю политику партии.