Собственная валюта – один из показателей состоявшегося государства. Появлению лари предшествовал финансовый абьюз, как сейчас модно говорит, и провальная первая попытка введения национальной валюты.
Дело было так. После распада Советского Союза Грузия была привязана к рублю. Вскоре имевшиеся физические запасы советских рублей иссякли, российские рубли Москва не поставляла. Таким образом Кремль поступал со всеми бывшими республиками, рассчитывая вернуть их под контроль. Деньги граждан, даже если лежали на счету, ничего не значили – их невозможно было обналичить, соответственно невозможно было что-либо купить. В Грузии начался голод, зарплат не было, прилавки опустели. Говорят, к концу 1992 года в резервах Нацбанка оставались лишь пятикопеечные.
Ситуация патовая, Тбилиси экстренно вводит денежную единицу по названием «купон», которая, тем не менее, привязана к курсу рубля. Валюта эта была крайне нестабильной – она подверглась гиперинфляции и полностью обесценилась – была даже банкнота номиналом 1 млн. Купоны печатают в Великобритании, но параллельно во Франции уже идет работа над лари.
Почему Франция? В фирме «Франсуа Шарль Обертюр», где изготавливают французскую валюту, тогда работал потомок грузинских эмигрантов из Первой республики. Он связался с правительством Грузии или правительство вышло на него, но известно, что этот человек помог своей исторической родине выпустить деньги по максимально выгодным условиям. Дизайн лари был поручен художникам по фамилии Малазония – отцу и сыну. Они решили, что через новую валюту, то есть фактически визитную карточку страны, будет передан важный посыл: да, сейчас Грузии всего несколько лет, но мир должен знать, что это страна с многовековой историей, со своими героями, со своей литературой, живописью и архитектурой.
Кстати, никогда не задумывались, почему именно лари? Вариантов было много – «манети», «картули манети», «марчили», «рвали». Впрочем, лари всех обошел. Это старое грузинское слово, обозначающее «сокровище», «имущество». Его первое упоминание встречается в поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» 12-го века.
Задумка, да и исполнение получились красивыми, но к тому моменту Грузия жила в плоскости купонов и сумасшедшей инфляции в 7 тысяч % ежемесячно. К лету 1994-го в стране был зафиксирован беспрецедентный дефолт – курс купона составил 2 мон. 400 тыс. к 1 доллару. Прежде, чем вводить лари, купоны пришлось стабилизировать.
Здесь на помощь пришли Нидерланды, одолжившие правительству Грузии 1 млн долларов – взнос в Международный валютный фонд. Кстати, долг был списан, то есть 1 млн Нидерланды Грузии подарили. МВФ, в свою очередь, выделяет стране 27 млн долларов, которые направляются в Нацбанк с целью укрепления национальной валюты.
Все готово, курс стабилизирован. И вот 650 тонн свеженапечатанных банкнот лари спецрейсом прибывают из Франции в порт Поти, их грузят в 28 вагонов, которым под усиленной охраной без остановок предстоит отправиться в Тбилиси. В конце сентября президент Эдуард Шеварднадзе подпишет указ и 2 октября 1995 года в обращение в Грузии будут пущены банкноты номиналом в 1, 2, 5, 10, 20, 50 и 100 лари.
В 2007 году была выпущена купюра номиналом в 200 лари и важным политическим посылом. На ней с одной стороны изображен один из самых главных героев Грузии – лидер антисоветского восстания Какуца Чолокашвили, с другой – оккупированный Сухуми, надписи нанесены не только на грузинском, но и на абхазском.
Подпишись на нас в соцсетях:
URL: https://sovanews.tv
Telegram: https://t.me/sova_georgia
Facebook: https://www.facebook.com/sovanews/
Instagram: https://www.instagram.com/sova.news/
X: https://twitter.com/sovanews
Поддержите возможность получать независимую информацию в условиях усиливающегося давления на свободу слова в Грузии. SOVA – независимый голос о Грузии на русском языке. Мы вещаем из Тбилиси.
Patreon:
https://www.patreon.com/sovanews/membership
Donationalerts