Год назад с нападения боевиков палестинского движения ХАМАС на юг Израиля начался крупнейший вооруженный конфликт на Ближнем Востоке за последние полвека. Число его жертв уже исчисляется десятками тысяч и сейчас, после распространения боевых действий на территорию Ливана, ситуация балансирует на грани полномасштабной региональной войны. В нашей фотоподборке — ключевые моменты прошедших двенадцати месяцев этого конфликта.
7 октября 2023 года еще до рассвета из сектора Газа по городам на юге Израиля было выпущено необычайно большое — счет шел на тысячи — количество ракет. Но эта эскалация маскировала действительно беспрецедентное событие: тысячи бойцов ХАМАС разрушили ограждение между палестинской территорией и Израилем и набросились на ближайшие к границе населенные пункты.
Одной из первых и наиболее легких мишеней на пути нападавших стал музыкальный фестиваль Supernova, проходивший в праздничные для израильтян дни в паре километров от границы. На фото — разгромленная парковка фестиваля.
Вооруженные палестинцы врывались в кибуцы — израильские поселения. Нападениям подверглись также два города на юге страны — Сдерот и Офаким. Первыми жертвами стали те, кто не успел спрятаться в специальных укрепленных комнатах. Затем нападавшие вскрывали убежища или поджигали дома. Резня в приграничных деревнях продолжалась несколько часов.
Бои израильской армии с бойцами ХАМАС шли почти двое суток, оценить масштаб трагедии в Израиле смогли не сразу. Стало ясно, что помимо сотен убитых, палестинцы взяли в заложники 253 человека и увезли в сектор Газа.
Подсчет жертв продолжался несколько недель, идентификация погибших — несколько месяцев. По уточненным данным, в результате нападения погибли около 1200 израильских граждан, две трети из них — гражданские лица.
Уже 7 октября израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху определил произошедшее словом «война». По Газе были нанесены первые мощные удары артиллерией и с воздуха. Нетаньяху объявил о подготовке наземной операции в секторе Газа. Ее целями были обозначены уничтожение военной структуры ХАМАС и освобождение заложников.
Первые же удары Израиля по Газе привели к многочисленным разрушениям и жертвам среди мирного населения. Армия Израиля заявила, что населению города Газы необходимо покинуть свои дома и уходить на юг анклава. Впоследствии такие переселения происходили еще несколько раз — по мере того, как израильтяне переключалась на уничтожение отрядов и инфраструктуры ХАМАС в том или ином районе палестинской территории.
27 октября Израиль начал полномасштабную наземную операцию в Газе. Она стала крупнейшим военным конфликтом на Ближнем Востоке за последние 50 лет и привела к самым масштабным жертвам среди палестинцев за все время арабо-израильских cтолкновений с конца 1940-х годов.
Весь год, прошедший со дня нападения ХАМАС на Израиль, судьба заложников остается одним из главных предметов обсуждений внутри страны. В их поддержку проходят массовые акции не только в Израиле, но и по всему миру. От израильских властей требуют предпринять все возможное для спасения этих людей. С течением войны все чаще поднимается вопрос о том, возможно ли спасти захваченных людей без уступок в отношении ХАМАС и при сохранении вооруженного натиска в секторе Газа.
Эвакуация из Газы, где до начала вторжения проживало около миллиона человек, происходила хаотично и под продолжающимися обстрелами израильской армии. На юге граница палестинской территории с Египтом была блокирована, выбраться из сектора Газа смогли только обладатели иностранных паспортов. Единственные точки снабжения анклава продовольствием остались на юге. Израиль обвиняли в преднамеренном ограничении гуманитарных поставок в сектор Газа. Израильские власти заявляли, что вина лежит на ООН, плохой организовавшей процесс доставки еды и воды в Газу.
С первых дней военной операции Израиля в ответ на нападения 7 октября вопрос о том, кто и как считает жертв среди мирного населения сектора Газы, стал предметом спора сочувствующих Израилю и его критиков. Данные о погибших публикует министерство здравоохранения сектора Газа. В середине августа ООН, используя эти данные, заявила о гибели за 10 месяцев конфликта 40 тыс. мирных жителей. Израиль не принимает эти цифры, заявляя, что министерство полностью контролируется ХAMAC и ему нельзя верить. В ноябре Би-би-си решила верифицировать данные в списках погибших, которые предоставляют палестинские структуры, проверка показала, что искажений на момент подготовки материала не было.
21 ноября, через полтора месяца после начала наземной операции в Газе Израиль и ХAMAC объявили о перемирии. Его главным результатом стал обмен примерно половины захваченных 7 октября израильских заложников на 250 палестинских заключенных — женщин и несовершеннолетних, содержавшихся в израильских тюрьмах. Оставшиеся в Газе жители продолжали покидать свои дома и уходили на юг анклава.
Возвращение заложников в Израиль было встречено ликованием. За перемещением конвоев с освобожденными — из сектора Газа в Египет и потом в Израиль — жители страны следили в прямом эфире. На снимке выше члены молодежных организаций встречают вертолет, доставляющий нескольких освобожденных заложников в медицинский центр в пригороде Тель-Авива.
1-го декабря перемирие окончилось, Израиль распространил боевые действия на всю территорию анклава. Через несколько дней обстреливать начали Хан-Юнис на юге, куда до того из города Газы эвакуировались сотни тысяч жителей. В конце сентября 2024 года ООН с опорой на спутниковые данные заявила, что 66% всех построек в секторе Газа были повреждены. Треть из них — уничтожены полностью.
К началу зимы с критикой методов Израиля в этой войне начали выступать даже власти Соединенных Штатов, до того в основном поддерживавшие Биньямина Нетанияху. Президент Джо Байден заявил, что израильские военные используют «неизбирательную бомбардировку» в городах сектора Газа и призвал Израиль защитить мирных жителей от последствий военной операции. Израильские власти неизменно отвечали, что прилагают все силы к тому, чтобы удары по отрядам и инфраструктуре XAMAC были точечными, но предупреждали, что прочное сращивание структур ХAMAC с гражданским населением Газы делает неизбежными потери среди мирных жителей.
В начале январе израильская армия заявила, что «завершила демонтаж» командной структуры ХАМАС на севере сектора Газа. С тех пор военные сообщали о гибели десятков палестинских командиров и тысяч их бойцов. Является ли ущерб боевым способностям ХАМАС перманентным? Независимые аналитики говорят об этом с осторожностью. И даже израильские военные признают, что некоторые из 24 батальонов ХАМАС сохраняют боеспособность. В основном это касается тех частей, которые до сих пор удерживают израильских заложников.
Завершив операции в Газе, израильские военные продемонстрировали журналистам разветвленную систему тоннелей общей протяженностью в сотни километров, позволявшую бойцам ХAMAC перемещаться между объектами в городе. Тоннели проходили под больницами и даже учреждениями ООН. Необходимостью нейтрализации противника в тоннелях и командных пунктах, якобы сооруженных в гражданских объектах, Армия обороны Израиля объясняла появление своих солдат в больницах города Газы.
Сообщения о переговорах между Израилем и ХAMAC приходили регулярно, но договориться о новом прекращении огня так и не удалось. Безрезультатна была и попытка ООН склонить Израиль к прекращению огня и объявлению перемирия. На снимке посол Израиля в ООН советует желающим перемирия созвониться с лидером ХAMAC, намекая на то, что именно палестинская сторона не желает идти на уступки.
Число жертв среди мирного населения Газы продолжало расти десятками каждую неделю. Самым кровавым единичным эпизодом гибели палестинцев стала гибель как минимум 118 человек и ранение еще сотен жителей, пришедших к грузовикам с гуманитарной помощью ранним утром 29 февраля 2024 года. Израильские военные посчитали, что толпа у грузовиков неконтролируема и начали стрелять, как заявили представители армии — в воздух. Впоследствии армия Израиля утверждала, что от прямого огня погибло не больше 10 человек, которые — по утверждениям военных — намеревались разграбить припасы, а остальные стали жертвами давки в толпе, охваченной паникой. Палестинцы утверждали, что огонь велся целенаправленно по массе людей.
1 апреля израильскими ракетами, попавшими в группу автомобилей благотворительной организации World Central Kitchen были убиты семь ее сотрудников, занимавшихся доставкой еды в сектор Газа. Погибли волонтеры из Великобритании, Австралии и Польши, палестинец и канадско-американский гражданин. Власти Израиля признали, что военные совершили ошибку и пообещали провести расследование. WCK приостановила работу в секторе Газа, но в конце апреля вернулась к распределению наборов еды для палестинцев.
В этот же день израильские ракеты уничтожили здание рядом с посольством Ирана в Дамаске, столице Сирии. Израиль предупреждал, что поддержка, которую оказывает Иран движению ХAMAC в секторе Газа и «Хезболле» в Ливане, не останется без ответа. В разрушенном здании проходило совещание с участием высокопоставленных сотрудников иранского Корпуса стражей исламской революции. Среди погибших — два генерала КСИР. Один из них — Мохаммад Захеди, командир «Сил Кудс», отвечавший за операции иранских сил за рубежом.
Гибель иранских военачальников в Дамаске вызвала ответный ракетный удар из Ирана по Израилю 13 апреля. Запуск сотен ракет вызвал ликование среди иранцев. Однако этот удар не нанес Израилю существенного ущерба — большинство ракет были перехвачены на подлете. Израиль ответил на это ударами по иранским объектам ПВО в городе Исфахан неделей позже.
К середине лета интенсивность израильских операций в секторе Газа начала снижаться. Но критики израильских властей подчеркивали, что как минимум одна из заявленных при вторжении в Газу целей — освобождение заложников — так и не достигута. В последний день августа в тоннеле под городом Рафах на юге сектора Газа были обнаружены тела шести израильтян, взятых в плен 7 октября 2023-го года. Как заявили израильские военные, пленники были убиты незадолго до того, как их обнаружили, представители ХАМАС заявили, что всему виной нежелание израильских властей идти на компромиссы.
Премьер-министр Нетаньяху заявил, что Израиль не успокоится, пока виновные в гибели его сограждан не будут найдены, и сказал, что власти работают над соглашением, которое позволит освободить остающихся в плену. Эти слова не убедили родственников заложников и они организовали массовые демонстрации протеста с требованиями перемирия и заключения соглашения по освобождению заложников, а также новых выборов.
К сентябрю основное напряжение переместилось на северную границу Израиля — с Ливаном. Израильтяне предполагали, что угроза, даже большая, чем та, что представлял ХАМАС, будет исходить от движения «Хезболла», которое по сути подчинило себе систему безопасности Ливана. «Хезболла» начала обстреливать северные территории Израиля вскоре после нападения ХАМАС на юге, власти Израиля были вынуждены эвакуировать жителей десятков населенных пунктов вглубь страны.
17 сентября по всему Ливану начали взрываться пейджеры, которыми массово пользовались бойцы «Хезболлы», сотни их владельцев получили ранения, несколько человек погибли. На следующий день у «Хезболлы» начали взрываться портативные рации. На снимке — солдат ливанской армии в Бейруте освобождает дорогу для машины «Скорой помощи», которая везет очередного раненого.
Израиль продолжал охоту за членами «Хезболлы». Через три дня после операции с подрывом пейджеров ракетным ударом по зданию в Бейруте были уничтожены два высокопоставленных командира исламского движения. А утром 30 сентября ударами мощных бомб в ливанской столице был уничтожен бункер, где проводил совещание лидер «Хезболлы» Хассан Насралла, руководивший этой организацией с 1992 года. А 5 октября в ходе ракетного удара по северу Ливана погибли два старших военачальника ХАМАС.
Ликвидация руководителя «Хезболлы» стала еще одним мощным ударом по позициям Ирана, который поддерживает ее в течение долгих десятилетий. Власти в Тегеране заявили, что охота израильтян за руководством исламского движения не останется без последствий.
Через день Иран снова нанес по Израилю ракетные удары. На снимке — след ракеты в небе над Иерусалимом. На этот раз ракет было гораздо больше, чем в апреле. Но большинство из них были сбиты и, вопреки утверждениям иранских властей, не нанесли реального ущерба Израилю. Невзирая на то, что серьезных потерь от ракетного нападения не было, израильские власти пообещали нанести по Ирану ответный удар.
Израильские власти отвергли призывы к перемирию. Армейские части, переброшенные из сектора Газа, перешли границу с Ливаном и начали уничтожение бойцов и вооружений «Хезболлы» в приграничной полосе. Израиль заявляет, что эта операция является «ограниченной» и ее задача — ликвидировать угрозу, которую «Хезболла» представляет для северных районов Израиля, и добиться выполнения резолюций ООН 2006-го года, которые запрещали размещение войск к югу от ливанской реки Литани. Насколько краткосрочным и ограниченным будет это вторжение пока непонятно, и в первую годовщину нападения ХАМАС на Израиль угроза полномасштабной и долгой войны на Ближнем Востоке не исчезает.