7 октября 2023 года ХАМАС совершил беспрецедентную атаку на юге Израиля, убив в основном мирных жителей и захватив 251 заложника.
Это спровоцировало тотальную войну между Израилем и ХАМАС, которую называют одной из самых смертоносных в новейшей истории региона.
Би-би-си собрала данные о ходе войны и побеседовала с некоторыми пострадавшими от конфликта.
Фатьма Эдаама и ее семья всегда жили на севере Газы. Много месяцев они были свидетелями убийств, разрушений и голода.
Фатма описывает условия своей жизни как «унизительные и позорные».
Ей кажется, что она уже год находится в глубокой коме и что однажды она проснется и увидит ту Газу, которую когда-то знала — «красивую и живую».
Фатьма надеется. «Мы восстановим ее и вернем к жизни», — решительно заявляет она.
Жизнь и смерть в Газе
Война навсегда изменила жизнь Ашрафа аль-Аттара.
Ашраф работает медбратом в Европейской больнице в городе Хан-Юнис на юге сектора.
Он рассказал Би-би-си, что его жена и шестеро детей были убиты в результате израильского удара по Дейр-эль-Балаху в центральной части Газы: «За считанные секунды, все сразу».
Жена Ашрафа Хала была сотрудницей Агентства ООН по оказанию помощи и организации работ (БАПОР).
Их старшему сыну, Ихсену, было 15 лет. Младшему ребенку — дочери по имени Ватин — был всего год и восемь месяцев.
А еще у Ашрафа и Халы были четверняшки — два мальчика и две девочки — им было по 10 лет. Ашраф и Хала называли их всех «подарками Бога».
Израильская армия редко комментирует отдельные удары, и поэтому не сразу предоставила информацию об атаке, в результате которой рано утром 18 августа погибла семья Ашрафа.
В заявлении, опубликованном днем позже, говорилось, что военные провели операцию в окрестностях Дейр-эль-Балаха с заявленной целью «уничтожить террористов и разрушить боевые коммуникации над и под землей».
За год войны в секторе Газа, согласно заявлениям контролируемого ХАМАС минздрава сектора, погибли более 40 000 палестинцев.
После 7 октября всплеск насилия произошел и на Западном берегу.
По состоянию на 23 сентября 2024 года, по данным ООН, на оккупированном Западном берегу, включая Восточный Иерусалим, были убиты 693 палестинца. 676 человек убиты израильскими войсками и 12 — израильскими поселенцами.
Израиль заявляет, что рейды на Западном берегу нужны, чтобы остановить нападения палестинцев на израильтян на Западном берегу и в Израиле. При нынешнем израильском правительстве еврейские поселения здесь разрослись.
Палестинцы опасаются, что правое израильское правительство стремится сделать так, чтобы строительство поселений на Западном берегу стало необратимым.
Ситуация в Израиле
По данным израильских властей, в ходе нападения 7 октября погибло более 1200 человек, в большинстве — мирные израильтяне.
В ноябре 2023 года Би-би-си собрала доказательства того, что в вылазке 7 октября вместе с ХАМАС участвовали пять вооруженных палестинских группировок. Перед этим, начиная с 2020 года, они совместно готовили боевиков.
В тот же день ХАМАС и связанные с ним группировки захватили в заложники 251 человека.
За последний год некоторые из этих заложников были освобождены, часть из них — в результате дипломатических переговоров, а часть — в ходе военных операций.
34-летний Ярден Бибас, его жена Шири и двое детей были в числе заложников, захваченных ХАМАС.
29 ноября 2023 года ХАМАС заявил, что Шири и двое ее детей, находившиеся в плену, были убиты в результате израильского авиаудара. Израильское правительство заявило, что проверяет это заявление.
Орфи Бибас Леви — сестра Ярдена. Она надеется, что брат и его семья еще живы.
Она говорит, что не уверена, как долго они смогут продержаться в плену, который она называет «бесчеловечным», особенно для детей в таком возрасте, но она «изо всех сил старается не терять веру».
Аду Саги, 75-летнюю израильскую активистку движения за мир, боевики ХАМАС захватили в плен в ее доме в кибуце Нир-Оз 7 октября. Она была заложницей в Газе 53 дня.
Она была одной из 105 израильских заложников, освобожденных в ходе недельного перемирия в конце ноября 2023 года.
Их обменяли на 240 палестинских заключенных, освобожденных из израильских тюрем.
«Теперь я не верю в мир», — говорит она.
В Газе нет безопасных мест
По оценкам ООН, на 30 сентября 2024 года население Газы составляло около 2,1 миллиона человек. 90% из них стали беженцами.
На протяжении всего года войны израильская армия издавала приказы об эвакуации, направляя людей в определенные ею «безопасные районы».
В отчете ЮНИСЕФ за август 2024 года говорится, что 1,7 миллиона жителей Газы эвакуировались на территорию площадью 48 квадратных километров. Таким образом, плотность населения там, в лагере беженцев на полоске берега внутри сектора Газа, составляет более 35 тысяч человек на квадратный километр.
Нжуд Абу Калуб 31 год. Она — одна из 1,9 миллиона перемещенных лиц в Газе.
Нжуд и ее четверо детей были вынуждены переезжать 11 раз из-за израильских приказов об эвакуации или ударов.
Иногда им приходилось бежать от перенаселенности и болезней.
Сейчас она живет во временной палатке в Аль-Маваси, на песчаном морском берегу в Хан-Юнисе. Ранее этот район был объявлен Израилем безопасной зоной, но однажды и по нему нанесли удар. Нжуд не планирует больше переезжать.
Как и многим другим перемещенным лицам в Газе, Нжуд Абу Калуб некуда будет вернуться после окончания войны.
В марте этого года эксперты ООН заявили, что с начала войны в Газе были повреждены или разрушены более 70% всех домов.
Только за первые шесть дней войны израильские ВВС сбросили на Газу более 6000 бомб.
Израильская операция в Газе началась в северной части сектора и продвигалась на юг, пока не достигла Рафаха на границе с Египтом.
По оценкам ООН, к началу июля 2024 года в Газе скопилось более 40 миллионов тонн обломков зданий — на каждый квадратный метр земли в Газе приходится 115 килограммов обломков.
По оценкам ООН, на расчистку завалов, которые представляют смертельную угрозу для жителей Газы, так как могут содержать неразорвавшиеся боеприпасы и вредные вещества, может уйти 15 лет и более 500 миллионов долларов.
«Чтобы восстановить хотя бы только полностью разрушенное во время войны жилье, потребуется время как минимум до 2040 года», — так оценили перспективы восстановления Газы авторы доклада Программы развития ООН, опубликованного в мае 2024 года.
Асель потеряла брата в этой войне. Ее мать больна раком, и попытки семьи отправить ее на лечение из Газы не увенчались успехом.
Ее отец страдает от серьезного заболевания почек.
В самые тяжелые дни ей кажется, что жить больше не для чего.
Асель сказала Би-би-си, что все, чего она хочет — это обеспечить лечение матери и отцу и покинуть Газу и воссоединиться со своим женихом на Кипре, когда война закончится.
Найти способ остановить войну становится все труднее — хотя на это отчаянно надеются те, кто пострадал от конфликта.
Ситуация становится все сложнее, а волна насилия стремительно разрастается, разливаясь по всему Ближнему Востоку.
Графика: Раис Хуссейн, Кейт Гейнор и Джерри Флетчер