Московского активиста Евгения Мищенко приговорили к 12 годам строгого режима по обвинению в участии в легионе «Свобода России» (признан в России террористической организацией и запрещен). Обвинение доказывало вину Мищенко, дежурившего на «Немцовом мосту» — стихийном мемориале памяти политика Бориса Немцова — записями разговоров с полицейским, выдававшим себя за волонтера.
Признал обстоятельства дела, но не признал вину
Как сообщила прокуратура Москвы, 50-летний Мищенко был признан виновным в участии в деятельности террористической организации (ч. 2 ст. 205.5 УК РФ). Согласно приговору, первые три года активист проведет в тюрьме, а остальной срок — в колонии строгого режима.
Прокуратура требовала приговорить Мищенко к 16 годам заключения. 2-й Западный окружной военной суд счел смягчающим обстоятельством положительную характеристику мужчины по месту работы, а также тот факт, что у него на иждивении находится жена с инвалидностью, передает «Медиазона» (в реестре «иноагентов»).
Согласно сообщению прокуратуры, в мае 2023 года волонтера «Немцова моста» вступил в легион «Свобода России» (подразделение из россиян, воюющее на стороне Украины) и «совершал умышленные действия, направленные против безопасности Российской Федерации»: в частности предлагал участникам формирования пользоваться принадлежащими ему земельными участками в Московской и Смоленской областях, а также отправлял им фото и видео стратегических объектов.
Как писала «Медиазона», в обвинительном заключении говорилось, что Мищенко якобы предложил легиону «Свобода России» использовать свой земельный участок в деревне Теплое Смоленской области для размещения там пусковых ракетных установок, а также отправил организации видео, снятое на аэродроме Кубинка.
Мищенко признал фактические обстоятельства дела, но не признал вину, отмечала «Медиазона». Он назвал уголовное дело политически мотивированным и заявлял, что «доказательства добыты противозаконным путем».
«Воспользовалась моей доверчивостью, наивностью»
Мищенко часто волонтерил на «Немцовом мосту» — импровизированном мемориале на Большом Москворецком мосту, возникшем на месте убийства политика Бориса Немцова, который часто разрушали коммунальные службы и прокремлевские активисты.
Как отмечают «Медиазона» и SotaVision (также в реестре «иноагентов»), большая часть доказательств в материалах дела против Мищенко была построена на рапортах сотрудника центра «Э», который выдавал себя за волонтера «Немцова моста» и записывал разговоры с активистом на диктофон.
По словам Мищенко, именно этот «волонтер» предложил ему установить VPN и постоянно интересовался ходом переписки с представителями запрещенной организации, а также предлагал активисту купить оружие, беспилотник и нанять «неадекватного человека с химической зависимостью» для выполнения диверсионных задач, пишет SotaVision.
Со слов стороны обвинения, сейчас сотрудник, выдававший себя за волонтера, находится в зоне СВО (так российские власти до сих пор называют полномасштабное вторжение в Украину).
«У меня была задача провести какую-то акцию, сказать, что не все в России поддерживают войну, — сказал активист в своем последнем слове (цитата по SotaVision). — Я хотел показать, что не все сошли с ума. Оперативно-розыскная группа воспользовалась моей доверчивостью, наивностью».
Как отмечает «Медиазона», до этого в ходе прений Мищенко заявил, что сожалеет о том, что «попал в такую ситуацию», но не чувствует за собой вины, и выйдя на свободу «будет тех же самых убеждений».
Мищенко был задержан 11 сентября 2023 года. Как сообщал его адвокат Николай Фомин, при задержании активисту сломали несколько ребер, после чего госпитализировали, однако позже его отправили в СИЗО.