Поздно вечером 21 сентября 1937 года в Москве по обвинению в участии в заговоре был задержан 29-летний театральный художник из Грузии. Молодого человека объявили «врагом народа» и без суда и следствия приговорили к расстрелу. Приказ был приведен в исполнение в Тбилиси. Спустя всего два года с обозначенных событий советские функционеры отправят эскизы художника на выставку в Лондон. Работы удостоятся золотой медали и принесут своему автору Петре Оцхели посмертное международное признание.
Петре родился в Кутаиси в 1907 году, в обеспеченной католической семье. Походы в театр у Оцхели были традицией. С раннего детства рисование было страстью будущего художника, на спектакли он брал с собой блокноты и делал зарисовки.
После школы Оцхели поступает в Тбилисскую академию художеств. В бытность студентом ему доверяют оформление пьесы. Постановка станет для Оцхели судьбоносной. Ему 22, его работу видит сам Коте Марджанишвили, который предлагает молодому человеку должность главного художника в новом театре в Кутаиси.
Первая постановка Оцхели – «Уриэль Акоста», после нее у злопыхателей вопросов не остается: театральное общество признает в нем вундеркинда. В начале прошлого века, когда Оцхели только начинал свой путь, мир был совсем другим. Это был первый крупный культурный перелом двадцатого века, в воздухе витали творчество и эксперименты, во всем мире происходила переоценка традиционных форм выражения и, в более широком смысле, самой реальности. Тбилиси же был своеобразной Меккой, куда приезжали выдающиеся деятели искусства своего времени.
Сотрудничество с Марджанишвили сыграло решающую роль в становлении Оцхели как одного из величайших грузинских сценографов. К каждой постановке он создавал 40-50 эскизов, и все они были полноценными, доработанными. По словам Марджанишвили, Петре приносил актерам разжеванный материал, его эскизы передавали жесты, мимику, характер персонажей.
После смерти режиссера в 1933-м Петре Оцхели переезжает в Москву, где по приглашению Серго Амаглобели устраивается в Малый Театр. Говорят, художник уехал из Грузии по двум причинам: смерти Котэ Марджанишвили и отсутствия критики на родине. По утверждению биографов, его расстраивало, что режиссерам и актерам безусловно нравилось все, что он предлагал.
В общем, в Малом Оцхели успевает поставить два спектакля – «Славу» Гусева и «Коварство и любовь» Шиллера. Потом его задерживают и объявляют «врагом народа».
Всего за 9 лет активной творческой деятельности художник приложил руку к огромному количеству постановок, работал над фильмами, сотрудничал с выдающимися режиссерами своего времени, в том числе со Станиславским. Можно только представить, каких высот он мог добиться, если бы не советская цензура и репрессии.
Где расположена могила Петре Оцхели, никто не знает. Но его творчество буквально по всей Грузии. Художника можно встретить и в огромном мурале, и в концептсторе, и в магазине для постеров, где обязательно будет его самая знаменитая зарисовка «Крылатый маляр» для одноименного кинофильма.
Искусствоведы говорят, что успех творчества Оцхели можно объяснить совпадением его художественных идеалов с идеалами эпохи, в которой он жил. Впрочем, парадокс Оцхели заключается в том, что даже сейчас он безумно модный и актуальный. Его виртуальная выставка на Google Arts & Culture так и называется: «Вечно современный».
Подпишись на нас в соцсетях:
URL: https://sovanews.tv
Telegram: https://t.me/sova_georgia
Facebook: https://www.facebook.com/sovanews/
Instagram: https://www.instagram.com/sova.news/
X: https://twitter.com/sovanews
Поддержите возможность получать независимую информацию в условиях усиливающегося давления на свободу слова в Грузии. SOVA – независимый голос о Грузии на русском языке. Мы вещаем из Тбилиси.
Patreon:
https://www.patreon.com/sovanews/membership
Donationalerts