26 октября граждане Грузии проголосуют на парламентских выборах, которые президент Грузии назвала «экзистенциальными», поскольку выбор, по словам Зурабишвили, стоит так: назад в прошлое — Россия, или вперед, в будущее — Евросоюз.
Предлагаем обзор OC Media тех партий, за которые избиратель может проголосовать 26 октября. Материал представляет сильные и слабые стороны политсубъектов.
В отличие от предыдущих лет, эти выборы пройдут по полностью пропорциональной системе. А значит, партиям будет выделен процент от 150 мест в парламенте. Он будет полностью основан на проценте голосов, которые они получат по всей стране. Это означает, что отдельные депутаты в одномандатных округах избираться больше не будут.
Партия власти «Грузинская мечта» установила проходной порог в 5% голосов. Угроза не добрать эти 5% (только «Грузинская мечта» и «Национальное движение» в 2020 году набрали более 5% голосов) привела к консолидации оппозиционных партий в Грузии в четыре коалиции.
«Мечта»
Партия власти «Грузинская мечта» основана олигархом и ныне ее почетным председателем Бидзиной Иванишвили. К власти пришла коалиционно, путем ее мирной передачи от ЕНД в 2012 году и с тех пор оставалась непобежденной на общенациональных выборах, включая парламентские выборы в октябре 2020 года, где обеспечила себе третий срок пребывания у власти. Однако коалиция была распущена в 2016 году перед парламентскими выборами.
Это — первый случай, когда партия власти борется за мандат на руководство Грузией «с сильной авторитарной программой, которая противоречит желанию грузин укреплять связи с ЕС и НАТО».
Сильные стороны: находится у власти, имеет финансовые ресурсы Иванишвили, административные ресурсы, находящиеся под контролем правительства.
Слабые стороны: сильный антизападный поворот, который может оттолкнуть некоторых из их традиционных избирателей, — тех, кто более восприимчив к идее «Мечты» о «диверсифицированной» внешней политике партии.
Коалиция «Единство»
Национальное движение «Единство» — коалиция из нескольких партий: «Единое Национальное Движение» (партия Саакашвили), «Стратегия Агмашенебели», «Европейская Грузия», несколько небольших групп, которые ранее были союзниками партии.
Как и другие прозападные группы, «Единство» резко критиковало ухудшение отношений правящей партии с ЕС и США, пообещав обратить вспять «путинизацию Грузии олигархом Иванишвили».
ЕНД
Правящая партия Грузии при президенте Михаиле Саакашвили с момента «Революции роз» 2003 года до их свержения в 2012 году. Она также получает стабильно высокие отрицательные рейтинги в опросах общественного мнения, и многие исключают возможность ее поддержки. В результате большая часть оппозиции дистанцировалась от пагубного наследия последних лет пребывания партии у власти.
В июле прошлого года партия назначила нового председателя, заменив Левана Хабеишвили на Тину Бокучава. Партия сохраняет непоколебимую лояльность к Саакашвили. В 2023 году в ЕНД озвучили идею выдвинуть его кандидатуру на пост премьер-министра.
Сильные стороны: унаследованная партия; стабильные сторонники Саакашвили.
Слабые стороны: Отсутствие четких формулировок в отношении злоупотреблений властью во время их правления. Неспособность выдвинуть нового лидера, который не выглядел бы незначительным по сравнению с основателем партии.
«Стратегия Агмашенебели»
Лидер партии — Георгий Вашадзе, энергичный бывший чиновник ЕНД, который утверждает, что знает, как двигать страну на Запад. Политсила участвовала почти во всех избирательных коалициях, возглавляемых ЕНД, после того, как отделилась от него в 2016 году.
Сильные стороны: Вашадзе является лидером реформ государственной службы во время правления ЕНД.
Слабые стороны: Неспособность позиционировать себя как партию с амбициями большими, чем у ЕНД.
«Европейская Грузия»
В 2017 году партия лишила ЕНД большинства своих депутатов, отколовшись от движения и позиционируя себя как де-факто «Нацдвижение» без культа личности Саакашвили. Ее составляли Гига Бокерия, Давид Бакрадзе, Серги Капанадзе и Гиги Угулава.
Однако на парламентских выборах в 2020 году она получила менее 6% голосов. К началу 2024 года в партии остались только Бокерия, его жена и основательница медиа-группы Tabula Тамар Черголеишвили, которые в начале августа были вынуждены уйти. Партия вернулась в объятия ЕНД.
Сильные стороны: новый лидер партии Гиги Церетели – опытный политический деятель.
Слабые стороны: все остальные видные лидеры покинули партию с 2018 года.
Коалиция «За перемены»
Альянс, созданный партией Akhali в марте, похоже, стал платформой для нового поколения лидеров, которые сделали свои первые политические шаги в тени руководства Михаила Саакашвили, но стали более амбициозными в его отсутствие как у власти, так и в стране. В коалиции есть четыре более или менее одинаково популярных лидера вместо одного — формального или неформального: «Ахали», «Гирчи — больше свободы», «Дроа!» и в августе к ним присоединилась «Республиканская партия». Главный кандидат коалиции Нана Малашхия — участница акции протеста против аналога российского закона об иноагентах (женщина с флагом в руках).
«Ахали»
Лидеры — Ника Мелия (покинул должность лидера ЕНД) и Ника Гварамия (чиновник при ЕНД, основал Mtavari Arkhi — оппозиционный канал).
Сильные стороны: оба лидера, по-видимому, привлекают значительную часть городских либеральных избирателей в новообразованную партию, перетягивая многих сторонников ЕНД. Непреднамеренным преимуществом является то, что менее информированные избиратели могут ошибочно полагать, что они голосуют за ЕНД и Мишу, выбрав в бюллетене «Коалицию за перемены».
Слабые стороны: не было времени выдержать испытание временем, и поначалу излучали неловкую химию, которая вызывает опасения по поводу стабильности партийного руководства.
«Дроа!»
Лидер — Элене Хоштария, бывшая представительница ЕНД, которая в начале 2021 года сформировала свою собственную партию после того, как от нее отвернулась отделившаяся от ЕНД партия «Европейская Грузия».
Партия заняла сильные антироссийские позиции.
Сильные стороны: Хоштария создала политический бренд с фокусом на снижение токсичности, путем избегания личных нападок на другие оппозиционные группы и деятелей, что может понравиться некоторым либеральным избирателям, опасающимся борьбы внутри оппозиции.
Слабые стороны: партия пытается стать достаточно крупной, чтобы работать независимо.
«Гирчи — больше свободы»
Лидер — Зураб (Гирчи) Джапаридзе, экс-чиновник ЕНД. Отмежевался от партии «Гирчи» и создал новую платформу. Группа Джапаридзе первой откололась от ЕНД в 2016 году.
Партия активно использует соцсети и привлекает относительно стабильную аудиторию молодых избирателей с помощью нетрадиционных политических трюков и пропаганды либерализации борьбы с наркотиками.
Сильные стороны: использует неформальный и нетрадиционный стиль общения, который иногда включает в себя юмор и гнев с использованием неотфильтрованных выражений.
Слабые стороны: их либертарианские позиции и заявления часто разочаровывают либеральных избирателей, которые ставят во главу угла вопросы равенства и активные меры против дискриминации.
Коалиция «Сильная Грузия»
Это — четыре субъекта: партия «Лело» с Мамукой Хазарадзе, который является самым сильным лидером альянса, даже если это открыто не признается. В остальном альянс представлен как сотрудничество четырех лидеров — Хазарадзе, Анны Долидзе, Алеко Элисашвили и Левана Цуцкиридзе – объединение, которому не удалось объединиться с партией Георгия Гахария «Гахария за Грузию», поскольку эта идея не была принята всеми.
Ожидается, что «Сильная Грузия» понравится избирателям, разочаровавшимся как в группах, находящихся под влиянием Саакашвили, так и в правящей партии.
«Лело за Грузию»
Партия экс-банкиров Мамуки Хазарадзе и Бадри Джапаридзе, центр притяжения для прозападных и либеральных избирателей, которые испытывают неприязнь к Саакашвили и ЕНД.
Сильные стороны: имидж их лидеров как финансово компетентных и имеющих хорошие связи, чтобы помочь экономике за счет международных инвестиций; предлагают альтернативу «Мечте» и ЕНД.
Слабые стороны: лидеры партии хранили молчание по поводу острых политических событий в стране до 2019 года; лидеры партии неоднократно подвергались обвинениям в хищнической политике банковского кредитования и связанных с ней эвикций (истребование у покупателя приобретенного им имущества по основаниям, возникшим до продажи).
«Для народа»
Лидер — Анна Долидзе, бывший заместитель министра обороны при «Мечте», правозащитница, критик ЕНД и партии власти. Партия основана в середине 2021 года, сосредоточившись на таких вопросах, как судебная реформа, деньги в политике и исчезновение общественных пространств.
Сильные стороны: критика Долидзе в адрес обеих основных политических партий делает ее относительно невосприимчивой к типичному обвинению всех критиков «Мечты» в том, что она состоит в союзе с партией Саакашвили.
Слабые стороны: как и «Лейбористская партия», группа Долидзе является частью левого политического спектра Грузии, который изо всех сил пытается расти.
«Площадь Свободы»
Это — детище Левана Цуцкиридзе, бывшего главы Восточноевропейского центра многопартийной демократии. Из гражданского сектора пришел в политику.
Сильные стороны: группа в основном состоит из политических экспертов без токсичного политического багажа.
Слабые стороны: группа, которая образовалась незадолго до вступления в коалицию, имеет ограниченное признание среди общественности.
«Граждане»
Лидер — Алеко Элисашвили, бывший журналист и городской активист известен своими пламенными речами и прямолинейным подходом.
На выборах мэра Тбилиси занял второе место, обойдя кандидата от ЕНД. Однако он не смог воспользоваться этим успехом и только в 2020 году создал собственную партию. Ударил по лицу парламентского лидера фракции «Грузинская мечта» Мамуку Мдинарадзе во время слушаний по закону об иностранных агентах.
Сильные стороны: Элисашвили.
Слабые стороны: Элисашвили.
«Альянс патриотов»
Их коалиция является ярким примером брака по расчету, поскольку входящие в нее основные группы — Альянс патриотов и Консервативное движение, широко известное как Alt-Info, — никогда не предлагали объединиться, пока партия Alt-Info не была снята с регистрации.
Альянс патриотов получил 4 места на предыдущих выборах, но отошел от парламентской деятельности и, несмотря на свои обещания, изо всех сил пытался вернуться. Вместе с Alt-Info они разделяют мнение о том, что консерватизм «Мечты» неискренен и ненадежен.
Сильные стороны: их лидер, опытный участник антилиберальных кампаний и известная журналистка Ирма Инашвили.
Слабые стороны: избирательная база партии в основном более старая, и ей, возможно, будет трудно вернуть сторонников, которые перешли на Alt-Info; партия может активно критиковать «Мечту», но они также иногда кажутся слишком лояльными к правительству.
Alt-Info
Превзойдя в последние годы другие ультраправые группировки, Alt-Info заявляет о своей миссии по предотвращению захвата «Мечтой» сильных консервативных и антизападных позиций, которые они отстаивали.
За несколько месяцев до выборов власти отменили регистрацию Консервативного движения, что породило слухи о возможном прекращении неформального союза между Alt-Info и партии власти.
Сильные стороны: партия власти частично и только недавно переняла риторику Alt-Info о суверенитете и сопротивлении давлению Запада, что позволяет Alt-Info претендовать на аутентичность и согласованность.
Слабые стороны: склонность к политическому насилию и резким высказываниям, нестабильное руководство, частые притеснения со стороны Facebook.
«Грузинская идея»
Партия была создана и в настоящее время возглавляется Леваном Чачуа, который был заключен в тюрьму в 2010 году за штурм частного телеканала, где обсуждалась скандальная книга.
«Мечта» освободила Чачуа как политзаключенного в 2013 году, он стал участвовать в кампаниях по ограничению прав гомосексуалистов, женщин и детей.
Сильные стороны: последовательность.
Слабые стороны: низкая узнаваемость; очевидная нехватка финансовых ресурсов; партия склонна поддерживать более сильных ультраправых лидеров вместо того, чтобы создать такого.
Партия бывшего главы МВД и экс-премьера «Гахария за Грузию»
Партия «Гахария за Грузию» сохраняет оптимизм не только в отношении самостоятельного преодоления 5%-ного барьера на предстоящих выборах, но и в том, что лишает «Мечту» или группы, возглавляемые ЕНД, шанса сформировать коалиционное правительство.
Многие эксперты полагают, что партия, основанная и возглавляемая бывшим премьер-министром Грузии Георгием Гахария может получить существенную поддержку со стороны государственных служащих, которые обеспокоены все более антизападными и авторитарными позициями правящей партии.
Сильные стороны: инерция культа личности Гахария, усилившегося во время его премьерства в 2019-2021 годах; более привлекательна для государственных служащих, умеренных и пожилых избирателей.
Слабые стороны: может столкнуться с трудностями при переманивании избирателей у либеральных партий, многие из которых все еще затаили обиду на него за подавление антиправительственных протестов в 2018-2019 годах, а некоторые опасаются, что Гахария может стать побочным проектом Иванишвили, или что они могут примириться, если представится такая возможность.
«Гирчи»
После парламентских выборов 2020 года и отдельного спора о детской порнографии, который привел к расколу, либертарианская партия «Гирчи» продолжала существовать без своего лидера, Зураба Гирчи Джапаридзе, в основном полагаясь на свое представленность в парламенте четырьмя местами.
Она пыталась помочь грузинским призывникам избежать военной службы, а недавно выступила за массовую амнистию заключенных – идею, которую правящая партия подхватила накануне выборов.
Инициатива партии — отмена обязательных гендерных квот. Этот шаг, по мнению некоторых либеральных избирателей, заработал «Гирчи» репутацию группы, способствующей антиевропейским шагам «Мечты».
Сильные стороны: прагматична в сотрудничестве с другими группами, уделяя меньше внимания персонализированной политике. Идеологическая последовательность.
Слабые стороны: эпизодическое сотрудничество с парламентским большинством «Мечты» привело к обвинениям в сговоре с правящей партией.
«Лейбористская партия»
Лидер — Шалва Нателашвили. На протяжении многих лет лейбористы сохраняли стабильную базу избирателей, но им было трудно расти. Маловероятно, что партия преодолеет избирательный барьер в одиночку.
Сильные стороны: стремление выражать социальные и экономические претензии.
Слабые стороны: неспособность сменить руководство с момента создания партии 29 лет назад; резкие и порой конфликтные заявления председателя партии Шалвы Нателашвили.
Президент Саломе Зурабишвили
После избрания нового парламента 26 октября Грузия назначит нового президента, но уже не прямым голосованием, а через коллегию выборщиков — то есть решать, кто будет следующим президентом будут 150 депутатов парламента, а также 150 представителей, отобранных местными органами власти, что еще больше ограничит президентские полномочия.
Зурабишвили использовала свое уникальное положение, став единственным государственным учреждением, способным противостоять антизападным шагам правящей партии. Это позволило ей стать одним из самых популярных политиков в Грузии, возможно, среди многих представителей поколения Z, голосующих впервые.
Ее последней инициативой является «Грузинская хартия», которую подписали все ключевые прозападные политические группы в Грузии.
Сильные стороны: послужной список в продемократическом движении во время президентства Саакашвили делает ее относительно невосприимчивой к правительственным теориям заговора, которые предполагают, что почти все их критики и соперники, включая ее, находятся в сговоре с ЕНД.
Слабые стороны: как и у Гахария, история тесных союзнических отношений Зурабишвили с Иванишвили вызывает беспокойство у некоторых антиправительственных избирателей; будучи кандидатом в президенты в 2018 году, она заняла одну из самых непопулярных и противоречивых позиций, обвинив правительство Саакашвили в развязывании войны против Цхинвальского региона в 2008 году.