Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил, что смерть лидера ХАМАС Яхьи Синвара, который был убит израильскими военными, не означает окончания войны в секторе Газа, поскольку борьба за освобождение заложников и уничтожение ХАМАС продолжается. Мы рассказываем о первых оценках последствий гибели Синвара для самой группировки и для Израиля.
В своем заявлении Нетаньяху сказал, что Синвар был виновен в «самом ужасном массовом убийстве в истории нашего народа со времен Холокоста», поскольку организовал нападение на Израиль 7 октября 2023 года.
Израильский премьер также обратился к жителям сектора Газа. «Синвар разрушил ваши жизни, — заявил он. — ХАМАС больше не будет управлять Газой. Сегодня начинается время после ХАМАС и для вас, жителей Газы, это дает возможность наконец освободиться от этой тирании». «Возвращение заложников — это возможность выполнить все наши цели и приблизить конец войны», — добавил он.
В ходе совершенного ХАМАС беспрецедентного нападения на Израиль было убито более 1200 израильтян, еще около 250 были взяты в заложники боевиками. После начала военной операции в секторе Газа, по данным палестинских властей, погибло почти 42 тысячи человек, а большая часть из 2,3 млн жителей Газы лишилась крова.
Что смерть Синвара означает для ХАМАС
Как передает корреспондент Би-би-си по вопросам безопасности Фрэнк Гарднер, исчезновение Синвара как игрока в секторе Гара представляет собой самый серьезный стратегический удар по ХАМАС за последнее время.
Любому, кто знаком с карьерой этого человека с момента его освобождения из израильской тюрьмы в 2011 году, известно, что именно Синвар управлял политическим и военным крылом ХАМАС — и именно в его руках находились все рычаги влияния.
Он назначал руководителя правительственного комитета ХАМАС, который управляет Газой. Вместе со своим братом Мохаммедом, командиром наиболее мощных вооруженных отрядов ХАМАС на юге Газы, Синвар также определял кандидатуры командующих военными подразделениями группировки.
Все это означает, что ХАМАС будет трудно быстро восстановиться после серии нанесенных группировке ударов и найти Синвару подходящую замену, заключает наш корреспондент.
По его словам, в прошлом ХАМАС был вынужден скрывать имена своих высших руководителей по соображениям безопасности. После убийства Исмаила Хании летом этого года группировка обсуждала подобный вариант — и теперь его вероятность стала еще выше.
Как пишет Гарднер, решение ХАМАС назначить лидером Синвара было шагом, призванным продемонстрировать Израилю непоколебимость и решимость продолжать борьбу: трудно было найти более бескомпромиссную кандидатуру.
Однако после этого израильтяне начали убивать лидеров ХАМАС одного за другим (так же как и руководителей ливанской группировки «Хезболла»), погибло множество ее боевиков, а склады с оружием были взорваны.
Теперь группировке предстоит решить, пришло ли время заключить с Израилем некую сделку и тем самым положить конец военной операции, которая за год разрушила Газу.
Или же ХАМАС, напротив, может решить продолжать вооруженную борьбу, надеясь «переупрямить» Израиль, несмотря на ужасающее число смертей среди мирного палестинского населения, которое принес этот конфликт.
Недавно глава Государственного департамента США Тони Блинкен заявил, что соглашение о прекращении огня в Газе было «готово на 90%». Убийство Синвара может наконец предоставить возможность довести эту сделку до конца и вернуть израильских заложников.
Но оно также может достичь и противоположного эффекта: разозлить членов ХАМАС и заставить их отвергнуть любые компромиссы, пишет Фрэнк Гарднер.
По мнению обозревателя британской газеты Guardian Джейсона Берка, командование силами ХАМАС в Газе, вероятно, перейдет к младшему брату Синвара, 40-летнему Мохаммеду. Тот, скорее всего, продолжит стратегию не слишком активной партизанской войны против Израиля при сохранении попыток удерживать над Газой некоторый административный контроль.
Он также будет пытаться и дальше использовать для давления на Израиль международное возмущение в связи с жертвами среди гражданского населения.
Однако на более общем уровне ХАМАС погрузится в хаос, считает Берк: теперь ему предстоит найти нового лидера и сделать это будет непросто, поскольку Мохаммеду будет трудно объединить и сплотить организацию.
Фрэнк Гарднер пишет, что самым логичным для ХАМАС ответом на убийство Синвара станет его провозглашение «мучеником», обещание отомстить и быстрое назначение нового руководителя с репутацией закаленного в боях бойца.
Шанс для окончания войны? Как отреагирует Израиль
Корреспондент Би-би-си в Израиле Люси Уильямсон пишет, что Синвар был тем человеком, который больше года мешал Нетаньяху выполнить обещания, данные премьером после нападения ХАМАС на Израиль 7 октября.
Глава израильского правительства обещал одержать «полную победу» над ХАМАС. Как говорили многие, подобные утверждения, были несостоятельными с военной точки зрения и невозможными с политической — пока во главе палестинской группировки стоял Синвар.
Его смерть может открыть для израильского лидера путь к тому, чтобы объявить победу — и даже формально закончить войну в Газе.
Однако теперь Израилю стало труднее планировать свои действия на будущее — и ему будет еще сложнее найти и вернуть домой более 100 заложников, предположительно, все еще остающихся в Газе.
Контроль ХАМАС над ситуацией в Газе и так был значительно ослаблен, но теперь он может быть еще больше подорван тем фактом, что группировка обезглавлена и передача власти будет происходить в условиях хаоса.
Данные о том, что Яхья Синвар был убит, когда он пытался скрыться в одном из зданий средь бела дня, противоречат оценкам Израиля о том, что лидер ХАМАС скрывался в глубоких тоннелях под Газой — и для защиты его окружали израильские заложники.
Это взывает новые вопросы о том, сколько из заложников все еще живы и в насколько трудной ситуации находился сам Синвар.
Для ХАМАС выживание равносильно в этой войне победе. Но для лидеров Израиля значительной составляющей победы является смерть Синвара, заключает наш корреспондент.
Впрочем, как пишет Фрэнк Гарднер, трудно представить, что Израиль прекратит войну, если только ХАМАС не капитулирует — или же если не будет достигнуто соглашение о судьбе сектора Газа, предполагающее возвращение всех заложников — как живых, так и мертвых.
Еще один возможное условие для окончания военных действий: правительство Нетаньяху должно решить, что ХАМАС больше не представляет угрозу для Израиля.
А без всего этого конец войны в Газе — и ежедневных страданий жителей сектора — все также далек, как до сегодняшнего дня, отмечает наш обозреватель.