Глава российского посольства в Лондоне заявил, что ему нечего сказать родственникам Дон Стерджесс — жительницы Солсбери, скончавшейся от отравления нервно-паралитическим веществом «Новичок», использованным для покушения на жившего в том же городе двойного агента Сергея Скрипаля.
В отличие от самого Скрипаля и его дочери Юлии, которых после отравления «Новичком» удалось спасти, 44-летняя Стерджесс сама распылила на себя яд, приняв его за духи, и вскоре скончалась.
Британские власти пришли к выводу, что отравление Скрипаля было организовано агентами российских спецслужб. Осужденный в России за госизмену, в 2010 году в результате обмена шпионами бывший агент ГРУ оказался на свободе в Англии, но от мести Москвы это его не спасло.
На них адвокат семьи погибшей женщины Адам Строу заявил, что в качестве свидетеля на слушания необходимо вызвать президента России Владимира Путина, чтобы тот дал показания и «посмотрел в глаза родственникам Дон».
Ведущая воскресной аналитической программы Би-би-си Лора Кюнсберг передала эту просьбу российским властям лично, пригласив на интервью посла России в Великобритании Андрея Келина.
«Я с трудом представляю, чтобы президент Путин поехал в Великобританию только для того, чтобы что-то засвидетельствовать», — ответил Келин на эту просьбу.
В целом, говоря об отравлениях в Солсбери, посол в основном повторил то же, что говорил на протяжении последних пяти лет: Москва к этому не имеет никакого отношения.
На вопрос ведущей, что он может сказать родственникам погибшей женщины, Келин усмехнулся и ответил, что сказать ему совершенно нечего.
«Я с этими людьми, родственниками, никогда не встречался… — объяснил он. — Но если кто-то умирает, мы, конечно, всегда этим обеспокоены».
«Агрессивная прокси-война Британии с Россией»
После начала полномасштабного вторжения в Украину российских войск и введения против Москвы широчайшего спектра международных санкций дипломатические отношения между Британией и Россией удалось сохранить — пусть и более чем прохладные.
Впрочем, слушать мнение Москвы британские законодатели отказываются демонстративно, о чем в июне 2022 года уведомили Келина, запретив ему появляться в Вестминстере.
«Появление посла в помещениях Парламента в качестве официально аккредитованного представителя российских властей в настоящее время не рекомендуется — на неопределенный срок, до особого уведомления».
Этот запрет распространяется на всех аккредитованных российских дипломатов и официальных лиц в Великобритании с тех пор, как Россия начала полномасштабное вторжение в Украину.
Говоря о войне в Украине, Келин заявил, что это Великобритания «ведет против России агрессивную войну, поддерживая Украину боевым оружием, от которого каждый день погибают российские солдаты и мирные жители».
«Вы думаете, что мы воюем с вашей страной?!» — спросила Келина ведущая Би-би-си.
«Я думаю, что вы ведете агрессивную прокси-войну против России», — ответил на это российский посол.
После этого Андрей Келин заверил ведущую, что Москва хочет закончить войну как можно скорее, найдя конфликту политическое, переговорное решение — но, по его словам, президент Украины Владимир Зеленский «не хочет мира».
«Просит он все больше и больше: [членство в] Нато, помощь от ЕС, оборонные пакеты… Все что угодно — только не переговоры!»
Лора Кюнсберг спросила Келина о том, почему Россия полагается на государства-изгои, такие как Северная Корея и Иран.
Российский посол ответил: «Для нас это нормальные люди, мы дружим, и у нас много общих интересов с Северной Кореей и Ираном, ничего плохого мы не видим!»
На Западе считают, что Путину приходится испытывать растущее давление внутри страны, поскольку число погибших растет, а сама война — это огромные расходы, заставляющие урезать все остальные бюджетные сферы.
Келин заявил, что все это неправда, и Россия живет «абсолютно нормальной жизнью».
Полная версия интервью с российским послом продолжительностью почти 12 минут выйдет в эфир в воскресенье.