К вечеру 21 октября Центральная избирательная комиссия Молдовы обработала более 99% протоколов на президентских выборах и референдуме о вступлении в ЕС. Согласно предварительным подсчетам, лидирует действующий президент Майя Санду. Она набирает 42,25% голосов. Второе место – у пророссийского кандидата Александра Стояногло. За него проголосовали 26,13% избирателей.
Что касается референдума о вступлении в ЕС, голоса разделились практически поровну: 50,31% – за, 49,69% – против.
При этом еще утром 21 октября цифры для команды Санду были не столь утешительными. Предварительные результаты оказались хуже, чем озвученные ранее прогнозы. А разрыв в проценте голосов между сторонниками и противниками вступления в ЕС составлял почти 10% – в пользу последних.
Между тем, многие наблюдатели, молдавские власти, а также ряд западных стран, включая США, перед выборами заявляли о российском вмешательстве в избирательный процесс и говорили о причастности к этому бизнесмена Илона Шора, который заочно осужден на родине.
Комментируя предварительные результаты выборов и референдума, президент Майя Санду заявила, что Молдова столкнулась с «беспрецедентной атакой на демократию». «Преступные группировки вместе с иностранными силами», по ее словам, пытались «купить» голоса молдавских избирателей.
«У нас есть доказательства и информация о том, что криминальная группировка намеревалась купить 300 тысяч голосов. Это беспрецедентное мошенничество, цель которого – скомпрометировать демократию», — заявила Санду.
Предварительные результаты показывают, что в стране пройдет второй тур выборов. Соперником Санду, по всей вероятности, будет Стояногло, которого поддерживает оппозиционная Партия социалистов. Лидер партии – бывший президент Молдовы Игорь Додон – не стал баллотироваться, но призвал своих соратников голосовать за пророссийского кандидата.
И Додон, и Стояногло в Молдове по нескольким делам находятся под уголовным расследованием. Так, бывшего президента обвиняют в коррупции и государственной измене, бывшего генпрокурора – в коррупции и злоупотреблении властью. Оба заявляют, что их дела политически мотивированы и заведены по личному указанию президента Санду.
Реакция в Грузии
Вечером 20 октября в Тбилиси прошла многотысячная акция «Грузия выбирает ЕС». Выступая перед собравшимися, президент страны Саломе Зурабишвили обратилась к действующему президенту и кандидату в президенты Молдовы Майе Санду:
«Майя, я надеюсь, сегодняшний день будет днем твоей победы и победы европейского референдума – мы войдем в Европу вместе!».
Примечательно, что всего несколько месяцев назад, в конце мая, Зурабишвили и сама предлагала провести в Грузии референдум по поводу европейского будущего страны. Предложение президента стало реакцией на решение парламента, окончательно утвердившего аналог российского закона об иноагентах. Позже, впрочем, Зурабишвили решила отказаться от этой идеи и заявила, что предстоящие парламентские выборы и так станут своеобразным референдумом.
Между тем, выборы в Молдове уже успели оценить лидеры правящей «Грузинской мечты». Причем, сделать это критически. Премьер-министр Ираклий Кобахидзе подчеркнул, что грузинскому народу и руководству страны сыплют пепел в глаза, заявляя, что это не Грузия, а Молдова достойна статуса кандидата и открытия переговоров с ЕС.
«Посмотрите на выборы в Молдове, вы могли видеть, что произошло: Молдова не прошла ни одного теста на демократию в виде этих выборов. Сначала они сняли кандидатов под предлогом, высосанным из пальца. <…> Они ставят Молдову впереди нас – Молдову, которая провела такие выборы. И если вообще какие-либо заявления должны делаться, то только в адрес Молдовы».
Кобахидзе посетовал, что Кишинев до сих пор является членом СНГ, но Брюссель критикует Тбилиси. «Это позор!», — сказал премьер, заверив, что, как только закончится война в Украине и пройдут парламентские выборы, справедливость будет восстановлена».
Судя по всему, болезненная реакция «Грузинской мечты» обусловлена опубликованным накануне заявлением министров по делам Европы 13 стран-членов ЕС. Они подчеркнули: Грузия не сможет стать членом Евросоюза, если правительство не изменит свой курс.