В последние недели в новостях все чаще появляются сообщения о расстрелах украинских военнопленных российской армией непосредственно на поле боя. Нередко они сопровождаются видео.
Это сокращенный перевод материала, опубликованного на сайте Украинской службы Би-би-си. Оригинал на украинском языке можно прочитать здесь.
Об убийствах пленных говорят как OSINT-группы, так и украинские власти — по их данным, с начала полномасштабного вторжения во время сдачи в плен погибло более ста украинских военных. Мониторинговые группы предполагают, что на самом деле это число может быть гораздо больше.
Министерство обороны России такие обвинения чаще всего игнорирует. И в то же время само периодически обвиняет ВСУ в убийствах российских военнопленных и гражданских лиц.
Убийства пленных совершались в ходе большинства войн на протяжении всей истории человечества и были обусловлены разными мотивами.
Впрочем, уже более ста лет, прошедших со времен Второй Гаагской конференции 1907 года, такие действия считаются военными преступлениями и нарушениями международного гуманитарного права.
Что известно об убийствах пленных на российско-украинской войне и почему сообщений о таких случаях в последние месяцы становится все больше?
Убийства украинских пленных с 2014 года
Случаи убийств украинских военнопленных фиксировались с самого начала российского вторжения в Украину в 2014 году (в том числе и участниками пророссийских прокси-формирований самопровозглашенных ДНР и ЛНР).
Например, Управление верховного комиссара ООН сообщало о расстрелянных украинских пленных и раненых после боев под Иловайском в августе 2014 года.
Также есть свидетельства очевидцев расстрела пленного защитника Донецкого аэропорта Игоря Брановицкого полевым командиром «ДНР», россиянином Арсением Павловым (известном как «Моторола») в январе 2015 года.
С началом полномасштабного российского вторжения таких случаев стало в разы больше.
«Радио свобода» (включено в российский реестр «иностранных агентов») опубликовало полученные от украинских правоохранителей перехваты телефонных разговоров, вероятно, российских десантников, которые в марте 2022 года находились в районе Бучи. Би-би-си не проводила верификацию подлинности этих материалов.
На этих записях россияне, якобы, говорили, что не берут в плен никого — ни гражданских, ни военных.
«Мы пленных не берем. То есть в живых никого не оставляем…», — говорит человек, обозначенный как Леонид, боец 234-го десантно-штурмового полка из Пскова.
А другой вероятный российский военный Сергей из 656-го полка оперативного назначения Росгвардии так объяснял, почему они не взяли в плен и расстреляли трех мужчин в Буче: «Они просто так вышли жестко, что могли посчитать, сколько у нас минометов, сколько машин. Даже если мы их возьмем в плен, то их надо содержать, кормить. А у нас и еды-то не так много, понимаешь?»
Как говорили украинские власти (и подтверждали западные СМИ), в Буче российские десантники, в частности, расстреляли пленных бойцов сил территориальной обороны.
Со временем свидетельств убийств украинских пленных становилось больше, некоторые из них были крайне жестокими.
Несколько видео убийств были явно сняты самими российскими военными — как в случае с обезглавливанием украинского военного или расстрелом пленного Александра Мациевского после его слов «Слава Украине!».
А 17 сентября этого года в соцсетях появилось видео, на котором украинского военного с завязанными скотчем руками убивают мечом.
Обвинения со стороны России
Российская сторона также обвиняет ВСУ в убийствах российских военнопленных.
Самым известным таким случаем является гибель по меньшей мере одиннадцати российских военных в селе Макеевка в Луганской области в ноябре 2022 года.
На видео, снятом украинскими военными, видно, как россияне сдаются и ложатся на землю, но один из них начинает стрелять в украинских солдат, после чего те тоже открывают огонь.
Следственный комитет России назвал это «массовым расстрелом представителями Украины пленных российских военнослужащих» и начал следствие по делу о «жестоком обращении с военнопленными и применении в вооруженном конфликте запрещенных средств и методов».
Украинские власти заявили о собственном расследовании ситуации, а советник главы Офиса президента Украины Михаил Подоляк сказал, что это российская пропаганда, направленная на международные организации.
«Если вы имитируете сдачу в плен или кто-то сдается, а кто-то не хочет и начинает убивать наших военных, они имеют право открыть огонь на поражение. Это юридически мотивировано. Здесь нет никакого нарушения правил ведения войны», — настаивал он.
Впоследствии Россия озвучивала еще несколько аналогичных обвинений в «вопиющих военных преступлениях киевского режима».
Что касается свидетельств о расстрелах со стороны российских военных, то Минобороны России их либо игнорирует, либо отвергает.
«Представители российских властей и Минобороны только в исключительных случаях комментируют обвинения в адрес России в совершении военных преступлений или в нарушении Женевской конвенции. Также крайне маловероятно, что об этом официальных представителей спрашивал кто-то из представителей российских СМИ», — отмечает журналист-расследователь Би-би-си Ольга Ившина.
В феврале 2024 года Владимир Путин в очередной раз заявлял, что Россия всегда придерживалась международных правовых документов и конвенций в обращении с военнопленными, которые содержатся «достойно».
Участились ли убийства пленных
В начале октября Офис генпрокурора Украины заявил о самом массовом известном случае — по его данным, возле города Покровск Донецкой области расстреляли сразу 16 украинских военнопленных.
На черно-белых кадрах, которые сняты с дрона, находящегося довольно высоко в небе, видны силуэты людей, выходящих из лесополосы и строящихся в шеренгу. Затем, судя по всему, по ним открывают огонь.
По данным омбудсмена Дмитрия Лубинца, в общей сложности известно о более чем сотне украинских солдат, которых российские военные убили во время сдачи в плен.
Схожие данные называет и Офис генерального прокурора Украины — 4 октября начальник Департамента противодействия преступлениям, совершенным в условиях вооруженного конфликта, Юрий Белоусов сообщил о 93 украинских военнопленных, убитых на поле боя.
Но с тех пор произошло еще несколько расстрелов – например, украинская мониторинговая группа DeepState сообщила об убийстве девяти украинских операторов дронов в Курской области, а Офис генпрокурора написал об убийстве четырех нацгвардейцев и двух бойцов ВСУ возле Селидово.
Управление Верховного комиссара ООН по правам человека в недавнем отчете называет меньшие цифры убитых украинских военнопленных: 42 человека с 24 февраля 2022 г.
«Те публичные случаи, о которых все читали и видели, — это небольшая часть того, что делают россияне. Ведь есть и непубличные случаи, о которых никто не знает. Есть и те случаи, о которых не говорят», — сказал в разговоре с Би-би-си один из основателей DeepState Роман Погорелый.
Он также отмечает, что, россияне, судя по всему, стали чаще расстреливать пленных на поле боя.
Эту тенденцию подтверждает и Юрий Белоусов, по словам которого 80% случаев убийств украинских пленных зафиксировано в 2024 году. Хотя эта тенденция стала заметной еще с ноября 2023 года, когда «произошли изменения в отношении военнослужащих РФ к нашим военнопленным в худшую сторону».
Погорелый предполагает, что увеличение количества убийств может быть связано с тем, какие именно подразделения армии РФ действуют на фронте: «Часто такие случаи происходят со сформированными из бывших заключенных подразделениями „Шторм-Z“, которые отличались жестокостью».
Но добавляет: «В то же время, убивает пленных и, например, российская 155-я бригада морской пехоты. А это полностью регулярное подразделение армии РФ».
Именно с этой бригадой связывают недавний расстрел девяти операторов дронов в Курской области, а также демонстрацию отрезанной головы, вероятно, украинского военного возле КПП «Колотиловка» в Белгородской области.
Есть ли приказ убивать пленных?
И российские, и украинские военные отрицают как саму возможность убийств военнопленных, так и существование каких-либо возможных приказов об этом.
Один из российских военнослужащих, который сейчас находится в отпуске, на вопрос Би-би-си о расстрелах пленных российской армией сначала уточнил, не идет ли речь о расстрелах именно пленных представителей РДК — «Русского добровольческого корпуса» (в России признан террористической организацией и запрещен), воюющего на стороне Украины.
Получив отрицательный ответ, он сказал: «Я такую дичь [расстрелы пленных. — Ред.] не поддерживаю. Потому что потом наших убьют».
А на вопрос, нет ли установки от российского командования убивать пленных, ответил: «Да нет, конечно. Чем тогда мы будем отличаться от «отморозков»? Ничем».
В то же время, украинский военный, с которым пообщалась Би-би-си и который участвовал в штурмовых действиях, предположил, что единичные случаи убийства россиян, которые сдаются в плен, могли бы быть в ситуациях, когда боевая обстановка очень изменчива и вести с собой пленного нет возможности.
Однако, добавил он, в его практике такого не было и у украинских военных есть установка как можно больше пополнять «обменный фонд» российскими пленными.
«Почему российские военные это делают? Потому что могут. Есть ли разница — был приказ или это инициатива снизу? И так, и так бывает», — говорит в разговоре с Би-би-си Алексей Барановский, доброволец Легиона «Свобода России», еще одного подразделения, сформированного из россиян, воюющих на стороне Украины (в России признан террористической организацией и запрещен).
Пресс-офицер 1-й отдельной танковой Северской бригады ВСУ Дина Вонг недавно в эфире украинского телевидения заявила, что россияне получили «прямой приказ не брать в плен украинских военных» в Курской области. Она не уточнила, из каких источников была получена такая информация.
А Управление Верховного комиссара ООН по правам человека обращает внимание на призывы убивать украинских пленных, исходящие от российских политиков: «Публичные лица в РФ открыто призывали к бесчеловечному обращению и даже казням украинских военнопленных, часто используя антигуманные термины в публичном дискурсе и через государственные СМИ».
А 29 октября, после атаки беспилотников на «Российский университет спецназа» в чеченском городе Гудермес, глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, что обратился к своим командирам на передовой, чтобы те мстили украинским военным.
«Я сегодня дал поручение всем командирам, которые находятся на передовой: не брать в плен, уничтожать и усилить борьбу еще более, на 100 процентов», — цитируют его слова российские СМИ.
Что именно «отдал командирам» Рамзан Кадыров — приказ, поручение или другое распоряжение — глава Чечни не уточнил.
Формально он не является командиром полка «Ахмат» или какого-то другого подразделения. Но считается куратором всех чеченских формирований, которые воюют против Украины, и имеет звание генерал-майора милиции и воинское звание генерал-полковника (с 2022 года).
Зачем убивать пленных
Расстрелы военнопленных, судя по всем известным случаям, имеют такие же причины и мотивы, как и во время войн прошлого: жестокость в бою, месть за собственные потери и, наконец, нежелание «возиться» с пленными.
В то же время, в случае с расстрелами украинцев это может быть и более масштабное желание психологически или даже политически повлиять как на бойцов ВСУ, так и на украинское общество в целом.
«Психологически российские военные такими преступлениями и особенно их демонстрацией пытаются запугать украинцев, вызвать чувство беспомощности, деморализовать и ослабить готовность к сопротивлению», — предполагает в комментарии Би-би-си социальный психолог Института социальной и политической психологии НАПН Украины Владимир Савинов.
«Также это демонстрация того, что международная система законов и обычаев не работает, а право сильного всегда будет работать. Россияне выпячивают свои победы на тактическом уровне, надеясь, что украинцы это будут воспринимать так, будто в целом смысла сопротивляться нет. Хотя право силы грубое и недальновидное, на эмоциональном уровне оно действительно обостряет негативные эмоции», — добавляет он.
Савинов предполагает, что убийства также направлены на семьи других военнопленных и расшатывание украинского общества из-за потери надежды: «Это может как спровоцировать протесты сотен людей, так и пошатнуть единство и волю всего украинского общества».
В конце концов, массовые смерти украинских военных в российском плену сравнивают с советскими расстрелами польских офицеров в 1940 г. Подконтрольную россиянам колонию в Еленовке, где от взрыва 29 июля 2022 года погибло более 50 украинских военнопленных, экс-министр обороны Алексей Резников назвал «украинской Катынью».
Российская сторона утверждает, что колонию обстреляли ВСУ из систем HIMARS. Украина настаивает на версии, что здание обстреляли российские военные из огнемета «Шмель» с термобарическим зарядом. Криминалисты и эксперты по вооружениям, с которыми пообщалась корреспонденты Би-би-си, выразили сомнения относительно российской версии.
«Для большинства украинцев расстрелы срабатывают как холодный душ, „отрезвляя“ сознание для более рациональных действий и мотивируя к борьбе», — считает Владимир Савинов.
Историк Тим Кук так писал в своем исследовании о Первой мировой войне: «Убивать пленных не имело смысла. Убийство пленных вредило репутации… и, в конце концов, продлевало войну. Пока солдаты считали, что после сдачи в плен их могут казнить без суда, они сражались до последнего… Убийства пленных не помогали выигрывать войны».