Site icon SOVA

Экономический импульс или инвестиционный плен: почему в Абхазии боятся соглашения с Москвой

photo 5280948318530298689 y политика featured, Абхазия

30 октября правительства России и самопровозглашенной Абхазии подписали соглашение, позволяющее российским компаниям реализовывать на территории оккупированного региона инвестиционные проекты. Документ, в частности, определяет права и обязательства сторон и устанавливает меры поддержки для юридических лиц, занимающихся инвестиционной деятельностью в Абхазии.

При этом де-факто министр экономики Кристина Озган подписала соглашение, не дождавшись официального одобрения т. н. парламента. За день до этого «спикер» законодательного органа Лаша Ашуба официально уведомил ее, что документ все еще находится на стадии обсуждения и парламент не давал добро на его подписание.

Проект соглашения поступил де-факто депутатам летом 2024 года и сразу же вызвал жесткую критику со стороны оппозиции. В ходе комитетских слушаний ведомство подготовило около 20 поправок к проекту соглашения. Однако в де-факто правительстве настаивали на том, чтобы проект остался без изменений, в противном случае российская сторона якобы могла отказаться его подписывать.

Алхас Аргун, генеральный директор Aquafon – одной из крупнейших абхазских компаний, возглавляющей телекоммуникационный рынок, назвал это решение необоснованным и рискованным для абхазской экономики. По его мнению, процедура подписания была нарушена, а само соглашение является «аферой», потенциально угрожающей как независимости бизнеса, так и целостности экономической системы Абхазии.

[ФАКТ или ФЕЙК] Конфедерация Тбилиси с Сухуми и Цхинвали

Тревогу местных предпринимателей вызывает то, что в тексте соглашения предусматривается возможность предоставления российским инвесторам значительных льгот. В их число входит, например, освобождение от налоговых и таможенных платежей сроком на восемь лет.

Аргун выразил опасения, что документ откроет путь к экспансии со стороны крупного капитала, который, в свою очередь, сможет беспрепятственно эксплуатировать природные и финансовые ресурсы Абхазии, не оставляя значительных доходов местной стороне. В частности, предприниматель подчеркивал, что Сухуми нужны не «любые деньги», а ответственные и долгосрочные инвесторы, способные внести вклад в развитие региона без ущемления интересов местного населения.

Так, согласно одному из положений договора, если инвестор столкнется с финансовыми трудностями, российский банк сможет получить в счет уплаты кредита землю на территории Абхазии и любые объекты, находящиеся на ней.

В связи с этим, Алхас Аргун высказал предположение, что подобная схема может использоваться преднамеренно: российская сторона может набирать крупные кредиты, не намереваясь их погашать, с целью получения в залог территорий.

Местная оппозиция также сомневаются в экономической оправданности соглашения и выступает против его ратификации т. н. парламентом. Противники де-факто президента Аслана Бжания опасаются, что абхазская экономика не только не получит ощутимых выгод, но и окажется в зависимости от внешних сил.

Кроме того, критики соглашения предупреждают: привлечение российских инвесторов может привести к «экспансии олигархата». По их мнению, сделка подчинит абхазские ресурсы интересам олигархов и создаст угрозу экономической самостоятельности. Кроме того, считают в оппозиции, соглашение лишит Абхазию возможности получить справедливую прибыль и поставит под угрозу доступ к стратегическим ресурсам.

«Если президент считает, что его политика по сдаче национальных интересов принимается большинством абхазского народа, пусть идет с этой повесткой на [президентские] выборы», – заявил лидер Абхазского народного движения Адгур Ардзинба в ходе обсуждения соглашения в т. н. парламенте.

Подписание соглашения действительно непопулярно в регионе. 4 ноября на сухумской набережной появились протестные надписи, обвиняющие местные власти в предательстве. Неизвестные нанесли масляной краской оскорбительные слова на асфальте рядом со зданием администрации де-факто президента Абхазии. Также был облит красной краской памятник мухаджирам – символ исторической памяти абхазского народа. Власти назвали это актом вандализма, подчеркнув, что подобные действия свидетельствуют об отсутствии у нарушителей морали и уважения к истории народа.

Местные оппозиционные Telegram-каналы, сообщая о произошедшем, умолчали об акте вандализма в отношении памятника мухаджирам, акцентировав внимание на оскорбительных надписях в адрес руководства Абхазии.

Само руководство пытается удержать ситуацию под контролем, уверяя, что соглашение не несет в себе угроз. Т. н. первый вице-премьер, министр энергетики и транспорта Джансух Нанба в эфире «Абхазского телевидения» заявил, что ни один крупный российский оператор электроэнергии якобы не заинтересован в приобретении абхазской энергетики. По его словам, с  коллегами из РФ обсуждалась не продажа, а реализация совместных инвестпроектов.

«Нам сказали, что, учитывая текущую ситуацию, имеется в виду СВО, новые территории, открывающиеся возможности и потенциал, на данном этапе энергосистема Республики Абхазия ни одному единому оператору не интересна», — сказал Нанба.

По его словам, обсуждается программа реновации энергосистемы самопровозглашенной республики, что предполагает капитальные вложения в ключевые объекты. А это, в свою очередь, позволит поднять энергетику на «нормальный рабочий уровень»:

«Говорить о том, что наша энергетика будет кому-то продана или кому-то перейдет, абсолютно беспочвенно. Мы говорим о программе, которая позволит с помощью наших российских коллег дать нам возможность привлечь какие-то кредитные финансовые ресурсы на льготных условиях».

Подписание инвестиционного соглашения произошло на фоне беспрецедентного давления Москвы на самопровозглашенную республику. С 1 сентября РФ приостановила финансирование абхазского бюджета, что, по мнению экспертов, загнало Сухуми в угол. Российская сторона ранее неоднократно заявляла, что де-факто власти Абхазии должны утвердить условия, выгодные для внешних инвесторов, если хотят получить дальнейшую финансовую поддержку.

При этом, местные эксперты отмечают, что зависимость от внешнего финансирования подрывает независимость самопровозглашенной республики и создает дополнительные риски для экономики и социальной стабильности. По их мнению, абхазская сторона не должна соглашаться на условия, которые ставят под угрозу «суверенитет страны», и следует искать альтернативные источники финансирования, чтобы избежать полной зависимости от Москвы.

Сухумские власти оказались перед сложным выбором между потенциальными инвестициями и сохранением экономического суверенитета. Абхазская общественность, в свою очередь, требует прозрачности и подотчетности де-факто властей, надеясь, что «парламент» примет во внимание мнение народа и не допустит реализации соглашения, которое может привести к серьезным последствиям для региона.

Мастер кремлевской пропаганды в Тбилиси: как и почему Александра Малькевича пустили в Грузию

Exit mobile version