Абхазский провал Кремля: почему не удалось принять пророссийский закон и куда пропал «президент» Бжания - SOVA
новости

Абхазский провал Кремля: почему не удалось принять пророссийский закон и куда пропал «президент» Бжания

В оккупированной и, казалось бы, полностью подконтрольной Москве Абхазии не удалось принять непопулярный пророссийский документ. 15 ноября местный де-факто парламент должен был ратифицировать скандальное инвестиционное соглашение, предусматривающее беспрецедентные льготы для российского бизнеса. Но абхазское общество увидело в этом угрозу «суверенитету». В результате толпа взяла штурмом комплекс зданий «правительства» и ратификацию пришлось отложить. «Президент» Абхазии оказался на волоске от отставки.

Фото: «Нужная газета»

SOVA LOGO NEW SMALL новости featured, Абхазия, Аслан Бжания, Грузия-Россия

Аслан Бжания звонил в Москву и жаловался на «протурецкий и прозападный госпереворот» в Абхазии. Об этом 15 ноября, когда в оккупированном регионе вспыхнули массовые беспорядки, сообщили некоторые российские СМИ. Сослались они на местную оппозицию, которая выдвинула де-факто президенту ряд ультиматумов, главный из которых – отставка.

К вечеру 15 ноября в сети стали появляться противоречивые сообщения: одни писали, что Бжания согласился на уход, его якобы даже тайно вывезли из «президентского» дворца, другие – что покидать свой пост он не собирается, заявляя «будем работать дальше».

Но даже если противникам де-факто президента не удалось вынудить его подать в отставку, они добились отзыва законопроекта о ратификации инвестиционного соглашения с Россией, которое и стало поводом массовых протестов.

С чего все началось

Скандальная сделка между Москвой и самопровозглашенным Сухуми была оформлена 30 октября, хотя этому предшествовала долгая история давления на оккупированный регион. В разное время Россия требовала передачи в ее собственность госдачи в Пицунде, или принятия т. н. закона об апартаментах. Все эти инициативы вызывали протест в Абхазии, но Кремль продолжал настаивать на уступках.

В результате 1 сентября Россия приняла беспрецедентное решение – приостановила финансирование абхазского бюджета. Оккупированный регион Грузии, признанный только несколькими странами мира благодаря дипломатическим усилиям Москвы, фактически существовал только благодаря дотациям РФ. Последняя пыталась взять полный контроль над экономикой региона, но встречала активное сопротивление местного населения.

Российская сторона ранее неоднократно заявляла, что де-факто власти должны утвердить условия, выгодные для внешних инвесторов, если хотят получить дальнейшую финансовую поддержку. В результате 30 октября в Москве министр экономического развития РФ Максим Решетников и де-факто вице-премьер и министр экономики Абхазии Кристина Озган подписали документ, предусматривающий создание комфортных условий для российских инвесторов.

Беспрецедентные льготы включают освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин при ввозе в регион стройматериалов и оборудования, освобождение от уплаты налога на имущество организаций и налога на прибыль в течение восьми лет, право возмещать до 50% НДС из местного бюджета и т. д.

Экономический импульс или инвестиционный плен: почему в Абхазии боятся соглашения с Москвой

В абхазской оппозиции соглашение назвали кабальным, заявив, что оно учитывает интересы только российских олигархов. Более того, как отмечал председатель организации Абхазское народное движение Адгур Ардзинба, помимо многолетних налоговых каникул для инвесторов, в документе содержится формулировка о многофункциональном комплексе в сфере туризма. А это означает скрытую форму легализации продажи апартаментов – крайне болезненной темы для местного населения. В оккупированном регионе продолжает действовать запрет на продажу недвижимости «иностранцам».

5 ноября в Сухуми оппозиция и общественные организации создали штаб по противодействию ратификации соглашения. Они планировали сорвать голосование в де-факто парламенте. Но масло в огонь добавило брутальное задержание силовиками противников соглашения. 11 ноября сотрудники т. н. Службы госбезопасности показательно грубо арестовали оппозиционных активистов – выволокли из автомобиля и под дулами автоматов положили лицом на асфальт.

Задержание тут же спровоцировало стихийные митинги. Протестующие собрались у здания СГБ в Сухуми, требуя освободить доставленных туда активистов. Кроме того, они перекрыли мосты через реку Гумиста, парализовав транспортное движение в регионе. В итоге де-факто власти были вынуждены пойти на попятную и выпустить задержанных.

Тем не менее, от планов по ратификации соглашения с РФ в Сухуми не отказались. Голосование в парламенте было назначено на 15 ноября. Но и тут властям самопровозглашенной республики пришлось уступить улице.

«Абхазский Майдан»

С утра 15 ноября у здания т. н. парламента Абхазии собрались противники инвестиционного соглашения. Между ними и охранявшими здание силовиками произошли столкновения. Последние применили против толпы слезоточивый газ и дымовые шашки, но все же покинули территорию, не пожелав применят жесткую силу для разгона акции.

В результате митингующие ворвались в парламент: протаранили забор грузовиком и проникли в здание, спилив двери болгаркой. СМИ сообщили, что протестующие заняли весь «комплекс правительственных зданий» в Сухуми, в том числе администрацию президента.

На фоне беспорядков собственно администрация де-факто главы Абхазии сообщила о намерении отозвать документ «для стабилизации обстановки». Однако этого оказалось недостаточно. Отправившиеся на переговоры с «депутатами» представители оппозиции и общественности потребовали отставки Аслана Бжания и всей его команды.

«Вместе с президентом речь идет о вице-президенте, о премьер-министре. Естественно, это, само собой, разумеется. Вот на данном этапе депутаты уже несколько раз с ним [президентом] встречались. Он, как нам известно, просит еще немножко времени, дать подумать и так далее. Идет такой процесс, некая какая-то пауза, видимо там тоже совещаются между собой», — заявил лидер Абхазского народного движения Адгур Ардзинба.

В оппозиции также намекнули на то, что в целом Бжания готов покинуть пост, но хотел бы оставить исполняющим обязанности «президента» действующего «вице-президента» Бадру Гунба. Оппозиции якобы даже предложили назначить «премьер-министром» своего человека. Противники власти, впрочем, на это не согласились, заявив: «Уходят все!». По их мнению, до внеочередных выборов исполнять обязанности главы региона мог бы спикер де-факто парламента Лаша Ашуба.

Протесты в Сухуми: реакция на соглашение с Россией

Telegram-канал «НЕЗЫГАРЬ» даже утверждал. Что Аслан Бжания тайно вывезен из «президентского» дворца:

«Пока начальник его охраны отвлек толпу и начал переговоры, телохранители Бжании вывезли его через подземный ход и далее автомобилем.

В данный момент он находится под охраной в имении Владислава Суркова. После консультаций с самим Сурковым и некими людьми из Москвы и Стамбула, Бжания принял решение отозвать спорный законопроект из парламента и распустить сам парламент. Ожидается его заявление об отставке или объявлении о досрочных выборах. Далее он может вертолетом покинуть Абхазию.

Из Сочи за ним прибыло два вертолета, находящиеся в секретном месте и ожидающие возможной эвакуации. Пока идет выработка решений. Кремль в них не участвует».

В пресс-службе де-факто президента, однако, заверили: Бжания никуда не сбежал, «проводит встречи с руководством, обсуждаются меры по стабилизации обстановки»: «Абхазию он не покидал».

Позже выяснилось, что на переговорах с оппозицией «президент» заявил, что не намерен уходить в отставку, и попросил больше времени на переговоры.

Критические Telegram-каналы стали задаваться вопросом, где остается и продолжает работать Бжания, ведь «его кабинет уже обыскали оппозиционеры».

«Есть такое написанное правило: если во время переворота оппозиция занимает столицу, а власть наоборот покидает ее, то это придает новым хозяевам некую степень легитимности.

Аслан Бжания потерял контроль над правительственными зданиями и начал переговоры о передаче власти. К чему эти прыжки и заверения в том, все на местах и продолжают работать. Наработались утром», — написал Telegram-канал «Абхазия-Центр». Позже стало известно, что «президент» находится в Очамчирском районе, в родовом селе Тамыш.

По версии авторов, единственная причина, по которой Аслан Бжания передумал уходить, – это «директива от российских кураторов»: «Московских или местных, посольских».

«Такое было и с Януковичем. Бежал из Киева куда глаза глядят, потом на российских вертолетах спецназ вывез его в РФ, там в себя пришел, пообщался с кураторами и вышел на пресс-конференцию в Ростове. Ручку сломал даже».

Авторы убеждены, что решение остаться Бжания принял после консультаций с россиянами. Но в таком случае выходит, что воля Москвы «второй раз потерпит поражение». Задаваясь вопросом, безопасно ли это, Telegram-канал приводит несколько гипотетических сценариев развития событий:

«А вдруг: в целях противодействия террористической угрозы иностранных спецслужб, нейтрализации деструктивных элементов, действующих по заказу западных НПО, во исполнении пункта… статьи договора между Абхазией и Россией, на основании обращении законных властей республики, поручаю:

  1. Развернуть дополнительную группировку МО РФ на территории РА;
  2. Обеспечить правопорядок и безопасность граждан РФ силами Росгвардии;
  3. Оказать помощь СГБ Абхазии силами ФСБ РФ».

Примечательно, что МИД России уже рекомендовал своим гражданам воздержаться от посещения Абхазии. Такие рекомендации ведомство Лаврова обычно выпускает либо в случае реальной угрозы безопасности гражданам РФ в по-настоящему горячих точках, либо в случае надуманных рисков в недружественных государствах, как это, к примеру, было в Грузии в 2019 году. Тогда после протестов из-за визита депутата Госдумы РФ Сергея Гаврилова Москва заявила о «русофобской истерии» в Тбилиси.

[ФАКТ или ФЕЙК] Конфедерация Тбилиси с Сухуми и Цхинвали

Реакции России и Грузии

Несмотря на то, что абхазская оппозиция максимально комплиментарно описывает роль Российской Федерации в политических процессах в регионе и уверяет, что выступает только против «ненасытных олигархов», Москва не скрывает своего недовольства ходом событий. Помимо финансовых санкций, фактически загоняющих самопровозглашенную республику в угол, РФ применяет и другие меры давления. К примеру, еще в августе скандал вызвал вброс, связанный с неким требованием Кремля к Аслану Бжания: он якобы должен был предоставить Москве список абхазских «депутатов», которых следует лишить российского гражданства. Такое «наказание» стало бы реакций на их несогласие с законом об апартаментах и другими проектами, лоббируемыми Россией.

РФ-пропаганда и курирующие регион политики в довольно резких выражениях говорили о критиках пророссийских инициатив и в целом об абхазском обществе. Но на фоне стихийных протестов, охвативших оккупированный регион из-за попытки ратификации инвестсоглашения, предпочли выдержать паузу. Как и официальные власти РФ.

Представительница МИД Мария Захарова ограничилась формальным «Россия не вмешивается во внутренние дела Абхазии», и добавила такое же формальное: «Москва рассчитывает, что в конечном итоге обострение ситуации будет преодолено с соблюдением законов страны и через конструктивный диалог».

На что рассчитывает официальный Тбилиси, все еще непонятно. Правящая «Грузинская мечта» строила свою предвыборную кампанию, в том числе, на идее восстановления территориальной целостности Грузии. Созданная олигархом Бидзиной Иванишвили партия даже рассчитывала на конституционное большинство, что якобы позволило бы ей внести некие поправки в основной закон страны, связанные с возвращением оккупированных регионов.

Впрочем, лозунги функционеров «Мечты» звучали без конкретики, никакой дорожной карты или нового видения предложено не было. Поэтому с самого начала наблюдатели расценили ставку на территориальный вопрос исключительно как популистскую. С учетом тотального молчания официального Тбилиси на фоне беспрецедентных волнений в Абхазии, тем более связанных с противостоянием российскому влиянию в регионе, становится очевидным, что «абхазский вопрос» в повестке «Грузинской мечты» попросту не стоит.

Тем не менее, заявление сделала президент страны Саломе Зурабишвили, ставшая главным политическим оппонентом правящей партии. Она осудила то, что «сегодня Россия делает ускоренные шаги в направлении аннексии [Абхазии]». А также сравнила события в Тбилиси и Сухуми:

«Там тоже предпринимается попытка принять «российский» закон, против чего выступило гражданское общество. И я хочу выразить солидарность с ним».

В грузинском сегменте интернета, между тем, обсуждают, как немногочисленным абхазам удается противостоять попыткам «русификации» законодательства самопровозглашенной республики. В Тбилиси есть свои «российские» законы. Это, к примеру, т. н. закон об иноагентах, который весной 2024 года правящая партия приняла со второй попытки. Несмотря на масштабные протесты, собиравшие десятки тысяч человек, «Мечта» сумела протолкнуть закон и продолжает продвигать интересы олигарха, которого не только в Грузии, но и на Западе прямо называют «российским».

[áмбави] Грузия после выборов: что происходит в Тбилиси

SOVA