Site icon SOVA

Европейский курс «Грузинской мечты»: «Попытки наладить отношения с ЕС обречены»

img 20241120 204343 770 политика featured, выборы-2024, Георгий Мелашвили, Грузия-ЕС

«Любые заявления, будто Грузия все еще движется в ЕС, попросту не соответствует действительности». Эти слова посла Нидерландов в Тбилиси Мелине Аракелян отражают позицию европейских дипломатов, которые фактически постановили: процесс вступления страны в ЕС приостановлен. «Я не знаю, как можно сказать об этом яснее», — добавила посол, комментируя недавние заявления Брюсселя.

Ситуация в Грузии на фоне прошедших спорных парламентских выборов стала одной из ключевых тем на заседании Совета по иностранным делам Евросоюза, которое прошло 18 ноября. Участники встречи в очередной раз подтвердили фактическую приостановку евроинтеграции Тбилиси и выразили обеспокоенность откатом демократии в стране.

«Дверь Европейского Союза для Грузии останется открытой, но курс правительства в отношении соблюдения верховенства закона и основных принципов, включая то, как проводились выборы в Грузии, уводит страну с пути интеграции в Европейский Союз», — заключил по итогам заседания верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель.

По его словам, процесс сближения Тбилиси и Брюсселя приостановлен до тех пор, пока политика руководства «Грузинской мечты» не вернется в прежнее русло. А до тех пор, как отметил Боррель, средства, которые планировалось выделить грузинскому правительству, пойдут на помощь местным организациям гражданского общества. Речь идет о сумме свыше 100 млн евро.

Еще одно важное решение – ЕС направит в Тбилиси техническую миссию, которая изучит прошедшие парламентские выборы. По словам главы европейской дипломатии, принято решение выслушать руководителя миссии БДИПЧ/ОБСЕ, наблюдавшей за выборами.

«Мы все хотим одного – чтобы Грузия вернулась на европейский путь. Для этого правительству необходимо реализовать решительные изменения через конкретные действия. Грузия не сможет двигаться вперед, не сможет продвинуться на европейском пути без значительных изменений», – сказал Боррель.

«Приговор вынесен – выборы не состоялись»: второе дыхание грузинского протеста

В самой «Грузинской мечте» на инициативу ЕС по отправке в Тбилиси технической миссии отреагировали неоднозначно. Генсек правящей партии Каха Каладзе, к примеру, заверил, что правительство готово к сотрудничеству:

«Никаких проблем нет. На второй день выборов премьер-министр вышел и прямо сказал, что, если есть вопросы – вот урны, пересчитайте».

Исполнительный секретарь Мамука Мдинарадзе, напротив, расценил отправку миссии как вмешательство во внутренние дела страны, назвав международное расследование возможных фальсификаций на выборах «нарушением суверенитета» Грузии.

«Такого формата в мире нет. Какой-то формат кто-то придумал… Что такое «техническая миссия»? Вы где-нибудь слышали о таком? С кем мы сотрудничаем? Над чем мы работаем? Сначала давайте выясним, что такое «техническая миссия». Кто приедет? Квази и беспрецедентные органы не смогут получить следственную функцию».

В «Грузинской мечте» используют все более агрессивную риторику в адрес европейских политиков. К примеру, высокопоставленных депутатов восьми стран ЕС, которые в своих парламентах курируют внешние связи, Мамука Мдинарадзе обвинил в подстрекательстве грузинской оппозиции, вернее, как он выразился – «агентуры». Это те самые парламентарии, от встречи с которым власти в Тбилиси демонстративно отказались. При этом «Мечта» продолжает утверждать, что вовсе не отказывается от европейского курса, и рассчитывает на перезагрузку отношений с Брюсселем.

[áмбави] Грузия после выборов: что происходит в Тбилиси

Проправительственные медиа, между тем, озвучили новый нарратив: якобы Евросоюзу в конечном итоге будет вынужден сотрудничать с грузинским правительством. А в качестве подтверждения приводят выдержку из статьи редактора европейского бюро Радио Свобода Рикарда Йозвиака.

«В конце концов, ЕС придется работать с правительством «Грузинской мечты», потому что, по мнению чиновников ЕС, «Грузинская мечта» является единственным реальным игроком, и у ЕС действительно нет большого выбора. Часть проблемы чиновников ЕС заключается в том, что нет реальных доказательств фальсификации выборов».

Важно отметить, что, к примеру, приведенная провластным телеканалом Imedi цитата была вырвана из контекста. Йозвиак действительно писал о том, что в конечном итоге ЕС придется взаимодействовать с правительством «Мечты». Но делать это они будут «возможно, неохотно», уточнил журналист.

Кроме того, Йозвиак пишет: у европейских чиновников пока нет явных доказательств, подтверждающих обвинения в масштабных фальсификациях. И добавил:

«Существует скептицизм по поводу того, что правящая партия получила 54% голосов на выборах, но это нельзя назвать абсолютно невероятным утверждением. (Более реалистичной цифрой, возможно, была бы поддержка в диапазоне от 40 до 50%). Учитывая, что отчет ОБСЕ по наблюдению за выборами может появиться примерно через три месяца, сейчас мало что можно сделать, кроме как ждать».

При этом, как отмечает в своей статье редактор европейского бюро Радио Свобода, осторожные действия европейских чиновников связаны с тем, что ЕС пока не уверен в том, как реагировать. Журналист связывает это с тремя факторами: скудностью вариантов для продвижения вперед, разногласиями внутри самого Евросоюза и отсутствием ясности относительно того, что на самом деле произошло в день выборов и в преддверии парламентских выборов.

[ФАКТ или ФЕЙК] Точность экзитполов Edison Research

Основатель Европейско-грузинского института (EGI) Георгий Мелашвили отмечает: «Мечта» с самого начала пыталась заставить европейских партнеров признать результаты этих выборов:

«Грузинским дипломатам была дана команда любой ценой получить поздравление для «Грузинской мечты». Но мы видим, что это не очень хорошо у них получается. Кроме нескольких авторитарных стран никто «Грузинскую мечту» с победой на выборах так и не поздравил».

Официально помимо региональных игроков, таких как Азербайджан, Армения, Турция, Иран и (косвенно) Россия, Тбилиси действительно поздравили буквально два лидера: европейский изгой Виктор Орбан, возглавляющий правительство Венгрии, и Николас Мадуро – политик с сомнительной легитимностью, который, к тому же, возглавляет одну из немногих стран мира (Венесуэлу), официально не признающих территориальную целостность Грузии.

По словам Мелашвили, когда «Мечта» говорит о том, что европейским странам все-таки придется наладить коммуникацию с ними, правящая партия лукавит:

«Разумеется, это попытки пропагандистского спиннинга. Они очень активно пытаются заставить оппозицию и грузинский народ принять то, что эти выборы украдены и соответственно, перестать бороться. Когда мы говорим об определенных отношениях с ЕС, у европейских стран есть отношения даже с РФ, которая на сегодняшний день активно ведет войну против Украины.

Дипломатические отношения – они абсолютно разные. Но когда мы говорим об евроинтеграции Грузии, о том, что Грузия хочет стать членом ЕС, при «Грузинской мечте» это будет абсолютно невозможно. И соответственно, любые попытки «Грузинской мечты» наладить стратегические отношения с европейскими партнерами, полностью обречены. Будут просто дипломатические отношения, какие есть, например, у Беларуси или у РФ».

Георгий Мелашвили отмечает: европейские страны не примут насилие над волеизъявлением грузинского электората.

Демарш «Грузинской мечты»: власти отказались от встречи с европейскими делегатами

Exit mobile version