Автор фото, Reuters
Авиалайнер Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Азимут», выполнявший рейс из Сочи, загорелся после посадки в аэропорту Антальи. Это происшествие широко обсуждают в российском авиационном сообществе и социальных сетях. Главный вопрос — насколько безопасен этот российский авиалайнер для пассажиров?
Авиакомпания «Азимут» в официальном сообщении утверждает, что «грубая посадка» самолета в Анталье произошла «в результате сдвига ветра».
По информации телеграмм-канала «Авиаторщина» во время посадки в аэропорту скорость ветра составляла 18 узлов (9,2 мс) с порывами до 28 узлов (14,4 мс).
Порыв ветра во время посадки действительно может отбросить самолет в сторону и при этом он может «нырнуть», резко сбросив высоту, и удариться о полосу.
На сайте Росавиации такое явление как грубая посадка названа «достаточно частым событием, а вероятность ее тяжелых последствий велика». При этом грубой посадкой Росавиация называет такие, при которых «создается риск повреждения конструкции воздушного судна».
Этот жаргонизм описывает ситуацию, когда при посадке, ударившись о полосу, самолет подбрасывает в воздух, а пилоты в этот же момент направляют его к земле сильнее, в результате чего второй удар может быть еще более серьезным.
При этом ситуация может осложниться тем, что первый или последующие удары о полосу могут приходиться на одну из трех стоек шасси, в результате чего вся масса самолета с ускорением будет давить на узел, который был разработан под определенную нагрузку.
Подтверждения такого поведения самолета при посадке из других источников не поступало.
Ее рассказ о вытекшем топливе подтверждается другим видео, на котором видно, как из самолета стало вытекать топливо, когда он уже находился на стоянке. На тот момент оно не горело.
Сейчас остается неизвестным, по какой причине началась утечка, где образовалось повреждение топливного бака и как много топлива вытекло наружу. Неизвестны также причины его возгорания. Загоревшееся топливо удалось потушить.
Несколько источников сообщили о том, что в результате грубой посадки была повреждена стойка шасси.
На кадрах самолета на стоянке сильного повреждения стойки не видно, но выносить суждения на основании нечетких снимков трудно.
Как стало известно из базы данных Russianplanes.net, самолет, который пострадал при посадке в Анталье, в парке «Азимута» летал семь лет. Он был построен в 2017 году и тогда же поступил к перевозчику.
За это время с ним произошло несколько происшествий, включая довольно серьезные.
Так 28 сентября SSJ-100 прекратил взлет из-за вибрации двигателя, а 16 октября при вынужденной посадке из-за отказа гидросистемы были повреждены створки шасси.
Тем не менее эти происшествия пока никто напрямую не связал с тем, что произошло в Анталье.
Эхо шереметьевской авиакатастрофы
Авиационное происшествие с Sukhoi Superjet 100 в Антальи многим напомнило авиакатастрофу 5 мая 2019 года в Шереметьево. Тем не менее говорить о том, что эти два авиационных происшествия идентичны, тем более делать на этом основании выводы — нельзя.
Общее в них то, что оба самолета совершили посадку в ручном режиме, обе посадки были грубыми, и в обоих случаях началась утечка топлива. Это, пожалуй, всё, что можно считать похожим на данный момент.
Во время катастрофы «Суперджета» в 2019 году одна из основных стоек шасси разрушилась и повредила топливный бак, в результате чего топливо стало вытекать наружу, воспламенилось, и самолет загорелся еще во время пробега по полосе.
В результате пожара «Суперджета» тогда погиб 41 человек — многие пассажиры не успели выбраться через две передние двери и погибли в салоне.
Стойка шасси тогда разрушилась из-за того, что самолет несколько раз сильно ударился о полосу при посадке — произошло то самое «козление». При этом пилоты.
Планер «Суперджета», включая узел крепления стойки шасси, был разработан из расчета перегрузки в 3,75g, говорилось в отчете МАК об авиакатастрофе в 2019 года. Тогда самолет ударился о полосу трижды — с перегрузкой 2,55g, 5,85g и 5g.
Поэтому версию о недостатках проектирования самолета в этой, а также других частях, признали несостоятельной.
Суд в результате приговорил к 6 годам колонии-поселения командира воздушного судна Дениса Евдокимова, посчитав, что его ошибки стали основной причиной катастрофы.
Неудачный самолет?
Sukhoi Superjet начали разрабатывать еще в 2000 годах. Первый лайнер выкатили из ангара в 2007 году.
Тогда это был во многом имеджевый проект — Россия стремилась доказать, что она остается ведущей авиастроительной державой, способной самостоятельно спроектировать и построить пассажирский самолет.
При этом сам «Суперджет» был построен с большим количеством иностранных компонентов. Это сказывается на нем до сих пор — в России после введения авиационных санкций в 2022 году пытаются построить «импортозамещаемую» версию «Суперджета».
Проблемы с надежностью самолета начались задолго до введения санкций.
В апреле 2018 года Би-би-си установила, что в «Аэрофлоте» на тот момент считали Superjet наименее безопасным из своих самолетов — более половины инцидентов, которые происходили с самолетами авиакомпании в феврале, были связаны с авиалайнерами SuperJet.
В том же году выяснилось, что около трети авиалайнеров Sukhoi Superjet у крупнейших компаний-эксплуатантов этого самолета простаивает на земле более шести дней подряд, а топ-менеджеры российских компаний часто просят не покупать им билеты на рейсы, которые выполняет Sukhoi Superjet.
Однако многие комментаторы отмечали, что недостатки «Суперджета» — детские болезни, которые неизбежны при создании самолета на новом технологическом уровне.
Это действительно так. «Суперджет» действительно стал первый лайнером, который в России проектировали в цифровом виде, а не на бумажных чертежах. В нем было применено электродистанционное управление, когда сигнал от ручки управления пилота поступает сначала в бортовой компьютер, а уже оттуда на рули управления.
Кроме того, сторонники «Суперджета» отмечали, что неисправности, которые отслеживаются на земле, и небольшие авиапроисшествия без пострадавших не делают самолет небезопасным.
Ухабы на дороге импортозамещения
Согласно правительственной программе развития авиационной отрасли России Объединенная авиастроительная корпорация собиралась выпустить первые импортозамещенные Super Jet 100 в 2023 году. До 2030 года ОАК намеревалась построить 142 таких лайнера.
Однако планы изменились, и новые сроки начала производства — 2026 год. Планируется, что ПАО «Яковлев» (разработчик «Суперджета») должен будет выпустить сразу 30 самолетов. В последующие годы планируется выпуск 28 самолетов в год.
И уже после происшествия в Анталье наутро российский премьер Михаил Мишустин уволил гендиректора ПАО «Яковлев» Андрея Богинского (вместе с управляющим директором АО «Туполев» Константином Тимофеевым).
Как рассказала газета «Коммерсант», Богинский был уволен «за провал программы гражданской авиации».