Разгон «в рамках закона»: как грузинский спецназ расчищал центр Тбилиси - SOVA
политика

Разгон «в рамках закона»: как грузинский спецназ расчищал центр Тбилиси

В ночь на 29 ноября в Тбилиси спецназом была разогнана многотысячная акция протеста. Она стала реакцией на заявление премьер-министра Ираклия Кобахидзе о приостановке евроинтеграции Грузии. Ночью спецназ приступил к брутальному разгону акции. Силовики применили против митингующих водометы и слезоточивый газ. SOVA изучила хронику событий.

SOVA LOGO NEW SMALL политика featured, Протест-2024

Как развивались события

Стихийная акция протеста началась около 7 часов вечера у офиса правящей «Грузинской мечты» на улице Горгасали. Этому предшествовало заявление премьер-министра Ираклия Кобахидзе о том, что Тбилиси до конца 2028 года отложит вопрос о начале переговоров с Евросоюзом о вступлении в ЕС.

Количество спецназа у парламента на стихийной акции протеста против приостановки вопроса вступления в Евросоюз.

Параллельно часть протестующих начала собираться перед зданием парламента на проспекте Руставели, а также у резиденции президента, где глава государства проводила консультации с иностранными дипломатами и представителями оппозиции. Позже демонстранты объединились у парламента.

Ближе к полуночи ситуация в центре Тбилиси стала накаляться, между полицией и протестующими происходили точечные стычки. Против некоторых из демонстрантов были применены перцовые баллончики.

В это же время на Площади Свободы был мобилизован спецназ, спецтехника и водометы.

После консультации с представителями оппозиции к протестующим у парламента присоединилась президент Грузии Саломе Зурабишвили.

«Я здесь с людьми, я буду там, где смогу, всегда. Начинается движение сопротивления, которое не прекратится, пока не пройдут новые выборы», — заявила глава государства на митинге.

После этого Зурабишвили направилась к кордону спецназа на Площади Свободы и попыталась обратиться к ним.

Разгон демонстрации начался около 2 часов ночи. Силовики применили против митингующих водометы и слезоточивый газ. Кроме того, спецназовцы использовали непропорциональную силу при задержании и преследовании участников акции протеста.

После попытки зачистки территории перед зданием парламента, протестующие стали строить баррикады на проспекте Руставели. Участники митинга перекрыли дорогу мусорными баками и подожгли их.

Попытки разгона акции спецназом продолжались в течении всей ночи. Около 7 утра полиция начала отлавливать людей не только на улицах, но и в магазинах и аптеках.

Задержания

Всего, по  данным МВД Грузии, на акции протеста были задержаны 43 человека. Их обвиняют в неповиновении законному требованию сотрудников полиции и мелком хулиганстве в соответствии со статьями 166 и 173 Кодекса об административных правонарушениях.

Также идет расследование по уголовным статьям о нападении на полицейского и порче имущества. По информации ведомства, протестующие бросали в полицейских стеклянные бутылки, камни, металлические предметы и пиротехнику.

«Во время митинга часть протестующих неоднократно предпринимала провокационные действия. Министерство внутренних дел несколько раз призывало организаторов и агрессивно настроенные группы протестовать в рамках закона, однако они не подчинялись указаниям сотрудников полиции, словесно оскорбляли их и оказывали физическое сопротивление».

В заявлении МВД также говорится, что во время митинга пострадали 32 сотрудника полиции. 13 лицам потребовалось хирургическое вмешательство.

Что известно о пострадавших

Грузинские СМИ сообщают о десятках демонстрантов и журналистов, пострадавших в результате действий спецназа. Насилию со стороны правоохранителей подверглись также политические лидеры. По информации члена «Коалиции за перемены» Миранды Багатурия, у Наны Малашхия, первого номера избирательного списка объединения, – перелом носа, у лидера партии «Дроа!» Элене Хоштария – перелом руки.

Особенно жестко, однако, силовики действовали в отношении журналистов. Всего, по данным грузинской службы Радио Свобода, пострадало около 15 сотрудников СМИ.

  • Журналисту издания Publika Александру  Кешелашвили во время задержания сломали нос. Ночью ему провели операцию;
  • На корреспондента телеканала Formula Гурама Рогава спецназовец во время прямого эфира. У Рогава перелом лицевых костей, а также дуги 7-го шейного позвонка. Ночью ему также сделали операцию;
  • Журналиста Радио Свобода Давида Цагарели сотрудники спецназа ударили в живот. В этот момент репортер был в прямом эфире и снимал задержания протестующих на проспекте Руставели;
  • Был избит оператор TV Pirveli Георгий Шецирули. Силовики также разбили его камеру;
  • Против журналистки OC Media Мариам Никурадзе целенаправленно применили водомет, перцовый баллончик, повредили камеру, несколько раз вырывали из рук мобильный телефон;
  • Направлен водомет во время прямой трансляции был и против журналистки TV Pirveli Нануки Каджая;

Среди пострадавших представителей медиа также: операторы телеканала TV Pirveli Давид Бичикашвили и Нико Кокая, журналисты TV Pirveli Анна Мдивани, Netgazeti Гиви Авалиани, Publika Натия Амиранашвили, «Проекта 64» Георгий Гогуа, Expressnews Ираклий Манагадзе и Общественного вещателя Давид Бежанишвили.

Список пострадавших журналистов не полный.

rogava2 19384 политика featured, Протест-2024

Реакции

Президент Саломе Зурабишвили в микроблоге X отреагировала на кадры задержания митингующих:

«В Грузии нет убежища: двор церкви или аптека – робокопы преследуют протестующих повсюду, чтобы избить и арестовать их… Российские власти, российские методы».

Ассоциация молодых юристов Грузии заявила, что разгон акции по обыкновению проходил с применением незаконной и непропорциональной силы. НПО подчеркнуло, что участились случаи применения спецсредств сотрудниками полиции в отношении журналистов, в том числе сотрудников международных СМИ. Причем речь идет как о словесном, так и о физическом насилии.

АМЮГ заявила:

  • преднамеренное нападение на журналистов подчеркивает попытку помешать их работе и предотвратить освещение насильственного разгона митинга;
  • сотрудники правоохранительных органов не должны вмешиваться в работу представителей СМИ во время митингов, а должны содействовать освещению происходящих событий.

Ассоциация молодых юристов вновь призвала сотрудников правоохранительных органов:

  • действовать в соответствии с Конституцией Грузии, международным и местным законодательством;
  • дать возможность журналистам осуществлять свою профессиональную деятельность;
  • не выполнять незаконные приказы.

По данным НПО, есть доказательства, указывающие на нарушение стандартов использования активных специальных средств, в том числе перцового аэрозоля, который был целенаправленно распылен в лица демонстрантов, а также смешивание двух специальных средств – струи воды и химических раздражителей.

Омбудсмен Грузии Леван Иоселиани, в свою очередь, заявил, что митинг на проспекте Руставели был мирным, а право на свободу собраний было нарушено сотрудниками МВД путем разгона акции с применением спецсредств:

«Поступают сообщения о применении непропорциональной силы специальной оперативной группой против граждан. В прошлом Народный защитник неоднократно разъяснял, что в случае нарушения отдельными участниками акции условий мирного собрания против них должны быть приняты индивидуально необходимые и пропорциональные меры.

Вопреки этому, правоохранители начали применять спецсредства против участников собрания, в том числе мирных демонстрантов, что противоречит стандарту необходимого и пропорционального вмешательства в права».

Иоселиани обратился к Специальной следственной службе с призывом своевременно расследовать факты возможных преступлений, совершенных сотрудниками правоохранительных органов.

Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе, впрочем, акцентировал внимание на количестве пострадавших силовиков, заявил, что те действовали в рамках закона. Он поблагодарил полицию и спецназ за проделанную работу, а на просьбу журналистов прокомментировать случаи применения непропорциональной силы против демонстрантов и нападения на сотрудников СМИ фактически сказал лишь одно: «Это печально».

Президент Грузии обвинила правительство в конституционном перевороте