После двух попыток «Грузинской мечты» объявить импичмент президенту в 2023 и 2024 годах, Саломе Зурабишвили лишь усилила свое политическое влияние в стране, сначала объединив вокруг себя несогласных, а затем фактически возглавив оппозицию и протест.
Глава государства не признала итогов октябрьских парламентских выборов, заявив, что остается единственным легитимным институтом в Грузии. А значит, не может покинуть пост, пока не сформируются легитимные органы власти. А значит, кульминацией политического кризиса в Грузии может стать момент, когда полномочия избранного населением президента истекут, а в должность захочет вступить президент, назначенный «Грузинской мечтой».
Вероятно, основная борьба развернется вокруг дворца Орбелиани – официальной резиденции президента Грузии. Правящая партия уже начала операцию по выдавливанию Зурабишвили из комплекса: по сообщениям СМИ, казначейство не оплатило счета за коммунальные услуги, и особняк Орбелиани остался без отопления.
По задумке «Грузинской мечты», Новый год в резиденции должен встречать избранный коллегией выборщиков Михаил Кавелашвили – на 29 декабря назначена его инаугурация. Но действующая глава государства прямо заявляет, что покидать дворец не намерена. Когда в «новогодней деревне» напротив дворца установили инсталляцию в виде поезда, Зурабишвили написала в соцсетях:
«Что ж, посмотрим, кто уедет!».
Отключение отопления – не единственная мера, которую решила задействовать «Грузинская мечта». 13 декабря парламент в третьем чтении принял закон, который будет лишать президента государственной охраны после истечения срока его полномочий, если Конституционный суд установит, что, находясь в должности, президент нарушил Конституцию.
Выступая в Европарламенте, Зурабишвили прямо заявила: «Через неделю у меня не будет охраны, которая сможет меня защищать».
Ряд СМИ ранее уже предупреждал, что, если Запад не предпримет действенных мер против нелегитимных властей Грузии, то Саломе Зурабишвили может постичь судьба третьего президента страны – Михаила Саакашвили. Обвинения в ее адрес из уст функционеров «Мечты» звучат давно, но не исключено, что теперь в партии власти решили использовать Уголовный кодекс для давления на президента.
17 декабря член большинства Гия Вольский прямо возложил ответственность за события в Тбилиси на Зурабишвили. По словам депутата, «она виновна в том, что случилось», поскольку лично является одним из организаторов столкновений.
«Когда происходят такие столкновения, мы должны требовать ответа с организаторов. Но сегодня Саломе Зурабишвили просит ответа от тех, кто защищает страну от беззакония и насильственной революции», — сказал Вольский.
Ранее премьер-министр Ираклий Кобахидзе сетовал, что президент переходит все красные линии, поскольку «знает, что ни у кого не будет желания задерживать 72-летнюю женщину». Но красной линией может стать именно попытка властей выдворить Саломе Зурабишвили из президентской резиденции.
Помимо кризиса легитимности внутри страны, «Грузинская мечта» и избранный ею президент Кавелашвили имеют серьезные проблемы с признанием на международном уровне. За 30 лет независимости Грузия установила дипотношения примерно со 170 странами мира, но с избранием нового главы государства поздравления поступили только от четырех из них. Многие страны Запада не только не поздравили, но и прямо заявили, что ставят под сомнение легитимность Кавелашвили.
Джо Уилсон, американский конгрессмен-республиканец, автор MEGOBARI Act и сторонник Трампа, который может возглавить комитет по иностранным делам Палаты представителей США, заявил: Зурабишвили остается легитимным президентом Грузии и «противостоит нелегитимному правительству, пытающемуся навязать грузинам российского президента-марионетку».
А в ходе недавних слушаний в Европарламенте один из докладчиков объявил с трибуны: Саломе Зурабишвили останется легитимным президентом и после 29 декабря.
Докторант международных отношений Амиран Хевцуриани указывает на то, что за последние несколько месяцев в результате действий правящей партии мы имеем «целое звено конституционных нарушений», начиная с парламентских выборов и заканчивая методами борьбы с массовыми протестами.
«Исходя из этих реалий, «Грузинская мечта» оказалась в ситуации, когда их не признают ни внутри страны, не за ее пределами».
Эксперт напоминает, что по этой причине Зурабишвили намерена оставаться на своем посту, пока в стране не пройдут новые выборы. И уже новый парламент должен будет избрать следующего президента страны.
«Это абсолютно разумно. И то, что ее точку зрения поддерживает международное сообщество, пригласившее Зурабишвили выступить в Европарламенте, является прямым подтверждением этому».
По мнению Хевцуриани, если 29 декабря «Грузинской мечте» удастся устранить президента Зурабишвили, протесты только усилятся: «Это лишь вопрос времени, сколько еще они [«Грузинская мечта»] смогут находится у власти».