- Автор, Яна Литвинова
- Место работы, для Би-би-си, Лондон
Если бы гений русской поэзии Александр Сергеевич Пушкин проживал не в России, а на Британский островах, то он никогда бы не написал: «Октябрь уж наступил, уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей».
Потому что в октябре если какие-то листья и падают, то далеко не последние.
Так уж получилось, что я писала про октябрь в середине декабря, и гордо возвышающийся за моим окном развесистый дуб был не просто желто-бурым, а вдобавок еще и с вкраплениями прозелени.
Это я к тому, что в октябре еще много чего растет, и корма очень даже хватает.
Исторический же октябрь существенно мрачнее сельскохозяйственного и в целом представляет собой мартиролог известных персонажей.
Судите сами:
14 октября 1066 года на поле битвы при Гастингсе пал Гарольд Годвинсон, последний саксонский король Англии.
3 октября 1283-го был казнен принц Уэльский Давид III ап Грифид. Он был первым представителем знати, которого лишили жизни самым кошмарным образом: повесили, выпотрошили и четвертовали.
24 октября 1537 года от родильной горячки (теперь бы мы сказали, что от сепсиса) скончалась третья жена Генриха VIII Джейн Сеймур.
29 октября 1618-го голову на эшафоте сложил сэр Уолтер Рейли, которого казнили по приказу Джеймса I. Джеймс, будучи шотландцем, выступил отчасти как Дантес: «не мог ценить он нашей славы» и отрубил голову национальному герою для того, чтобы умиротворить испанцев. Рейли был одним из адмиралов английского флота, разгромившего Испанскую Армаду.
Кроме того, в октябрьском похоронном списке: адмирал Нельсон (21 октября, 1805), британский премьер лорд Палмерстон, скончавшийся в должности (18 октября, 1865), поэт Альфред Теннисон (6 октября, 1892), и еще один премьер — лейборист Клемент Атли, которому мы обязаны Национальной службой здравоохранения (8 октября, 1967).
Добавьте сюда же первую битву в гражданской войне в Англии (23 октября 1642 года), и взрыв в гостинице Брайтона (12 октября, 1984), совершенный ИРА (Ирландской республиканской армией), и общая картина окончательно вырисовывается.
То, что в октябрь каким-то образом затесалось образование Первой футбольной ассоциации Англии (26 октября, 1863), утвердившей первые правила игры, которая постепенно превратилась в мировую религию, общей картины не меняет.
Оскудевшее, но все еще изобилие
Октябрь, конечно, не так изобилен, как сентябрь с августом, но с голоду умереть не даст. Во-первых, полным-полно корнеплодов: той же свеклы, картошки (на октябрь приходится ее главный урожай), топинамбура (он же иерусалимский артишок), репы и брюквы.
По-прежнему хороши помидоры с тыквами и кабачками, неплоха капуста кольраби, а также фенхель и всевозможный лук.
Но главным достоинством октября являются трюфели. Трюфель — гриб подземный, достаточно редкий и обладает специфическим и очень сильным ароматом. Первая кулинарная встреча с трюфелем может вас разочаровать, но ненадолго.
В Англии они тоже растут. Французы для их поиска традиционно использовали свиней (надевая на них специальный намордник, вернее, наверное, нарыльник, потому что свиньи трюфели поедают с такой же охотой, как и люди), англичане же используют собак. Да, есть порода, которая специально выведена для этой охоты, но научить можно любого пса, было бы желание.
Рецептов с трюфелями не будет, подойдем к делу с более дешевой стороны.
Запеканка из лука-порея с картошкой
Лук-порей — национальный овощ Уэльса, но произрастает везде. Я его предпочитаю луку обыкновенному, потому что он менее ядреный и не вызывает при нарезании горьких слез.
- 500-600 мл куриного или овощного бульона (кубик, разумеется)
- 1 кг картошки, почистить, порезать потоньше
- 6 палок лука-порея (нарубить тонкими кругами или полукружьями, если палки слишком толстые. Теоретически можно заменить лук порей зеленым луком, но только в том случае, если он уже достаточно толст)
- Сливочное масло (или растительное)
- 100 г копченой свиной грудинки, порезать кубиками (на самом деле сойдет любое колбасное изделие, хотя копченый привкус блюдо украсит, но можно вообще ничего мясного не класть
- Немного сливок повышенной жирности (строго факультативно)
Процесс прост и незатейлив.
Доведите бульон до кипенья, бросьте туда же картошку с пореем, вновь вскипятите и дайте им побулькать минут пять. После чего процедите этот полусуп в какую-нибудь кастрюлю, жидкость нам еще пригодится.
Возьмите керамическую форму для духовки и обмажьте либо облейте ее маслом. Начинайте выкладывать лук-порей с картошкой слоями, особо не напрягаясь по поводу красоты, и соля и перча по ходу действий. Можно всю массу посолить и поперчить, перемешать, а потом вывалить в форму сразу всю, хуже не будет.
Вылейте в форму где-то стакан сохраненного бульона и раскидайте сверху мясо-колбасную гастрономию (если пользуетесь). Точно так же по желанию распределите поверху сливки, заверните это дело в фольгу и отправьте в духовку на 200 градусов примерно минут на 40.
Где-то через полчаса фольгу стоить снять, чтобы верх подрумянился. У этого блюда, которое можно разнообразить любыми мясными остатками, есть несколько достоинств, среди которых главными являются его дешевизна и легкость в приготовлении.
Поскольку на октябрь у нас приходится Хэллоуин, то следующее блюдо будет имеет несколько инфернальный оттенок.
Морской черт в шафрановом соусе с овощами
Морской черт, он же — удильщик, по-английски называется «рыбой-монахом» (показательно, что русское и английское название оказалось на противоположных концах теологического спектра. Хотя, массово перейдя в протестантство, англичане монахов выставили за дверь, а посему не исключено, что понятийный разрыв не так уж и велик).
Монах, он же черт, по существу состоит из головы и хвоста. В голове съедобными (и даже деликатесными) считаются щеки, а хвост съедобен целиком. Увы, но инфернальная рыбина и стоит как черт знает что. В случае чего, ее можно заменить треской, а шафран — куркумой. Блюдо, правда, слегка потеряет в изысканности, но останется вкусным.
Что требуется:
- 10 тычинок шафрана
- 3 столовые ложки белого вина
- Растительное масло для обжарки
- 1 лук-порей, порезать кольцами (считается, что верхняя жесткая темно-зеленая часть, если и съедобна, то с ограничениями, и ее стоит избегать. Опыт показал, что если вы отдерете самые верхние и жесткие листья, то внутри окажется светло-зеленая трубочка, которая добавит эстетики и не испортит вкуса)
- 1 лук-шалот, порезать помельче (ну, нет шалота, берите обычную луковицу, большой разницы все равно не будет)
- 1 не слишком большой кочан фенхеля, жесткую середину вырезать, нашинковать потоньше
- 1 зубчик чеснока, тоже мелко-мелко порезать (если что, не мучайтесь и раздавите его в чеснокодавке)
- 2 средних размеров картофелины
- 10 помидоров-черри (пижонство, конечно. Есть черри — кладите черри. Нет — кладите обыкновенный томат, только вытащите из него семечки. Нет никакого — ну и не надо. Кабачок сгодится
- Порядка 400-500 мл овощного бульона (вы знаете, откуда его брать)
- 300-600 г филе черта/монаха, порезать на куски (сколько есть, столько и берите. Если вы все то же самое проделываете с треской, то увеличьте число компонентов соответственно тому, сколько ее у вас есть).
- Трава душистая. Это тот редкий случай, когда я вместо укропа советую взять кинзу или петрушку, на худой конец.
- Немного (где-то пара столовых ложек) белых сухарей. Тоже необязательно, можно на худой конец раздробить сухое печенье
«Но продуман распорядок действий»
Если у вас есть шафран, то залейте его белым вином и оставьте примерно на полчаса. С куркумой ничего делать не надо.
Возьмите большую сковородку с высокими бортами, либо утятницу-гусятницу. В общем, что-то, куда это все влезет. Потомите порей, шалот и фенхель минуты две-три. Добавьте чеснок и дайте ему еще пару минут на то, чтобы обменяться ароматами. Положите картошку, шафран с вином, помидоры и бульон, уменьшите огонь и оставьте минут на 10-15.
Добавьте рыбу, посыпьте имеющейся травой, закройте крышкой и сделайте вид, что содержимое емкости вас совершенно не интересует. Это психологическое упражнение полезно, потому что блюду не идет на пользу, если в него все время залезать. Еще минут через 7-10 откройте крышку, проверьте готовность картошки и рыбы, и все, можно есть.
Одно замечание: количество бульона зависит от того, хотите ли вы есть результат из плоской или глубокой тарелки. И то, и другое — более чем съедобно и зависит только от вас.
А вот теперь можно плавно переползти к более существенной еде. Это блюдо вполне можно рассматривать в качестве главного украшения рождественской трапезы. Я в курсе, что до Рождества у нас еще минимум два месяца, но октябрь — неплохой месяц, чтобы потренироваться.
Утка со специями
Набор специй более-менее произволен. Этот рецепт я нашла в газете Telegraph. Его автор, Марк Хикс, начинает с хвастовства: мол, у него за углом есть заводик по производству джина, поэтому, если ему требуется набор джиновых специй, то он просто стучится в заднюю дверь, и ему выносят небольшой пакетик…
Но если у вас нет такого соседства, то порубите в произвольных количествах: ягоды можжевельника, лавровый лист, гвоздику, высушенную апельсиновую корку, стручки кардамона, или что угодно по вашему вкусу и запасам.
Что нужно
- Утка. Одна. Килограмма на 1,5-2 (или какая достанется)
- 3-4 столовые ложки специй (см выше)
- 3-4 столовые ложки меда
- Небольшой кусочек коры коричного дерева (если у вас коры нет, то сойдет и порошок, только не забывайте, что у него аромат сильнее, и его требуется меньше. В целом кору полезно держать в закутке, отдирая от нее щепки по мере надобности и бросая в блюда с восточно-азиатским акцентом)
- 6 ягод можжевельника (да, еще)
- ½ столовой ложки семян кориандра
- ½ столовой ложки горошин белого перца (нет белого, кладите черный, поменьше)
- 4 гвоздичины
- 1 лавровый лист
- Несколько веточек свежего тимьяна (сушеного примерно половину чайной ложки)
- 6 зубчиков чеснока, порезать как бог на душу положит
- 200 г утиного или гусиного жира (можно заменить его любым животным жиром, включая нутряное сало, или сало свиное. В крайнем случае — берите оливковое масло)
А теперь — процесс.
Начните за пару дней до торжественного события. Для начала как следует оботрите утку, чтобы кожа была как можно более сухой. Смелите все специи (хоть в кофемолке, хоть в специальной мельнице для специй, хоть толките в ступке) со столовой ложкой соли.
А вот теперь пошли сложности. Надо вооружиться острым и большим ножом и как-то умудриться отрезать утиный позвоночник, оставив грудки на кости. У профессиональных мясников это называется «короной». Если для вас это — такая же terra incognita, как и для меня, то вот вам видео-инструкция.
Отрежьте крылья и отложите их с позвоночником в сторонку. Для этого блюда они вам не понадобятся, но их можно потом бросить в какой-нибудь суп для навара.
Надрежьте кожу на утиной груди в нескольких местах, натрите ее медом и обмажьте смесью специй, утрамбовывая ее поплотнее. Положите натертый утиный бюст на тарелку и поставьте в холодильник, не накрывая (!), денька на два.
Нагрейте духовку до 160 градусов. Поместите утиные ноги в жаропрочную посуду, которая годилась бы и для плиты, и для духовки. Дальше, цитирую: «уютно и плотно уложите утиные ноги, кусочки жира и кожи в утятницу».
Отрежьте небольшой кусочек марли, заверните туда все оставшиеся специи и засуньте между (утиных) ног. Я для этого пару раз использовала специальное шарообразное сито для листового чая, но его потом отмывать сложно.
Растопите утиный, гусиный или любой другой жир и вылейте на ноги так, чтобы он их целиком покрыл. На маленьком огне доведите ноги с жиром до кипения, накройте крышкой и переместите блюдо в духовку на полтора-два часа.
Достаньте из духовки и дайте ногам в жире и остыть. Осторожно достаньте ноги из жировой неволи и тоже засуньте в холодильник. Жир отложите куда-нибудь в сторонку, потому что теоретически в нем можно запекать картошку.
В тот день, когда вы будете это есть, начните с того, что достаньте готовые ноги и провяленную «корону» из холодильника и дайте им согреться до комнатной температуры. Нагрейте духовку до 220 градусов, положите части утки на противень и запекайте минут 40-45. Дайте готовой утке прийти в себя минут 10 в теплом месте и подавайте, с чем бог пошлет.
Учитывая сложность мясного блюда, десерт будет предельно простым.
Груши в сиропе
Это незатейливое блюдо может одновременно и очень красиво выглядеть, и быть весьма вкусным. Правда, груши должны быть все-таки изначально вкусными. Точно так же можно поступать и с яблоками, хотя в этом случае берите только твердые сорта для еды.
- 1 л воды
- 300 г сахара
- 1 палка той самой корицы
- 1 стручок ванили, разрезать пополам, семена соскрести
- Сок 1 лимона
- 8 спелых груш
А теперь вариант попроще.
Воды и сахара — сколько хотите. Проще всего утрамбовать груши стоймя в небольшую кастрюльку и посмотреть, сколько понадобится воды, чтобы их покрыть «с головой». Хвостики пусть торчат.
Две-три чайные ложки ванильного экстракта, сок одного лимона, корицей (если нет коры) посыпать результат.
И самый простой: нагреть воду с сахаром вместе с пакетиком специй для глинтвейна. Опустить туда груши, варить до готовности, дать остыть в сиропе, подавать с чем хотите.
Единственная сложность — извлекать груши надо очень осторожно, потому что, если вы их слегка переварили, это не страшно для еды, но они могут развалиться, не дойдя до блюда.
Напоследок: кто родился в октябре, или Почему аборигены съели Кука
Октябрь демонстрирует обычную смесь персонажей исторических и просто интересных.
1 октября 1207 года родился король Англии Генрих III. От него нам остались Вестминстерское аббатство и парламент.
9 октября 1940-го — Джон Леннон, о котором вы все и без меня знаете.
16 октября 1854-го — Оскар Уайльд. Можете со мной не соглашаться, но я считаю, что его остроумие по сей день остается непревзойденным.
И 27 октября 1728 года — капитан Джеймс Кук. Он совершил три кругосветных путешествия и присоединил к британской короне немало земель, но закончил печально. Дело было на Гавайях, где он бывал и ранее и куда ему пришлось вернуться, чтобы подлатать корабль.
Между местными жителями и английскими моряками возник конфликт, кто-то что-то у кого-то стащил, кто-то кого-то ударил, ну, в общем, небольшое недоразумение, которое могло бы закончится ничем, если бы не довольно глупое решение Кука взять короля в заложники.
Местные жители возмутились и стали короля отбивать, Кук его отдавать не хотел, завязалась драка, в ходе которой капитан получил удар дубинкой по голове и ножом — в бок, от чего скончался на месте.
Островитяне забрали тело с собой, но, поскольку относились к нему с уважением, то подготовили его к погребению по всем правилам: выпотрошили и… ну, пытаюсь найти наиболее верное слово… наверное, запекли в костре. По поводу того, что произошло с мягкими останками, есть разные сведения, а кости удалось забрать и похоронить в море, как морякам и положено.
До встречи в ноябре.