Подробности биографии самого известного художника из Бристоля, который работает под псевдонимом Бэнкси и сохраняет свою анонимность десятки лет, интересуют многих людей в мире. Однако фотографии, на которых запечатлен сам художник, и достоверные истории от людей, которые встречались с ним лично, — чрезвычайно редкое явление.
Би-би-си удалось поговорить с человеком, который лично знаком с Бэнкси. В конце 1990-х годов наш собеседник пригласил молодого художника в клуб для подростков, с которыми Бэнкси должен был поработать и вдохновить их на творческий поиск. До момента когда Бэнкси станет знаменитым на весь мир художником оставалось совсем немного времени.
«Настоящее сотворчество»
Сейчас Бэнкси — один из самых известных в мире художников, работающих в жанре граффити. Его работы продаются за миллионы фунтов стерлингов, выставки его работ посещают сотни тысяч человек.
На пути к вершине мировой славы, Бэнкси оставил свой след не только на улицах своего города, но и в душах молодых людей, живших в районе Лоренс Уэстон на северо-западе Бристоля.
Здесь, в клубе в конце 1990-х гг. художник, который станет известен под псевдонимом Бэнкси, вел уроки для тинейджеров. Сам он в то время создал в Бристоле одну из первых своих знаменитых работ — The Mild, Mild West, на которой изображен плюшевый мишка, бросающий коктейль Молотова в трех полицейских.
«Если вы посмотрите на эти фото, вы увидите, как он работал с подростками», — говорит Питер де Бур, пригласивший Бэнкси в клуб. «Они были полностью вовлечены в работу, веселились и делились идеями. Это было настоящее сотворчество», — говорит он.
Сейчас от тех граффити, созданных подростками вместе с Бэнкси, остались только фотографии, на которых запечатлены яркие, концептуальные и живые работы, украшавшие стены молодежного клуба.
Би-би-си разрешили опубликовать эти фотографии при условии сохранения анонимности Бэнкси.
Художник возвращался в клуб несколько раз, чтобы творить вместе с восторженными подростками 11-16 лет, которые тогда не подозревали, кем станет их наставник.
В конце 1990-х гг Питер де Бур, старший сотрудник по работе с молодежью в одном из районов на западе Бристоля, искал художника, который мог бы вдохновить на творчество местных подростков.
Пригласить Бэнкси Питеру посоветовал один из его друзей. Тогда работы Бэнкси начали появляться в разных районах города, художник уже начал создавать себе имя.
«Я взял его номер телефона. Обычно я звонил ему, чтобы пригласить поучаствовать в каком-либо арт-проекте. Он охотно соглашался», — рассказывает Питер.
В этом же году, когда Бэнкси появился в молодежном клубе, он с помощью трафарета нарисовал The Mild Mild West на улице Стокс-Крофт в Бристоле.
«В клубе кипела жизнь»
Каждый раз, когда Бэнкси появлялся в клубе, его приветствовали десятки подростков, ждавших с нетерпением встречи с ним. Клуб, который был открыт еще в 1970, в конце 1990-х гг. превратился в настоящее творческое коммьюнити и стал центром притяжения для подростков.
«Тогда в клуб за одну неделю приходили сотни молодых людей», — вспоминает Питер, который считает чрезвычайно важной работу с подростками для общества. «В клубе всегда кипела жизнь», — говорит он.
Питер вспоминает, сколько шума было вокруг работ Бэнкси в Бристоле уже в то время, но, по его словам, тогда никто не задумывался о том, кем является молодой человек, который проводит занятия в клубе в Лоренс Уэстон. Для детей он был просто одним из художников, который делился с ними своими знаниями, говорит Питер.
«Меня тогда поразило то, что у него на самом деле не было эго. Он создавал искусство вместе с ними, а не для них», — говорит Питер де Бур.
«Утром он и дети садились вокруг стола, чтобы обсудить свои идеи. Затем они шли и рисовали на стенах те вещи, которые только что придумали. Нельзя сказать, что в этих рисунках было больше Бэнкси, чем идей молодых людей. Это определенно было 50 на 50», — уверен Питер.
Сколько стоило клубу привлечь Бэнкси к работе с подростками?
«За первый мастер-класс, насколько я помню, мы заплатили ему 50 фунтов стерлингов (61 доллар). Возможно тогда это только покрывало его расходы на спрей-краски», — говорит Питер.
«Я не думаю, что он делал это ради денег. Это говорит о том, какой он глубокий, добрый и заботливый человек», — подчеркивает Питер.
Граффити, которые Бэнкси рисовал вместе с подростками, были веселыми, живыми и яркими — при этом они все были со смыслом. Например, коровы на лугу, которые смотрят на падающие на них бомбы, по мнению Питера, были намеком на беспокойство по поводу изменения климата. Хотя существует еще одна — менее очевидная версия — что это цирк, захваченный роботами.
«Я выбросил трафарет Бэнкси»
Какова же судьба этих граффити? Их просто закрашивали и рисовали поверх новые работы. Снова и снова.
«Я лично закрасил работу Бэнкси и рисовал поверх нее. Я выбросил трафарет Бэнкси, когда проводил уборку в клубе», — рассказывает Питер.
Он не не считает, что нужно быть чересчур сентиментальным и сохранять учебные работы стрит-арта.
«У меня нет никаких сожалений (что я их закрасил). Тогда это было связано с работой с подростками, пробуждением в них стремления к творчеству. Тогда это был просто очередной арт-проект», — отмечает он.
Для Питера ценность сотрудничества клуба с Бэнкси не в деньгах, а в том, что созданные тогда подростками граффити значили для коммьюнити.
Он задается вопросом, помнят ли те дети, которые сейчас уже сами являются родителями, как они рисовали граффити в клубе вместе с человеком, который сейчас является одним из самых известных в мире художников.
«Я горжусь тем, что он приходил сюда. Сейчас в клуб приходят дети, чьи родители тогда учились у Бэнкси. И, возможно, они об этом ничего не знают», — размышляет Питер.