- Автор, Магеррам Зейналов
- Место работы, Би-би-си
- Twitter,
В Мюнхене в четверг начался суд над двумя бывшими депутатами парламента Германии (бундестага). Им вменяют получение взяток от азербайджанских властей за лоббирование их интересов в Европарламенте. Азербайджан давно уже обвиняют в подкупе европейских парламентариев.
В четверг в Высшем земельном суде Мюнхена начались слушания против членов партии Христианско-демократический союз (ХДС) Эдуарда Линтнера и Акселя Фишера.
На сайте Государственного парламента земли Баден-Вюртемберг говорится, что бывших парламентариев обвиняют в получении денег от Азербайджана в период, когда они представляли Германию в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ). Речь идет о взяточничестве с целью влиять на решения Ассамблеи в пользу Азербайджана. Обвиняемые отрицают вину.
В пресс-релизе на сайте суда говорится про «Уголовное производство в отношении Эдуарда Л. и других лиц по подозрению во взяточничестве и коррупции выборных должностных лиц». В расписании суда сказано, что основные слушания по этому делу продлятся до августа.
Дело о выборах в Азербайджане и связанной с этим коррупцией в ПАСЕ давно обсуждается в Европе и даже легло в основу немецкого художественного фильма, вышедшего на ARD в 2024 году.
Взятки, конспирация, вербовка
Первоначально расследование было направлено против депутата от ХДС Карин Штренц, пока она неожиданно не умерла в 2021 году. За два месяца до смерти бундестаг лишил ее иммунитета из-за обвинений во взяточничестве и лоббировании интересов Баку в ПАСЕ, когда она была членом ее мониторинговой комиссии на парламентских выборах в Азербайджане. Штренц проголосовала в ПАСЕ против требования освободить политических заключенных в Азербайджане.
Расследуя дело Штренц, следователи вышли на Эдуарда Линтнера, который был в тот момент членом Парламентской ассамблеи Совета Европы. Они пришли к выводу, что Линтнер получил от азербайджанских властей несколько миллионов евро, и в его задачу входила вербовка других немецких парламентариев. Одним из них и стал Фишер, с которым они сейчас находятся на скамье подсудимых.
В результате обысков следователи обнаружили переписку, из которой следовало, что Линтнер передал Фишеру 23 тыс. евро, а Штренц требовала от него ту же сумму.
Мюнхенские следователи говорят, что это было многолетнее расследование, сложное из-за высокой конспирации обвиняемых и схем получения денег. Прокуратуре пришлось направить 15 запросов о помощи в расследовании на Кипр, в Лихтенштейн, Швейцарию, Турцию, Бельгию, Эстонию, Латвию, Азербайджан и другие страны.
Бельгийские следователи, обыскавшие несколько офисов в Страсбурге по поручению немецкой прокуратуры, обнаружили важные доказательства.
Линтнер, по данным следствия, к 2016 году получил «сумму в несколько миллионов евро через 19 иностранных компаний-почтовых ящиков».
Долгое расследование
По данным прокуратуры, это было сложное расследование. Среди прочего, по всей стране около 20 объектов недвижимости подверглись обыскам, включая офисы членов бундестага.
Расследование заняло годы. В 2020 году в доме Линтнера уже проводились обыски, а в следующем году Федеральное управление уголовной полиции обыскало офис Фишера в бундестаге. В прокуратуре заявили, что расследование было очень сложным и длительным из-за «конспиративного подхода обвиняемых». Многочисленные объекты недвижимости были также обысканы за рубежом.
Председатель Transparency Germany Александра Херцог назвала обвинительное заключение ошеломляющим. «Сегодняшние новости еще раз ясно дают понять, что Германия должна лучше вооружиться против опасности влияния, оказываемого автократически управляемыми государствами через стратегическую коррупцию», — заявила Херцог в понедельник
Что говорит защита обвиняемых?
Линтнер назвал подозрение во взяточничестве «большой чепухой», сообщает агентство DPA. После своего пребывания в парламенте он работал лоббистом, добиваясь того, чтобы регион нагорно-карабахского конфликта был передан Азербайджану — ситуация, которая, по его мнению, была «правильной с точки зрения международного права».
Фишер заявил DPA, что обвинения против него «не соответствуют действительности». Эта процедура, по его словам, «не только стрессовая и опасная для моей семьи и особенно для моих детей, но также разрушает мою профессиональную и социальную жизнь».
Адвокат экс-депутата бундестага Акселя Фишера заявил: «С нашей точки зрения, обвинения, выдвинутые прокуратурой в адрес моего клиента, уже опровергнуты в ходе предварительного следствия».
«Икорная дипломатия»
«Икорной дипломатией» еще в 2012 году назвали поведение азербайджанских властей, когда те дарили подарки европейским парламентариям, приезжавшим в Баку. Власти страны на уровне МИДа, а затем и депутатов, отвергали обвинения в попытках подкупить европейцев.
Затем в 2017 году проект по расследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) выпустил доклад, в котором говорилось, что азербайджанские власти с 2012 по 2014 год использовали секретную «черную кассу» для подкупа европейских политиков, приобретения предметов роскоши и отмывания денег. Всего через «черную кассу» было отмыто около 2,8 млрд долларов, говорится в докладе.
В том же году Совет Европы начал расследование о взятках членам ПАСЕ от Азербайджана. Спустя год оно пришло к выводу, что ряд нынешних и бывших членов Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) могли получать взятки в обмен на смягчение этим органом критики грубых нарушений прав человека в Азербайджане.
Совет Европы выступает за демократию, права человека и верховенство закона. Он не имеет законодательных полномочий, но считает себя «совестью Европы». Азербайджан же вступил в Совет Европы в 2001 году. Год назад депутаты ПАСЕ отказались ратифицировать полномочия азербайджанской делегации из-за несоблюдения страной обязательств перед Советом Европы.