Site icon SOVA

Теория заговора: премьеру Словакии привиделся «грузинский госпереворот»

f049a86a 8773 4cd7 9480 1dae58ac56e4 политика featured, Грузия-Словакция, Роберт Фицо, Словакия

«В Словакию приехала группа экспертов, которая активно участвовала в событиях в Грузии, а также активно участвовала в Майдане в Украине», — заявил накануне премьер-министр Словакии Роберт Фицо. По его словам, эта группа финансируется из различных иностранных источников.

«И я приветствую решение президента Трампа о том, чтобы покончить с финансированием таких групп, угрожающих европейской демократии».

Угрозой для демократии многие в Словакии считают самого Роберта Фицо. Его, например, обвиняют в попытке усилить контроль над СМИ. В результате реформы Общественной телерадиокорпорации теперь она контролируется советом, назначаемым правительством. При этом Фицо объявил бойкот критическим медиа. В 2023 году его правительство прекратило связь с четырьмя словацкими СМИ, назвав их «враждебными» и «недостаточно объективными». Вместо этого оно отдает предпочтение пророссийским медиа, таким как Hlavné Správy.

Важно понимать, что Роберт Фицо, наряду с Виктором Орбаном, единственные европейские лидеры, посещающие Кремль. Премьер-министр Словакии находился с визитом в Москве накануне Нового года. И там заявил, что Запад пытается «поставить Россию на колени». А накануне заявления о попытке госпереворота в Братиславе Фицо встречался с «главным европейским другом Путина» Орбаном.

В докладе, зачитанном Робертом Фицо фактически сразу после встречи, 22 января, содержались сведения о запланированных акциях протеста, целью которых была дестабилизация ситуации в стране, после чего определенные лица и организации якобы должны были призвать к досрочным выборам.

Оппозиционные партии, в свою очередь, отрицают эти обвинения, называя их «смешными» и «вбросами тайной полиции».

На фоне этого заявления на утро 23 января Фицо созвал заседание Совета безопасности, на котором обсуждалось введение в стране чрезвычайного положения. После правительству было поручено разработать меры по стабилизации ситуации, учитывая полученные от спецслужбы SIS (Словацкая информационная служба) сведения.

Оппозиция, в свою очередь, обратилась к генеральному прокурору с просьбой расследовать возможные злоупотребления властью в связи с подготовкой секретного доклада. Кроме того, оппозиция требует отставки главы SIS.

На заявление словацкого премьера оперативно отреагировали в Тбилиси. Премьер-министр Ираклий Кобахидзе заявил, что подобные процессы в разных странах координируются «одной рукой» и такая прямая координация очевидна:

«Я часто цитировал конкретное видеообращение Роберта Фицо, где он описывает процессы в Словакии, включая распространение либерального фашизма на территории Словакии. То, что он описывает в своем десятиминутном обращении, полностью идентично тому, что происходит сегодня в Грузии. Соответственно, такая прямая координация не только не исключена, но и совершенно логична, поэтому я не могу усомниться в заявлении премьер-министра Словакии».

Нарративы словацкого премьера заметно перекликаются с риторикой «Грузинской мечты». Правительство обеих стран акцентируют внимание на угрозах внешнего вмешательства и сценариях «цветных революций». И в Тбилиси, и в Братиславе все чаще звучат обвинения в адрес оппозиции и иностранных организаций.

В обеих версиях упоминается участие «иностранных экспертов», финансирование и поддержка извне. СГБ Грузии говорило о причастности США, других западных стран и организации CANVAS. Премьер Словакии говорит о том, что группа экспертов связана с протестами в Грузии и Украине.

Оба нарратива апеллируют к опыту «цветных революций», включая события на Украине («Евромайдан») – как пример сценария, который якобы пытаются повторить в их странах.

Описания предполагаемых действий организаторов включают создание палаточных городков, использование баррикад, коктейлей Молотова и насильственных столкновений с полицией, предполагается целенаправленная эскалация насилия, чтобы дестабилизировать общество.

В грузинском сценарии подробно описываются тренинги, проводимые CANVAS и иностранными организациями. В заявлении Роберта Фицо также говорится о подготовке «иностранных инструкторов», которые обучают протестующих методам дестабилизации.

Обе стороны утверждают, что конечная цель протестов – смена власти насильственным путем.

Оба правительства акцентируют внимание на сохранении мира и независимости, противопоставляя себя якобы деструктивным силам, которые стремятся дестабилизировать ситуацию.

В СГБ Грузии утверждали, что протесты связаны с действиями радикальных политиков и НПО, поддерживающих зарубежные интересы. Роберт Фицо также обвиняет оппозицию в нежелании вести честную политическую борьбу, акцентируя внимание на их связи с «заграничными силами».

На фоне политического кризиса

Примечательным является то, что зявления о попытках государственного переворота как в Братиславе, так и в Тбилиси прозвучали на фоне политических кризисов в обеих странах.

В Словакии оппозиция в последнее время активно добивается вынесения вотума недоверия правительству Роберта Фицо, ссылаясь на смену внешнеполитического курса страны, контакты с Россией и отдаление от ЕС и НАТО.

22 января три словацкие оппозиционные партии – «Прогрессивная Словакия», «Свобода и солидарность», «Христианско-демократическое движение» – повторно внесли в парламент предложение о вынесении вотума. Голосование может пройти в течение семи дней. Для объявления правительству недоверия потребуется согласие не менее 76 из 150 депутатов. Накануне оппозиция отозвала из парламента аналогичное предложение в знак протеста против решения Фицо провести тайное, а не открытое голосование.

В Грузии заявления о неоднократных попытках сместить власть силовым путем тоже возникли на фоне общественного протеста. Он был вызван попытками правящей партии принять аналог российского закона об иноагентах. Действия «Грузинской мечты» обернулись падением ее рейтинга в преддверии парламентских выборов и критикой оппозиции и международных партнеров в смене внешнеполитической ориентации.

«Грузинская мечта» и администрация Трампа – на противоположных полюсах: эксперты об инаугурации в США

Связь «двух покушений»

Еще один эпизод, который теперь уже воспроизвело правительство «Грузинской мечты», – покушение на Роберта Фицо. Инцидент со стрельбой в премьера Словакии произошел в мае прошлого года. Фицо тогда получил несколько огнестрельных ранений.

На фоне случившегося, за три месяца до парламентских выборов в Грузии, Служба госбезопасности заявила о раскрытии покушения на основателя и почетного председателя «Грузинской мечты» Бидзину Иванишвили. Расследование было начато по статьям 18-323 (подготовка террористического акта) и 315 (заговор с целью свержения государственной власти) Уголовного кодекса Грузии.

Однако каких-либо конкретных доказательств подготовки покушения власти не представили. В официальном заявлении не назывались и конкретные имена людей, которые подозревались в организации покушения, однако указывалось: теракт спланировали и профинансировали бывшие высокопоставленные чиновники правительства экс-президента Михаила Саакашвили из силовых структур, которые сейчас находятся на территории Украины.

При этом в правящей партии в покушении на Иванишвили решили провести связь с теми же силами, которые намеревались застрелить Роберта Фицо.

«В последний период было совершено два теракта: один в Словакии, второй – в США. Это общий почерк, который характеризует одни и те же глобальные политические силы», — сказал премьер Ираклий Кобахидзе.

Под некими глобальными политическими силами грузинский премьер скорее всего подразумевал «Партию глобальной войны». В конспирологической картине премьера Кобахидзе именно эта сила стояла за громкими покушениями недавнего времени.

Продолжая следовать конспирологической линии, согласно которой на жизнь почетного председателя «Мечты» покушались, с конца августа Бидзина Иванишвили начал появляться на предвыборных встречах с избирателями за бронированным стеклом.

Позже Ираклий Кобахидзе сообщил, что некий еврокомиссар в разговоре с ним фактически предупреждал его о некоем готовящемся покушении. Якобы предостерегая власти Грузии от принятия закона об иноагентах, он заявил: «Посмотрите, что случилось с Фицо, вам следует быть очень осторожным».

Позже еврокомиссар по вопросам расширения Оливер Вархели заявил, что собеседником Кобахидзе был именно он, но грузинский премьер вырвал слова из контекста.

Георгий Мелашвили: «Грузинская мечта» – ментально абсолютно пророссийская партия

Exit mobile version