8 февраля стало известно о том, что полиция завела административные дела в отношении девяти участников малочисленной акции протеста в Кутаиси. Обвинения предъявлены по статье о нарушении правил проведения собраний и манифестаций, что предусматривает наказание в виде ареста на срок до 15 суток. Однако после начала волны репрессивных поправок к законодательству Грузии, за аналогичные действия теперь грозит штраф в размере 5 000 лари или заключение под стражу на срок до 60 суток.
Среди обвиняемых — люди из абсолютно разных сфер, но все они так или иначе известны обществу:
- Нино Катамадзе, джазовая певица и основательница благотворительного фонда;
- Гела Мтивлишвили, журналист и редактор издания Mtis Ambebi;
- Ладо Апхазава, педагог и лауреат национальной премии «Учитель года»;
- Хвича Вашакмадзе и Эка Кухалашвили, журналисты;
- Кетеван Пилаури и Майя Цирамуа, психологи;
- Ирина Зарандия, гражданская активистка;
- Гиви Цинцадзе, депутат от оппозиции в горсовете Ланчхути.
Протестная акция, в которой приняли участие обвиняемые, проходила у дома судьи Малхаза Окропирашвили и длилась всего 30 минут. Протестующие таким образом выразили свое несогласие с отказом судьи рассмотреть апелляцию по делу основательницы изданий Batumelebi и Netgazeti Мзии Амаглобели. Участники выразили солидарность с Амаглобели, которая ныне переведена в медицинский центр после ухудшения состояния из-за голодовки. За пощечину начальнику полиции Батуми ей грозит от 4 до 7 лет тюрьмы.
«Мы не использовали плохих слов, мы выразили свою солидарность. Оказывается, солидарность наказуема, это очень печально», — сказал Ладо Апхазава перед началом судебного заседания.
В свою очередь Нино Катамадзе отметила, что выступала с концертами во многих местах, но в суде ей этого делать еще не доводилось. Она призвала граждан Грузии продолжить борьбу за свободу.
Бешенный принтер «Грузинской мечты»: волна репрессивных законов партии Иванишвили
Участников акции протеста судили в соответствии с новыми поправками к Кодексу об административных правонарушениях, принятыми парламентом Грузии 6 февраля. То есть после самой акции. Теперь к нарушению правил проведния собраний и манифестаций относятся блокирование административных зданий, дорог и автомагистралей или подстрекательство к насилию на акциях и блокирование дорог.
Новые репрессивные поправки, помимо безумной скорости их пополнения, также быстро начинают применятся по отношению к протестующим гражданам Грузии. 10 февраля участницу Facebook-группы Daitove (там активисты координируют свои действия) Нэнси Воланд (Кристина Ботковели) также оштрафовали на 5 000 лари. МВД предъявило ей обвинение в перекрытии дороги на проспекте Руставели 26 января. По словам Воланд, проезжая часть уже была перекрыта.
Проспект Руставели продолжает заполняться людьми каждый вечер после начала ноябрьских митингов. Полиция самостоятельно перекрывает движение транспорта как минимум в районе парламента при наличии малого количества людей. При многочисленных акциях главный проспект Тбилиси перекрывается полностью.
В преддверии суда над Нэнси Воланд 1 февраля в ее доме был проведен обыск, в ходе которого активистку заставил раздеться, а также изъяли электронные устройства и два фотоаппарата 60-х годов. Более того, Нэнси рассказала, что правоохранители потребовали от нее раздеться и приседать. По словам правозащитников, такие действия представляют собой унижающее достоинство человека обращение и приравниваются к пыткам.
По той же статье проходят и другие известные общественные деятели или активисты, например, актриса Анна Ткебучава. МВД обвиняет ее в перекрытии проспекта Руставели 9 января. Изучив видео с многочисленных камер наружного наблюдения, силовики сделали вывод, что людей на акции было недостаточно для перекрытия дороги.
10 февраля судья Тбилисского городского суда Нино Энукидзе завершила рассмотрение дела Ткебучава, но отложила оглашение своего решения.
Днем ранее, 9 числа, стало известно о том, что полиция пришла к оппозиционным активистам Нике Нарсия и Георгию Мумладзе с целью выписать штраф в размере 5 000 лари без судебного разбирательства.
«7 февраля вступил в силу новый «закон», согласно которому штрафы выписывает сама полиция, а вы должны оспаривать их в суде, если хотите», — написал сам Мумладзе в соцсетях.
Несколько дней назад суд выписал штраф (в размере 2 500 лари) еще одному бывшему высокопоставленному чиновнику – экс-главе Национального банка Георгию Кадагидзе. Он был задержан 2 февраля после масштабной акции у торгового центра Tbilisi Mall. Правда, произошло это на расстоянии нескольких километров от места акции, в районе моста царицы Тамар, когда Кадагидзе вместе с колонной протестующих двигался по набережной к проспекту Руставели.
Бывшего главу Нацбанка признали виновным в неподчинении требованию сотруднику правоохранительных органов и мелком хулиганстве. Он якобы шел по проезжей части и матерился. Сам Георгий Кадагидзе назвал обвинения «циничными», заявив, что не делал ни одного, ни другого.
По словам адвоката, в деле попросту нет доказательств, подтверждающих правонарушение. Он назвал выступивших в суде полицейских «лжесвидетелями», отметив, что в правоохранительных органах укоренилась «позорная и ужасная практика», когда гражданина задерживает один полицейский, а протокол составляет совсем другой.
По оценкам правозащитников, сегодня в Грузии – свыше 50-ти политзаключенных и узников совести. При этом некоторые судебные процессы проходят показательно. В оппозиции и гражданском секторе убеждены: привлечение к ответственности известных обществу людей – предупреждение всем остальным, что за ними тоже могут прийти.
Алекси Петриашвили: московский ОМОН и спецназ в Тбилиси – как две капли воды