По информации Налоговой службы Грузии, в прошлом месяце импорт произведений искусства осуществлялся тремя крупными посылками: две из них были отправлены из США, одна – из Великобритании. Общий вес произведений искусств составил 6,6 тонны. Для сравнения: импорт в январе 2025 года увеличился на 45%, достигнув 1,6 млрд долларов. Без учета ввоза произведений искусства этот показатель составил бы всего 1,1 млрд долларов, а годовой прирост оказался бы на отметке 1,8%.
Член оппозиционной партии «За Грузию» Бека Лилуашвили прямо указал на возможную связь арт-поставок с Бидзиной Иванишвили. Он предположил, что олигарх пытается эвакуировать свои активы из-за риска новых санкций.
«Единственный человек в Грузии, который мог ввести в страну произведения искусства на полмиллиарда долларов – это Бидзина Иванишвили».
В 2024 году парламент, контролируемый партией «Грузинская мечта», принял закон, который фактически освобождает от налогов активы, передаваемые в страну офшорными компаниями. Этот документ стал основой для легализации крупных финансовых операций. Вот ключевые положения закона:
- Дохода/выгода, полученные офшорным компаниями или их физическими лицами-партнерами при передаче активов грузинской стороне до 1 января 2028 года освобождаются от налога на прибыль/подоходный налог;
- Ввоз активов в Грузию освобождается от импортной пошлины;
- Грузинское предприятие освобождается от уплаты налога на имущество до 1 января 2030 года в отношении активов, полученных в рамках операции с офшорами.
Рикард Йозвиак: полтора года отбросили Грузию далеко в прошлое
Принятый закон позволяет существенно снизить расходы на перенос активов в страну. К примеру, если бы импортная пошлина была уплачена за произведения искусства на сумму 481 млн долларов, государственный бюджет Грузии мог бы получить около 242 млн лари (порядка 130 млн долларов). Это приблизительный расчет, основанный на стандартных тарифах для предметов роскоши, таких как произведения искусства. Благодаря законодательным изменениям, участникам сделки удалось избежать этих затрат.
О том, что депутаты принимают «закон об офшорах» исключительно для одного человека – Бидзины Иванишвили – критики говорили еще весной. Уже тогда возникло предположение, что олигарх намерен эвакуировать свои финансовые активы в Грузию на случай западных санкций. А когда 27 декабря 2024 года американские санкции стали реальностью, процесс эвакуации резко активизировался.
Буквально за день до Нового года находящийся в Японии сын миллиардера Ута Иванишвили зарегистрировал в Тбилиси новую компанию ATU Holding с разрешением на управление капиталом в 100 млн лари (около 35 млн долларов). А в январе супруга Иванишвили Екатерина Хведелидзе основала компанию Lusol, став ее единственной владельцей.
По данным Transparency International Georgia, к 20 января семья Иванишвили зарегистрировала четыре новых акционерных общества. Они начали передавать права собственности на грузинские компании, которые ранее контролировали через офшорные структуры, вновь созданным АО. Перерегистрация коснулась компаний со значительным уставным капиталом: 163 187 800 лари (около 58 млн долларов).
Но Бидзина Иванишвили, по мнению наблюдателей, эвакуирует в Грузию не только финансовые активы. Уроженец небольшого села Чорвила известен не только как бизнесмен и политик, но и как один из крупнейших коллекционеров произведений искусства в регионе. Его коллекция, ранее была оцененная австрийским изданием Business Insider в миллиард долларов. Она включает в себя работы таких художников, как Пикассо, Кунинг, Бэкон, Шиле, Кунс и Херст.
В 2016 году Иванишвили активно распродавал часть своей коллекции, выручив почти 112 млн долларов. Среди проданных работ были картины Виллема де Кунинга «Без названия XXV» за 66,3 млн долларов, Пабло Пикассо «Человек с трубкой» за 18,4 млн долларов и Фрэнсиса Бэкона «Лежащая фигура со шприцем для подкожных инъекций, версия № 2» за 27,1 млн долларов.
Ранее олигарх заявлял, что инвестиции в искусство – это способ сохранения капитала и культурного наследия. По его словам, «та же участь постигает коллекцию картин, которая также является частью этого остаточного капитала». Часть коллекции уже продана, деньги поступили в фонд Cartu. «Когда остальные будут реализованы, средства также будут переданы на благотворительность», — уверял миллиардер.
Любовь к искусству в условиях санкционного давления, возможно, стала удобным увлечением. Многие эксперты отмечают, что именно художественные произведения представляют собой наиболее безболезненный способ уклонения от санкций из-за своей сложности в оценке стоимости.
Перевозка предметов искусства совпала с усилиями Великобритании по расширению санкций против Бидзины Иванишвили. 10 января 2025 года член Палаты общин Джеймс Маклири внес ходатайство о заморозке активов олигарха, которое уже поддержали 27 депутатов. В случае принятия санкций, они затронут всю бизнес-империю Иванишвили, включая более 95 компаний, многие из которых зарегистрированы в офшорных зонах под юрисдикцией Великобритании, таких как Британские Виргинские острова или остров Джерси.
Санкции также могут ограничить доступ Бидзины Иванишвили к рынку искусства: с мая 2025 года все финансовые санкции Соединенного Королевства могут распространяться на торговлю произведениями искусства стоимостью свыше 10 000 евро. Это означает, что аукционные дома и галереи будут обязаны проверять происхождение работ и замораживать активы, если выяснится их связь с подсанкционными лицами.
С этим может быть и связана, по крайней мере, одна из трех высланных посылок.
Нерукопожатный Иванишвили: как миллионер пытается обойти западные санкции