d261eb10 0515 11f0 88b7 5556e7b55c5e.jpg Новости BBC Крокус Сити Холл

«Крокус» год спустя: что происходит с одним из крупнейших в России дел о терроризме

Автор фото, Getty Images

  • Автор, Отдел корреспондентов
  • Место работы, Русская служба Би-би-си
  • Twitter,

Спустя год после нападения на подмосковный «Крокус Сити Холл» к суду приближается одно из самых масштабных дел о терроризме в истории России. На скамье подсудимых — почти три десятка обвиняемых, среди которых не только исполнители, но и те, кого следствие считает пособниками. В рекордные сроки завершено расследование, проведено более тысячи допросов и экспертиз. Следствие официально признает, что за атакой стоит «Исламское государство»*, но пытается увязать все с неким «украинским следом».

Исполнители и пособники

В деле о вооруженном нападении на подмосковный концертный зал «Крокус Сити Холл» 22 марта 2024 года фигурируют 27 обвиняемых — для российского следствия это одно из самых масштабных дел о терроризме по числу фигурантов.

Судят не только непосредственных исполнителей, но и вероятных пособников, к числу которых Следственный комитет причисляет, например, людей, сдававших жилье обвиняемым.

Четырех человек, которых следствие считает исполнителями, задержали в первые сутки после нападения. Все четверо — выходцы из Таджикистана: Далерджон Мирзоев (ему сейчас 33 года), Саидакрами Рачабализода (31 год), Шамсидин Фаридуни (26 лет) и Мухаммадсобир Файзов (20 лет).

У трех старших подозреваемых есть семьи, они трудились на самых простых работах — таксист, разнорабочий на заводе и рабочий на стройке.

Из того, что известно по открытым источникам, единственный примечательный факт из жизни, как его называют, «главаря банды» Далерджона Мирзоева — по версии таджикских властей, его брат уехал воевать в Сирию на стороне «Исламского государства» и погиб там.

А Шамсидин Фаридуни успел отбыть длительный тюремный срок в родном Таджикистане за сексуализированное насилие.

Рачабализода, Фаридуни, Мирзоев и Файзов в ноябре на продлении срока ареста

Автор фото, Alisa Ivanets/TASS

Мать Мухаммадсобира Файзова рассказывала «Радио Озоди» (таджикская служба корпорации RFE/RL, объявленной в России «иноагентом»), что сын хотел финансово помочь своей семье, поэтому уехал на заработки в Россию, работал барбером в Ивановской области, а деньги отправлял отцу. Мать Файзова считает, что он «боялся обидеть даже пташку», поэтому уверена, что его кто-то подставил. Сам Файзов на первый вопрос следователей ответил по-таджикски: «Что я сделал?»

Помимо исполнителей, следствие привлекло к делу людей, которые якобы формировали широкую сеть пособников. Среди них — Диловар и Аминчон Исломовы, а также их отец Исроил.

Глава Следственного комитета в первые дни после нападения докладывал Владимиру Путину, что Исломовы предоставили четырем основным обвиняемым автомобиль и квартиру, а еще перевозили деньги. Братья Исломовы сами пришли в полицию, когда увидели на кадрах свой автомобиль, который они продали за несколько дней до того.

Во время ареста Аминчон Исломов на вопрос судьи, понимает ли он, в чем его обвиняют, ответил, что он невиновен.

Еще один фигурант дела — повар Алишер Касимов, который сдавал Шамсидину Фаридуни квартиру. В суде Касимов прокричал: «Пусть знают, что мы невиновны».

В деле об атаке на «Крокус» есть уже один осужденный — это житель Твери Салохиддин Ашуров, который фиктивно зарегистрировал у себя дома братьев Исломовых. Ашурова признали виновным, но освободили от наказания из-за истечения сроков давности.

«Очевидный шантаж»

Год назад, незадолго до восьми часов вечера, в Красногорске зрители собирались в зале «Крокус Сити Холл» на концерт группы «Пикник». В это время машина подъехала ко входу в зал № 14 выставочного центра «Крокус Экспо». Из нее вышли четверо — они открыли огонь по охранникам и посетителям, зашли вглубь здания, продолжая хаотично вести огонь по людям. Нападавшие беспрепятственно добрались до зрительного зала, стреляя из автоматов по людям в упор и поджигая кресла. Все закончилось за 18 минут. Уже в 20:15 нападавшие скрылись с места событий.

Пожар быстро распространился по зданию. От пуль и от огня погибли 145 человек, более 500 пострадали. Это одно из самых кровавых нападений в истории современной России — больше жертв было только в Беслане во время захвата школы в 2004 году.

Пожар в здании Крокуса после теракта

Автор фото, Getty Images

В ночь на 23 марта автомобиль «Рено», на котором скрылись подозреваемые, обнаружили в районе деревни Хацунь Брянской области. Силовики потребовали у водителя остановиться, но он не подчинился. Началась перестрелка. Одного задержали, остальные успели скрыться в лесу. Вскоре их тоже смогли обнаружить и доставить в Москву.

Последующие события показали, что нападение на «Крокус» вряд ли стало полной неожиданностью для властей как минимум нескольких стран, включая Россию. США предупредили Москву, что «Вилаят Хорасан»* — афганский филиал «Исламского государства» — планирует нападение в российской столице.

Глава ФСБ Александр Бортников позже комментировал, что информация от американцев носила «общий характер», хотя издание New York Times утверждало, что речь шла именно о массовом мероприятии, возможно, концерте, а Washington Post сообщила, что США назвали «Крокус» одной из возможных целей еще за две недели до нападения.

После нескольких предупреждений, сделанных в разгар войны в Украине и на фоне максимально недружественных отношений между Москвой и Вашингтоном, США уже открыто рекомендовали своим гражданам покинуть Россию. Владимир Путин всего за три дня до нападения назвал предупреждение американского посольства «очевидным шантажом», призванным «запугать и дестабилизировать общество».

Судя по всему, США были не единственные, кто предупреждал Россию: по информации Reuters, Иран также сигнализировал о возможном теракте.

Следствие в рекордные сроки

В январе Следственный комитет объявил, что следствие по основному уголовному делу завершено менее чем за год, хотя обычно расследования по делам о терроризме длятся минимум полтора.

Рассматривать дело будет Второй Западный окружной военный суд — в российской судебной системе дела о терроризме часто рассматриваются именно в военных судах. Это не значит, что процесс автоматически закроют от зрителей и журналистов, но стоит учитывать, что заседания по мере пресечения обвиняемым проходили в закрытом режиме.

Следствие отчиталось, что провело более 1,3 тыс. экспертиз — от медицинских и генетических до баллистических и пожарно-технических. Опросили более тысячи свидетелей. Потерпевшими признаны 2,3 тыс. человек — это родственники погибших и выжившие, получившие ранения.

Саидакрами Рачабализода на суде после задержания

Автор фото, Artyom Geodakyan/TASS

По данным агентства ТАСС, в деле более 100 томов. Один том уголовного дела сравним с книгой средней толщины примерно в 400 страниц.

Чтобы изучить такой объем материалов, защите обычно требуется до полугода. Но в этот раз следствие решило, что достаточно предоставить обвиняемым только ту информацию, которая касается непосредственно их самих.

Их обвиняют в осуществлении теракта, незаконном обороте и изготовлении оружия и взрывчатки и других преступлениях, в том числе участии в террористической организации.

Афганистан и Украина в одном деле

Практически сразу ответственность за вооруженное нападение на «Крокус Сити Холл» взяла на себя террористическая организация «Исламское государство – Вилаят Хорасан» (известная как ИГИЛ-Х).

Аффилированное с ИГ информагентство Amaq утверждало, что атака на концертный зал — это месть «неверным».

«Вилаят Хорасан» никогда не совершала атак на территории России, но в 2022 году напала на посольство России в Кабуле — к тому моменту это было чуть ли не единственное европейское посольство, остававшееся в стране. Уже более года у власти находилось движение «Талибан»**, и Москва поддерживала контакты с талибами.

В годы, предшествовавшие нападению на «Крокус», пропаганда «Исламского государства» рисовала Владимира Путина противником мусульман. Среди исторических претензий исламистов к Кремлю — афганская и чеченские войны, не говоря уже о российских операциях против ИГ в Сирии и Западной Африке и поддержании диалога с «Талибаном», одним из главных врагов ИГ.

Несмотря на это, Россия утверждала, что без участия Украины в этом деле обойтись не могло, а нападение было выгодно Киеву и западным спецслужбам, чтобы «раскачать ситуацию в России и посеять панику в обществе».

Уже через несколько дней после случившегося Следственный комитет якобы обнаружил «подтвержденные данные» о переводе исполнителям средств из Украины, в том числе в криптовалюте, хотя конкретных доказательств не представил.

Тезис об «украинском следе» начал звучать все громче, и в итоге дошло до того, что директор ФСБ Александр Бортников заявил: хотя вербовкой исполнителей занимались члены «Вилаята Хорасан» из Афганистана, действовали они «в интересах иностранных спецслужб».

Мигранты на фоне Москва-Сити

Автор фото, Getty Images

Даже в ИГ, кажется, оскорбились, услышав это предположение: боевики заявили, что Россия, перекладывая ответственность на страны Запада, фактически признала свой провал перед лицом «Исламского государства».

Но война России против Украины действительно могла сыграть некоторую роль. В стране, где трудовые мигранты и так постоянно подвергались дискриминации и полицейским облавам, с началом войны их начали еще и гнать на фронт.

«Отношение властей к мигрантам, безусловно, способствует их радикализации», — сказал тогда Wall Street Journal Кадыр Токтогулов, бывший посол Кыргызстана в Вашингтоне.

Несмотря на то, что независимые эксперты, исследователи джихадистов и западные страны считают версию «украинского» и «западного следа» абсурдной, следствие, кажется, все-таки будет использовать свою теорию в обвинении. Если верить «Коммерсанту», в обвинительном заключении, направленном в суд, украинская тема фигурирует.

«Цена таким признаниям известна»

Еще одно «доказательство» украинского следа, присутствующее в деле, — признание Далерджона Мирзоева. В апреле прошлого года российские госСМИ распространили отрывки допросов подозреваемых. Отвечая на вопрос следователя «Какие были у вашей группы планы после теракта?» Мирзоев отвечает: «В сторону Киева». Фраза стала сенсацией для провластных медиа.

Мирзоева доставили в суд с синяками на лице и заплывшим глазом, а на шее у него были обрывки пластикового пакета и скотча, что может свидетельствовать о том, что его душили.

Рачабализода появился в суде с перевязанной головой — до этого в российских соцсетях распространилась видеозапись, на которой, как утверждалось, был изображен первичный допрос задержанного участника нападения на «Крокус», где ему отрезают ухо.

19-летнего Мухаммадсобира Файзова привезли на судебное заседание на каталке — по сообщениям журналистов, присутствовавших в суде, при захвате ему выдавили глаз. Во время заседания Файзов сидел с закрытыми глазами и почти не реагировал на происходящее.

Министр иностранных дел родного для обвиняемых Таджикистана Сироджиддин Мухриддин осудил пытки подозреваемых по делу о нападении. Он подчеркнул, что российские правоохранители обязаны соблюдать международные правовые нормы и права задержанных, даже если речь идет о террористах. «Цена признаниям, добытым таким образом, всем хорошо известна», — заявил министр.

В случае с делом о нападении в «Крокус Сити» насилие, примененное к подозреваемым, не просто не осталось тайной, но и фактически получило публичное одобрение российских властей и пропагандистов.

Подозреваемого по делу о теракте в Крокусе выводят из суда

Автор фото, Mikhail Tereshchenko/TASS

Двое предполагаемых исполнителей — Мирзоев и Рачабализода — заявили в суде о полном признании вины прямо на том заседании, куда их доставили со следами пыток.

Зампред Совета безопасности Дмитрий Медведев назвал силовиков «молодцами» и призвал «убивать всех причастных» к теракту. Глава правительства Михаил Мишустин заявил, что виновные «не заслуживают пощады». Министерство обороны наградило силовиков, отличившихся при задержании, медалями «За отвагу» и «За боевые отличия».

Лишь депутат от КПРФ Юрий Синельщиков сказал: «Извините, если говорят, что человеку отрезали ухо. Это же видно, что отрезали, он сам себе не будет резать. Значит есть преступление, за которое нужно нести ответственность. […] Мы еще находимся от цивилизованного общества несколько ниже и считаем, что в борьбе с преступностью можно использовать все средства. Так ведь и народ считает. А средства можно использовать только законные».

Спустя год после задержания подозреваемых никто не инициировал расследования пыток или проверки действий силовиков.

«Не осталось ничего»

Сгоревший Крокус Сити Холл

Автор фото, NATALIA KOLESNIKOVA/AFP

Расследование нападения на подмосковный концертный зал вышло за пределы России.

В Турции приговора ожидают пять предполагаемых членов ИГ, которые, по данным следователей, контактировали с Саидакрамом Рачабализодой и Шамсидином Фаридуни и обсуждали нападение по телефону. Следствие уверено, что эта группа встречалась на конспиративной квартире ИГ в Стамбуле.

Один из пятерки, Мутеулло Асоев, переписывался с предполагаемым исполнителем нападения (имя которого не уточняется), обещая предоставить боеприпасы и выплатить вознаграждение в 800 тысяч рублей за закладку взрывного устройства. А когда собеседник выразил опасения, что его могут поймать, Асоев пообещал помочь добраться до белорусской границы, а потом получить новые документы.

Всего две недели назад в США арестовали предполагаемого организатора — члена «Вилаят Хорасан» Мохаммада Шарифуллу, известного как «Джафар».

Джафара изначально задержали из-за его причастности к нападению на международный аэропорт Кабула в 2021 году, но в ходе допроса он признался, что от имени группировки обучал обращению с оружием боевиков, готовивших атаку в «Крокусе». По словам Шарифуллы, среди арестованных в России нападавших он узнал двух человек, которых ранее инструктировал.

Произошедшее в «Крокус Сити Холле» спровоцировало всплеск антимигрантских настроений в России. Уже на следующий день мигранты, работающие водителями такси, сообщали, что клиенты отказывались ехать с ними, узнав, что они таджики.

Были случаи нападений на выходцев из Центральной Азии: например, в Благовещенске подожгли хостел, где проживали трудовые мигранты, а в Калуге группа неизвестных избила на улице трех граждан Таджикистана.

Власти отреагировали на случившееся в «Крокусе» масштабными проверками и рейдами, которые, впрочем, были названы плановыми: тысячи иностранцев были задержаны якобы за нарушения режима пребывания. Таджикская диаспора в России сообщала о случаях бытовой дискриминации, а Душанбе просил своих граждан, находящихся в России, какое-то время не покидать дома в целях безопасности.

Очередь скорбящих у "Крокус Экспо" 24 марта 2024 года в Красногорске

Автор фото, OLGA MALTSEVA/AFP

Помимо дел о теракте в «Крокус Сити Холле», в России близится к завершению и второе уголовное дело — об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

Подозреваемые — двое сотрудников концертного зала, ответственных за противопожарную безопасность. Их имена не разглашаются, оба находятся под подпиской о невыезде. Следствие проверяет, были ли открыты все аварийные выходы в момент нападения и была ли обеспечена полноценная эвакуация.

От концертного зала, работавшего с 2009 года, «не осталось ничего», сказал сын владельца Crocus Group Эмин Агаларов: выгорели все конструкции, аппаратура, внутренняя отделка.

Губернатор Московской области Андрей Воробьев исключил строительство нового концертного зала на месте сгоревшего «Крокуса».

В годовщину нападения там откроют мемориал в память о погибших.

*Организация признана в РФ террористической и запрещена

**Движение признано в России террористическим и запрещено

BBC News Русская служба

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Новости BBC