Автор фото, Facebook
- Автор, Дэниел де Симоне, Крис Белл, Том Бил, Николай Атефи
- Место работы, Отдел расследований Би-би-си
В ходе расследования журналисты Би-би-си впервые обнародовали имена двух женщин, которые были частью российской разведывательной сети, управлявшейся с территории Великобритании.
Это перевод расследования, опубликованного на сайте BBC News. Оригинал на английском языке можно прочитать здесь.
Гражданки Болгарии Цветелина Генчева и Цветанка Дончева принимали участие в масштабных операциях по слежке за людьми, против которых действовала эта шпионская ячейка.
Обе женщины отказались отвечать на вопросы, когда с ними связалась Би-би-си.
Генчева, сотрудница одной из авиакомпаний, повесила трубку, когда журналисты Би-би-си позвонили ей по телефону. Затем, после того, как ей отправили письмо, она заявила, что не хочет давать комментарии.
Дончева отрицала, что журналисты говорят именно с ней, и ушла, когда ей стали задавать вопросы около ее дома в столице Австрии Вене.
Шесть других граждан Болгарии сейчас ожидают приговора за участие в шпионаже на Россию, которым занималась ячейка.
Британская полиция описала работу этой сети как «высоко организованную» и угрожавшую жизни людей. Три члена ячейки признали вину в сознательной работе на Россию. Еще троих признали виновными в ходе суда, состоявшегося в марте в лондонском суде Олд-Бейли: они не сумели убедить присяжных в своей невиновности.
Работой ячейки из-за рубежа управлял выходец из Австрии Ян Марселек, работавший бизнесменом в Германии и начавший сотрудничать с российской разведкой. Шпионская сеть занималась операциями против журналистов, которые расследовали работу разведслужб России. Один из них, Роман Доброхотов, рассказал Би-би-си, что, по его мнению, все это делалось по указанию президента России Владимира Путина.
Во время суда в Лондоне звучала информация о двух таинственных женщинах, которые принимали участие в операциях по слежке в Европе.
Би-би-си удалось установить местонахождение и личности обеих женщин при помощи изучения открытой информации в интернете и разговоров с источниками.
Таинственная сотрудница авиакомпании
Генчева, которая живет в столице Болгарии Софии, использовала свою работу в авиационной индустрии, чтобы получить частные данные о перелетах людей, против которых была направлена деятельность шпионской сети.
Автор фото, Cvetelina Gencheva/Facebook
Шпионы следовали за людьми, когда они садились в самолеты, при этом у них были билеты на соседние с ними места. Они стремились подобраться к объектам наблюдения как можно ближе, чтобы подсмотреть, что они печатают в своих мобильных телефонах. В одном из случаев им удалось идентифицировать PIN-код телефона, принадлежавшего журналисту Роману Доброхотову.
Генчева входила в группу, которую отправили в Берлин для слежки за Доброхотовым, и она была включена в чаты вместе с тремя людьми, признанными виновными в шпионаже в Британии. Руководителем этой ячейки был Орлин Русев, шпионаж также координировали Бисер Джамбазов и Катрин Иванова.
Она предоставила данные о полете журналиста Христо Грозева — и перед ней была поставлена задача собрать как можно больше информации о передвижениях еще одного объекта слежки шпионской сети — российского диссидента Кирилла Качура.
Во время суда в Олд-Бейли таинственная сотрудница авиакомпании была известна как «Цветка» или «Свети».
Журналисты Би-би-си вначале идентифицировали Генчеву через ее страницы в социальных сетях. На фейсбуке она была в контакте с Катрин Ивановой и Бисером Джамбазовым.
После этого мы выяснили, что она работала в одной из авиакомпаний.
В ее профайле на LinkedIn было сказано, что она являлась сотрудницей отдела по продаже билетов туристических компаний. В болгарской базе данных зарегистрированных компаний указано, что она единственная владелица фирмы International Aviation Consult.
Скрин-грабы данных о передвижениях, которые были обнаружены на жестком диске руководителя ячейки Русева, получены из программы, известной как Amadeus — эта система широко используется в авиационной индустрии. В профайле на LinkedIn мы также обнаружили, что Генчева пишет о своем свободном владении этой программой.
После того, как расследование Би-би-си установило личность Генчевой, источник подтвердил нам, что она также известна болгарским спецслужбам, которые связали ее со шпионской сетью. Ей не предъявлены какие-либо обвинения.
Мы связались с Генчевой по болгарскому телефонному номеру, который она использует для работы в сфере недвижимости. Она повесила трубку, когда она узнала, что ей звонят из Би-би-си и что звонок записывается. Она сделала это, даже не дождавшись объяснений, о чем именно мы хотели поговорить.
В ответ на письмо, в котором были изложены связанные с ней доказательства, она сказала, что «не хочет комментировать это дело», и не дала согласия на использование своего имени. Свое письмо она написала на болгарском языке, утверждая, что плохо говорит по-английски. Однако в своем открытом профайле на LinkedIn она описывает свой уровень владения английским как «свободный и профессиональный» и говорит, что получила по этому языку ученую степень.
Женщина из Вены
Дончева помогала следить за журналистом-расследователем Христо Грозевым в Вене: он жила в квартире, расположенной напротив его дома, и управляла камерой, которая делала снимки его жилища.
Автор фото, Tsveti Doncheva/Facebook
Ей также платили за организацию антиукраинской пропагандистской кампании, в рамках которой в различных районах Вены, в том числе на советском военном мемориале, размещались наклейки. Задачей этой кампании было представить сторонников Украины как неонацистов.
Би-би-си идентифицировала Дончеву при помощи ее профайлов в социальных сетях, после того как во время суда в Олд-Бейли прозвучала информация о «Цвети» — одной из членов ячейки. После этого ее личность подтвердили источники в Вене.
В австрийской столице она встречалась с по меньшей мере тремя людьми, которые позже были осуждены в рамках британского дела: с Ваней Геберовой, Бисером Джамбазовым и Катрин Ивановой.
Среди тех, за кем было поручено следить Дончевой, были высокопоставленные австрийские чиновники, в том числе глава Управления государственной безопасности и разведки (DSN) Омар Хайяви-Пирхнер, а также австрийская журналистка-расследователь Анна Талхаммер, писавшая о российском шпионаже.
Дончева, которая является безработной, была арестована австрийской полицией в декабре прошлого года.
Как сказано в судебных документах, которые вначале обнародовали австрийские журналы Profil и Falter, а затем просмотрели журналисты Би-би-си, в ее отношении есть «серьезные подозрения в совершении преступления тайной разведывательной деятельности, вредящей Австрии».
Она сообщила следователям, что занималась слежкой по просьбе своей давней подруги Вани Габеровой — одной из шести граждан Болгарии, которые ждут приговора в Британии. Дончева заявила, что Габерова дала ей список людей, адресов и фотографии.
Вначале Дончева сказала полиции, что остальные вводили ее в заблуждение относительно истинных целей слежки: вначале ей объяснили, что занимаются «студенческим проектом», а затем — что работают на Интерпол. Но, как говорили австрийские следователи, «невозможно представить», что Дончева поверила таким «сомнительным историям».
В документах сказано, что разведывательной ячейкой, в которой работала Дончева, руководил Ян Марсалек, делавший это из Москвы и от имени российской разведки. Там также утверждается, что ее завербовали Марсалек и глава британской ячейки Орлин Русев.
Автор фото, Adam Walker/BBC
Согласно данным судебных документов, именно Марсалек приказал следить за Анной Талхаммер. В полиции Дончева призналась, что фотографировала тогдашнее место работы журналистки и пыталась наблюдать за ней из соседнего ресторана.
Талхаммер, которая сейчас работает редактором австрийского журнала Profil, рассказала Би-би-си, что впервые узнала о слежке в прошлом году — от полиции. Теперь она знает, что за ней следили в течение некоторого времени.
«Она точно сидела напротив офиса в очень хорошем рыбном ресторане. Я этот ресторан очень рекомендую. Она жаловалась, что он очень дорогой, что ей нужно больше денег. Эти деньги она получила».
По словам Талхаммер, «эта женщина» также шпионила за несколькими «высокопоставленными людьми».
Журналистка не знает, в каких еще местах за ней велась слежка, однако некоторые ее источники оказались идентифицированными — и в их дома пытались вломиться.
Как говорит Талхаммер, «Вена — это шпионская столица», но в городе пока никто не был приговорен за шпионаж, и «местные законы очень для шпионов подходят». «Я [из-за всего этого] расстроена и, если честно, немного напугана, — добавляет она. — Я живу одна вместе с дочерью. Не очень приятно понимать, что государству нет дела, когда кто-то угрожает журналистам, политикам или кому-то еще».
Автор фото, Tsveti Doncheva/Facebook
Дончева активно пользовалась социальными сетями (она даже завела аккаунт в TikTok для своей кошки), а в 2022-м и 2023-м годах публиковала в фейсбуке свои фотографии в футболке с портретом Владимира Путина. Когда кто-то из пользователей оставил комент, что в России большой процент женщин якобы хочет родить от Путина ребенка, Дончева написала, что это не только в России — и добавила «облизывающийся» эмодзи.
Когда корреспонденты Би-би-си подошли к Дончевой на одной из улиц Вены, женщина не признала, что это она, и отказалась отвечать на вопросы. Однако мы идентифицировали эту женщину именно как Дончеву.
На ней была та одежда, которая видна на постах Дончевой в соцсетях: синий спортивный костюм, очки и футляр для мобильного телефона с определенным узором. Мы также видели, как она вошла в жилье по зарегистрированному домашнему адресу Дончевой — и это произошло менее, чем через 20 минут после того, как женщина заявила, что Дончевой не является.
Она также не ответила на письмо, в котором мы предложили ей дать комментарий.
Две женщины работали вместе с шестью гражданами Болгарии, которые были признаны виновными в шпионаже на Россию.
Автор фото, Metropolitan Police handout and social media
Британская полиция сумела получить архив из почти 80 тыс. сообщений, которыми в телеграме обменивались Русев и его куратор Марсалек. В этих сообщениях есть данные о множестве операций ячейки в годы, предшествовавшие февралю 2023-го, когда их деятельности помешала полиция.
Находившиеся в Великобритании шпионы даже действовали против украинских военных, которые, предположительно, проходили подготовку на американской военной базе в Германии. Русев и Марсалек обсуждали похищение и убийство журналистов Христо Грозева и Романа Доброхотова.
В отличие от шести шпионов, осужденных в Великобритании, Дончева и Генчева не под арестом и не признаны виновными в каких-либо преступлениях. Запрос австрийских прокуроров о досудебном ареста Дончевой был отвергнут — и ее освободили.
Австрийские судебные документы говорят об «отсутствии риска», что Дончева скроется, поскольку она «социально интегрирована» в стране, ухаживает за своей матерью. Там также сказано, что риск повторного совершения преступления не слишком высок с учетом заключения ее соучастников в Великобритании.
Талхаммер сказала Би-би-си, что «не понимает», каким образом шпионивший за ней человек был освобожден. «Может, им не стоит верить во все, что говорит шпион?»
По словам Талхаммер, австрийские спецслужбы подозревают, что существуют и другие шпионские ячейки, деятельность которых продолжается и после ареста шести болгар в Британии.
Генчева остается в Болгарии — и представляет себя как опытного профессионала, работающего в сфере авиационных перевозок и туристической индустрии.
После того, как с ней связалась Би-би-си, Генчева поменяла имя в своих профайлах в фейсбуке и LinkedIn. Но она по-прежнему указывает среди своих квалификаций профессиональный уровень владения авиационной системой Amadeus.