Formula TV публикует запись чата политсовета «Грузинской мечты» от 17-18 февраля 2021 года, где решался вопрос о задержании тогдашнего председателя «Нацдвижения» Ники Мелия. Переписка осуществлялась между членами политсовета — тогдашним премьером Грузии Георгием Гахария и членами политсовета: Теей Цулукиани, Созаром Субари, Макой Бочоришвили и другими.
Согласно скриншотам, 17 февраля в 23:59 часов, Георгий Гахария в чате обосновал, почему незамедлительное задержание Ники Мелия в офисе «Нацдвижения» неприемлемо и неверно с политической точки зрения.
Тогда с позицией Гахария согласились Тея Цулукиани, Мака Бочоришвили, Созар Субари, Николоз Самхарадзе, Торнике Рижвадзе, Вано Мачавариани.
Согласно данным телеканала, Гахария пытался заверить их в том, что штурм офиса оппонентов в существующих условиях «крайне неразумен и сопряжен с неоправданно высокими рисками». Политик утверждал, что у полиции нет опыта проведения такого рода операций в закрытом здании, а это увеличивает риски, связанные с проведением операции — это может привести к применению чрезмерной силы, что в итоге не будет оценено «как соразмерная акция, за которой последует крайне острая международная реакция».
«Считаю, что в сложившейся ситуации существует высокая вероятность того, что операция по задержанию Мелия окажется безуспешной, и вывести его из здания без причинения вреда присутствующим не удастся. В случае неправильного проведения операции по задержанию Мелия мы сделаем его героем и дадим ему политическое преимущество, которого у оппозиции сегодня просто нет.
Одновременно нет никакой необходимости в том, чтобы задержание Мелия произошло немедленно — сегодня или даже завтра. Я думаю, нам всем нужно быть более ответственными и разумными. Исполнение решения суда должно осуществляться обдуманно, с правильным управлением рисками и соблюдением принципа пропорционального применения силы.
Я выражаю эту позицию как премьер-министр, который несет ответственность за действия исполнительной власти, включая Министерство внутренних дел. Соответственно, задержание должно произойти тогда, когда риски правильно обдуманы и сведены к минимуму», — утверждал Гахария.
Данные телеканалом были опубликованы после того, как 14 апреля бывший премьер-министр и председатель партии «Гахария за Грузию» Георгий Гахария рассказал о задержании Ники Мелия и его отставке в следственной комиссии нелегитимного парламента.
Политик рассказал, почему решил покинуть пост премьер-министра Грузии, отметив, что это было связано не с тем, что он был против задержания Ники Мелия, а с тем, что в процесс вмешался основатель «Грузинской мечты» Бидзина Иванишвили.
Гахария отметил, что сначала члены политсовета и правительства разделяли мнение, что задерживать Мелия в такой форме было неправильно, в том числе тогдашний глава Минюста Тея Цулукиани, но позже, по его словам, появился «человек-невидимка», который повлиял и изменил позицию членов «Грузинской мечты».
Напомним, в феврале 2021 года грузинский спецназ устроил рейд в офисе крупнейшей оппозиционной партии – «Единого национального движения». Ее лидера Нику Мелия задержали и поместили под арест. Все потому, что в рамках дела о штурме парламента 20 июня 2019 года Тбилисский городской суд изменил меру пресечения в отношении политика с залога на заключение под стражу. В результате на Грузию обрушилась критика со стороны международных партнеров. А политический кризис породил нового лидера.
Прямо из тюремной камеры председатель «Единого национального движения», залог за которого внес Евросоюз, шагнул в новую политическую реальность. За период его пребывания в тюрьме часть оппозиции успела подписать «Соглашение Шарля Мишеля» – документ о выходе из политического кризиса, войти в парламент и приступить к депутатской деятельности. В сентябре парламент Грузии одобрил законопроект об амнистии, которая освобождает от уголовной ответственности обвиняемых в подготовке совершения преступлений, связанных с событиями 19-21 июня 2019 года. Мелия неоднократно заявлял, что не согласится подписывать пункт документа, связанным с амнистией, поскольку «переписывать историю» нельзя. Но его партия «Соглашение Мишеля», предусматривающее «амнистию 20 июня», все же подписала.