Автор фото, Getty Images
- Автор, Вероника Сминк
- Место работы, BBC Mundo, Аргентина
Когда бывший архиепископ Буэнос-Айреса Хорхе Марио Бергольо покидал столицу Аргентины, чтобы принять участие в ватиканском конклаве по выборам преемника папы Бенедикта XVI, он не знал, что видит свой родной город в последний раз.
В свои 76 лет — на год старше, чем обычно бывает епископам и кардиналам, когда они подают папе прошение об отставке, — он не рассматривался как реальный кандидат на замещение этой вакансии, считают аналитики.
«Когда он уезжал из Буэнос-Айреса на конклав, он выглядел несколько печальным. Он тогда готовился уйти на покой и получить комнату в Доме священников в буэнос-айресском районе Флорес, — рассказал аргентинской газете Clarín священник из архиепархии Буэнос-Айреса Гильермо Марко.
Однако, к его удивлению — и к удивлению всего мира, — Бергольо вскоре стал папой и пробыл им 12 лет.
Автор фото, Getty Images
Как рассказал BBC Mundo Густаво Вера — близкий друг Бергольо и руководитель аргентинской организации La Alameda, занимающейся борьбой с торговлей людьми и рабством, папа Франциск ожидал, что пробудет на посту понтифика более короткое время.
«Он думал, что это будет четыре года, учитывая его возраст», — сказал Вера.
Вера подружился с Бергольо, когда тот был архиепископом. Во время папства Франциска они обменялись сотнями писем, в которых, по его словам, понтифик всегда проявлял интерес к тому, что происходит в его родной стране.
«Иногда он комментировал футбол, иногда танго, иногда культурные события», — говорит Вера, по словам которого, понтифик детально следил за аргентинскими новостями.
Несмотря на это, одна из самых поразительных вещей в папстве Франциска — тот факт, что за 12 лет он ни разу не посетил свою родную страну.
При этом папа Франциск побывал в четырех из пяти стран, граничащих с Аргентиной. Его первая поездка за границу состоялась в Бразилию уже через три месяца после вступления в должность в 2013 году. Затем, в 2015-м, он отправился в Боливию и Парагвай, а три года спустя — в Чили.
Он также побывал в других странах Латинской Америки: на Кубе, в Эквадоре, Мексике и Перу.
Почему же он не посетил свою собственную страну?
Ответ на этот вопрос нужно искать в сложных отношениях папы Франциска с его родиной. Одни соотечественники его любили, но другим он запомнился как противоречивая фигура.
Ухудшение имиджа
Первоначальная гордость, которую испытало большинство аргентинцев после объявления о том, что гражданин их страны станет первым латиноамериканским папой римским, с годами сменилась разочарованием.
По данным исследования Pew Research Center, число людей, положительно относящихся к понтифику, снизилось с 91% в 2013 году до 64% в 2024-м. При этом негативно о нем стали думать намного больше людей: сначала только 3%, а в прошлом году — 30%.
Из шести опрошенных латиноамериканских стран самое значительное снижение позитивного отношения к папе-аргентинцу было зафиксировано в самой Аргентине.
Автор фото, Getty Images
Консерваторы обвиняли его в подрыве исторических традиций, которые они свято чтили, а реформаторы надеялись на более глубокие перемены.
Каждый раз, когда его спрашивали о возможной поездке в Аргентину, Франциск давал расплывчатые ответы.
«Я бы хотел поехать. Это мой народ, но пока этого не запланировано. Сначала нужно уладить несколько вопросов», — сказал он в последний раз в сентябре 2024 года, возвращаясь из своего турне по Азиатско-Тихоокеанскому региону.
Соотечественникам аргентинца было трудно понять эту нерешительность.
Автор фото, EPA
«Первое, что делает любой спортсмен после завоевания награды мирового уровня, — возвращается в свою страну, чтобы поделиться ею с соотечественниками, — написал пользователь сети X Алан Брандо. —Бергольо за 13 лет не смог вернуться в свою страну ни разу. Этот факт говорит сам за себя».
Отсутствие понтифика было особенно примечательным в последние годы, когда Аргентина переживала глубокий экономический кризис, в результате которого годовая инфляция достигла почти 300%, а уровень бедности резко вырос.
Попавшие в «разлом»
По словам Густаво Вера, Франциск не приезжал в Аргентину потому, что не хотел, чтобы его визит использовали в политических целях.
«Он всегда говорил, что поедет в Аргентину, когда почувствует, что поспособствует национальному единству, поможет преодолеть раскол, попытается снова объединить аргентинцев», — говорит Вера.
Под этим «расколом» подразумевается огромная, длящаяся десятилетиями пропасть в аргентинской политике и обществе между сторонниками и противниками популистского политического движения перонистов, основанного покойным президентом Хуаном Пероном в 1940-х годах.
В Аргентине широко распространено мнение, что папа Франциск был перонистом. Однако сам он отрицает это в книге, опубликованной к 10-летней годовщине его пребывания на посту папы, в 2023 году.
«Я никогда не был связан с перонистской партией, не был даже перонистским активистом или сторонником», — написал он.
Но при этом добавил: «Если бы у нас была перонистская концепция политики, что в этом было бы плохого?»
Автор фото, Getty Images
Этот комментарий не убедил правоцентристов Аргентины, в том числе сторонников двух последних президентов страны, не являвшихся перонистами: Маурисио Макри и Хавьера Милея.
До вступления в должность нынешний ультраправый президент Милей даже назвал папу Франциска «представителем зла на Земле» — хотя после прихода к власти он смягчил тон.
Некоторые аргентинцы окрестили понтифика «Франциском К» в социальных сетях, обвиняя его в слишком тесной близости к бывшему президенту Кристине Фернандес де Киршнер, стороннице левой формы перонизма. Она была президентом с 2007 по 2015 год.
Но, по словам Густаво Вера, папа встречался с людьми «из всего политического и социального спектра Аргентины», включая Маурисио Макри и Хавьера Милея.
Человек мира
Густаво Вера говорит: «Вместо того чтобы обвинять Франциска, мы, аргентинцы, должны спросить себя, что мы делали такого, что не заслуживало визита папы».
Друг покойного понтифика также отмечает, что Бергольо критиковали СМИ и жители крупных городских центров, но в других частях страны его любили.
Автор фото, Getty Images
Густаво Вера считает, что Франциск все еще надеялся посетить свою страну: «Он не говорил мне об этом, но я думаю, что он отводил Аргентине последний отрезок своей карьеры, как будто эта страна была конечной станцией в его долгом путешествии».
По словам Вера, хотя он и сохранил связь с Аргентиной, папа Франциск больше не чувствовал себя принадлежащим только одной стране.
«Аргентинцы считают, что он был аргентинцем, но на самом деле он был гражданином мира», — добавляет он.