Автор фото, Getty Images
- Автор, Отдел новостей
- Место работы, Русская служба Би-би-си
- Twitter,
Китай запустил новый космический корабль «Шэньчжоу-20» к своей орбитальной станции «Тяньгун». Это очередной шаг на пути к достижению амбициозной цели — отправить пилотируемый корабль на Луну к 2030 году.
Запуск корабля был осуществлен с помощью ракеты-носителя Long March-2F с космодрома Цзюцюань на северо-западе Китая в 17:17 по пекинскому времени (в 10:17 по Лондону и 12:17 по Москве).
Экипаж проведет на орбите около шести месяцев, продолжая научные эксперименты, которые должны помочь Китаю создать постоянную базу на Луне.
Возглавляет миссию Чэнь Дун, 46-летний бывший летчик-истребитель, в 2022 году ставший первым китайским астронавтом, проведшим на орбите более 200 дней.
Вместе с Чэнем в полет отправились еще два тайконавта — 40-летний бывший пилот ВВС Чэнь Чжунруй и 35-летний бывший инженер космических технологий Ван Цзе. Оба отправятся в космос впервые.
На борту китайской орбитальной станции в настоящее время работают тайконавты Цай Сюйчжэ, Сун Линдун и Ван Хаоцзэ, первая в истории Китая женщина-тайконавт. Они прибыли на борт орбитальной лаборатории на космическом корабле «Шэньчжоу-19» 30 октября прошлого года.
Как и в предыдущих миссиях, экипаж «Шэньчжоу-20» проведет ряд научных экспериментов, а также установит защитное оборудование, предохраняющее станцию от столкновений с космическим мусором.
Впервые на борт будут доставлены планарии — плоские водные черви, известные своими способностями к регенерации.
«Полученные результаты могут помочь решить проблемы, связанные с травмами, полученными в космической среде», — сказал Лин.
По словам Лина, тайконавты, уже находящиеся на борту космической станции «Тяньгун» («Небесный дворец»), должны вернуться на Землю 29 апреля после того, как передадут дела прибывшим. На станции постоянно работают экипажи, сменяющиеся каждые полгода.
Эта миссия «заложит более прочный технологический фундамент для лунной миссии с экипажем и последующих задач», — сказал Чжоу Яцян, высокопоставленный технический специалист китайской пилотируемой космической программы.
Космические амбиции
Пекин заявил, что к 2030 году он намерен отправить экипаж на Луну и построить базу на поверхности спутника Земли.
Китай вкладывает миллиарды долларов в свою космическую программу, пытаясь догнать Соединенные Штаты и Россию.
Как считает директор Центра азиатских исследований Французского института международных отношений Марк Жюльенн, несмотря на «впечатляющие» темпы развития космической программы, Китай все еще значительно отстает от Соединенных Штатов.
Однако президент США Дональд Трамп «может непреднамеренно дать Китаю преимущество, сократив бюджеты, выделяемые на исследования и некоторые космические программы», сказал он.
В Вашингтоне многие видят в космических амбициях Китая реальную угрозу. Глава НАСА Билл Нельсон убежден, что США и Китай «фактически участвуют в гонке» за возвращение на Луну, где, по его мнению, Пекин хочет предъявить территориальные претензии. По этой причине гражданскую космическую программу Китая он предложил считать заодно и военной.

В августе 2024 Китай запустил первые 18 из 14 тысяч спутников, которые должны будут составить конкуренцию принадлежащей компании SpaceX сети Starlink, обеспечивающей широкополосный доступ в интернет напрямую через спутник.
Глава Starlink Илон Маск признал, что китайская космическая программа значительно более продвинута, чем обычно принято считать. Впрочем, еще большую обеспокоенность высказывают в Пентагоне, где опасаются, что космические технологии могут быть использованы в военных целях.
С тех пор Китай стремится привлечь другие страны к участию в своей космической программе.
В феврале Китай и Пакистан подписали соглашение, открывающее путь на борт космической станции «Тяньгун» первому иностранному астронавту. В рамках этого процесса будут отобраны два пакистанских астронавта, которых затем будут готовить в Китае к полету.
Хотя проект и предусматривает совместные миссии, необходимые для этого аппараты не будут строиться специально для их выполнения — они производятся в рамках независимых космических программ обеих стран.