d7fbc920 2f35 11f0 8bc1 7df2ca6d41e7.jpg Новости BBC реестр контролируемых лиц РФ

«Самая легкая цель — это мигранты». Как в России работает новый «реестр контролируемых лиц»

Автор фото, Kirill Kukhmar/TASS

  • Автор, Отдел корреспондентов
  • Место работы, Русская служба Би-би-си

В России, по самым скромным подсчетам, живут более шести миллионов мигрантов. От их работы зависят целые отрасли российской экономики — строительство, ЖКХ, логистика, сфера бытовых услуг и доставки, а также экономики их родных стран: денежные переводы мигрантов составляют ощутимые доли ВВП стран Центральной Азии. Несмотря на это, они остаются одной из самых уязвимых в России социальных групп, постоянно сталкиваясь с дискриминацией. А в этом году заработал реестр «контролируемых лиц» — система учета нелегальных мигрантов, попав в который можно в одночасье лишиться работы, места в университете и доступа к собственным деньгам. Многие получают клеймо «нелегала» по ошибке.

500 наличкой

Арсен* проснулся 5 апреля около девяти утра все еще уставшим. Накануне он ходил в бар с друзьями, потом все вместе зашли поесть фастфуда, и оттуда Арсен вызвал такси до дома. Типичная московская ночь для 25-летнего мужчины.

В России 25-летний Арсен живет уже пять лет: родом из Казахстана, он переехал в 2020 году.

До конца не проснувшись, Арсен открыл приложение Сбербанка и перекинул другу небольшую сумму денег.

«Отклонено», — высветилось на красном фоне.

Ниже пояснение: «МВД РФ внесло Вас в список контролируемых иностранных граждан. Вам запрещены все банковские операции, кроме: входящих денежных переводов; обязательных платежей в пользу государства (РФ); снятия наличных средств на сумму не более 30 тысяч рублей в месяц».

Сначала Арсен подумал, что это какой-то сбой. Дозвонился до банка, но там сказали, что такими вопросами не занимаются и посоветовали обращаться в МВД.

Скриншот приложения Сбербанка с отклоненной операцией по переводу денег

Как и многие молодые люди, все деньги Арсен хранил на карте, которая теперь оказалась заблокирована. Поискав по квартире, он нашел 500 рублей наличкой — на них добрался до отделения полиции. Там пожали плечами и отправили в «Зигзаг».

В торговом центре с таким названием в Дмитровском районе Москвы находится локальный миграционный пункт, где обычно занимаются регистрацией, продлением миграционного учета и вопросами разрешения на работу. Попасть туда на прием можно записавшись через «Госуслуги». Ближайшая запись была доступна через 10 дней. Вымотанный, Арсен вернулся домой.

Подходил срок оплаты аренды. Нужно было купить продукты. Арсен связался с несколькими юристами, но денег на первую консультацию у него не было.

На последние деньги Арсен решил поехать в Сахарово.

Сахарово

Многофункциональный миграционный центр в 60 километрах к юго-западу от центра Москвы, известный как Сахарово, — место для мигрантов знаковое. Оно известно огромными очередями и унизительными процедурами вроде сдачи крови и мочи для выявления «социально значимых заболеваний и инфекций» — ВИЧ, сифилиса и туберкулеза. «Как у преступников», — говорит Арсен.

«Условия там невыносимые. На улице в очереди стоят человек сто. А внутрь пускают несколько человек в час. Там и женщины, и дети, и пенсионеры. Давка. Кругом вооруженный ОМОН, все оцеплено. И этот ОМОН со всеми на «эй, ты» и матом. Полное ощущение, что я попал в какой-то лагерь игиловцев**. Везде железные ограждения. Одна женщина облокотилась на ограду, так омоновец ударил палкой по ограждению, чтобы она отошла. Отношение — как к животным».

Очередь в миграционный центр Сахарово

«Три часа я стоял на улице, в очереди под снегом. Никого не пускают внутрь даже погреться. Вода стоит не меньше 150 рублей (1,8 доллара) за бутылку 0,5 литра. Сникерс — 200 рублей. Еще несколько часов я прождал в очереди внутри. Кто-то сидел прямо на полу, дети спали в углах на вещах».

Арсен приехал в Сахарово около полудня и только к половине восьмого вечера получил бумажный номерок на руку — похожие выдают в клубах при входе. Эти номерки нельзя снимать и терять, пока продолжается процесс оформления документов. Арсену нужно было вернуться в Сахарово на следующий день, поэтому он ехал с «клеймом», как он его называет, в общественном транспорте, берег его вечером в душе и на следующий день поехал на дактилоскопию и анализы.

Он вспоминает грязные медицинские кабинеты и коридоры; грязные туалеты, где не работает слив и в которых нужно собирать образец мочи, ватки с кровью, валяющиеся на полу.

Арсен, как и многие другие ежедневно собирающиеся в очереди перед центром, находится в России на законных основаниях, работает и снимает жилье. И в один день оказывается «контролируемым лицом» без доступа к банковскому счету.

Контролируемые лица

Реестр контролируемых лиц — это база данных, куда вносят иностранцев (и лиц без гражданства), у которых нет законных оснований находиться в России.

Законопроект, позволивший его создать, внесли в Госдуму в конце июня прошлого года. Всего за полтора месяца он прошел все чтения, и уже в первых числах марта его одобрил Совет Федерации. Депутаты объясняли, что существует потребность «усилить контроль» и создать централизованную систему учета нарушителей миграционных правил.

Российские власти также постоянно говорят о высоком числе преступлений, совершаемых мигрантами. Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин в прошлом году приводил цифры, согласно которым число тяжких преступлений, совершенных мигрантами, всего за год выросло на 32%, особо тяжких — на 26%, а преступлений, связанных с экстремизмом, — на 147%. Правда, эти данные расходятся с официальной статистикой МВД — ведомство отмечает, что число правонарушений, совершенных иностранцами, наоборот, сократилось.

Всего за месяц существования реестра туда попали 685 тысяч иностранцев. По данным МВД, в России живут чуть менее 6,2 млн мигрантов. Получается, каждый девятый мигрант стал «контролируемым лицом», то есть якобы находится в России нелегально.

В мире нелегальными мигрантами чаще всего называют людей, которые въехали на территорию страны, нарушив миграционные правила. В России же, благодаря безвизовому режиму с большинством стран-источников трудовой миграции, практически нет людей, въехавших нелегально.

Говоря о «нелегалах», чиновники имеют в виду людей, нарушивших условия пребывания, например если мигрант въехал в страну с целью учебы, а начал работать без разрешения, или не зарегистрировался по месту проживания.

О реальном числе мигрантов в России чиновники спорят до сих пор: так, глава Следственного комитета Александр Бастрыкин уверен, что речь идет о 13-14 миллионах.

Больше всего среди иностранцев в России граждан Узбекистана. Следом идут Таджикистан, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Армения, Азербайджан и Беларусь.

Экономики целых стран зависят от работы их граждан в России. По оценкам Всемирного банка, денежные переводы трудовых мигрантов в 2024 году составили 49% ВВП Таджикистана, 18,59% ВВП Кыргызстана и 14% ВВП Узбекистана.

Коммунальные службы Москвы расчищают снег. Фото 2022 года

Автор фото, Stanislav Krasilnikov/TASS

Но трудовые мигранты играют и важную роль в экономике России. Например, в столице доля мигрантов в сфере строительства превышает 50%, а в транспорте, торговле, гостиницах и сфере общественного питания мигранты составляют около трети работников, подсчитали в НИУ ВШЭ.

При этом рынок устроен так, что местные жители и мигранты не конкурируют друг с другом, поскольку работают в разных секторах экономики. «Утверждение, что Москву строят, охраняют и убирают мигранты, не преувеличение», — резюмируют авторы исследования, подчеркивая, что ужесточение миграционной политики может спровоцировать дефицит кадров.

«Реестры — это инструменты давления, изоляции и репрессий, — говорит юрист по миграционным вопросам К.Р. из Волгоградской области (он попросил ограничиться инициалами из-за опасений высказываться на эту тему открыто). — Попадание в эти реестры равно публичному клейму, которое влечет за собой еще и серьезные правовые последствия. Наше государство активно использует модель учета и контроля, прикрываясь необходимостью навести порядок».

Если человек попадает в реестр, ему запрещается менять место жительства, он не может выезжать за пределы региона, в котором находится, не имеет право купить или продать недвижимость или машину, заключить брак, ездить за рулем, открывать счет в банке, регистрировать компании или ИП, брать кредиты и распоряжаться собственными деньгами — кроме разрешенных 30 тысяч рублей в месяц.

«Формально это способ держать человека «на карандаше», пока по какой-то причине нельзя организовать депортацию: или документов нет, или просто нет денег и ресурсов для организации этой самой депортации, или непонятно, где человек находится, или решение оспаривается в суде», — поясняет юрист.

По ошибке

В реальности в реестр попадают далеко не только нелегальные мигранты, говорит основательница центра защиты прав мигрантов Валентина Чупик. Она сама в 2005 году бежала из Узбекистана в Россию, где получила политическое убежище и начала оказывать бесплатную юридическую помощь мигрантам. Но четыре года назад Россия лишила ее статуса и запретила ей въезд в страну на ближайшие 30 лет. Чупик уверена, что это расплата за критику коррупции в МВД и ее правозащитную деятельность.

Валентина Чупик говорит, что только за первые два дня существования реестра к ней обратились более 30 человек, которые утверждают, что попали в список по ошибке. Би-би-си задала МВД России вопрос о количестве таких ошибок, но не получила ответа.

Сейчас Валентина Чупик помогает Олесе* — молодой женщине, которая давно живет в России и работает официально. Как и Арсен, Олеся обнаружила, что ее банковский счет заблокирован, а она оказалась в реестре «нелегалов», имея полный пакет документов. Выяснилось, что чиновники сами допустили ошибку: в ее миграционной карте — документе, который должен получить каждый иностранец, въезжающий в Россию, — буква «о» в фамилии девушки была написана похожей на «а».

«Обнаружив это, она сразу же пошла в отдел по вопросам миграции. Сначала ей угрожали, говорили, что депортируют. Мы писали заявления, звонили в вышестоящее управление, добились, наконец, чтобы они подняли документы и увидели, в чем проблема. В итоге перед ней извинились, сказали, что случайно внесли в базу. И велели ждать, пока они все исправят», — рассказывает Чупик. Олеся ждет до сих пор.

Паспорт гражданина Таджикистана

Автор фото, Vladimir Gerdo/TASS

Из-за «ошибки» она может лишиться работы: пока чиновники разбираются, ее работодатель рискует миллионным штрафом за сотрудничество с «нелегальным мигрантом», если не уволит девушку.

Некоторые эксперты объясняли неразбериху первых месяцев «переходным периодом, когда разные ведомства пытаются состыковать действия друг с другом» и советовали немного подождать. Но это не успокаивает людей, чьи планы на будущее разрушились буквально за один день.

Два штрафа

Есть много причин, по которым иностранец может оказаться в реестре. У кого-то истек срок визы, закончилось разрешение на временное проживание или патент (разрешение на работу — их начали выдавать во времена президента Дмитрия Медведева), у других истек срок, в течение которого можно находиться в стране без визы, — то есть многочисленные нарушения миграционного законодательства. Но это не единственная причина.

В России существует такое наказание, как административное выдворение, — это значит, что иностранца, нарушившего закон, могут обязать покинуть страну.

«В Административном кодексе есть ряд статей, которые предусматривают такую меру. Например, ожидаемо, незаконная трудовая деятельность. То есть не любое нарушение КоАП ведет к административному выдворению. Но это в теории. А на практике основанием может служить любое мелкое правонарушение», — говорит юрист по миграционным вопросам К.Р.

Мират* — студент четвертого курса одного из российских вузов — приехал из Туркменистана. В феврале он, обладатель студенческого проездного, получил штраф за неуплату проезда.

Мират обратился в федеральный суд, пытаясь оспорить штраф, который в ожидании решения он не оплачивал. Одновременно с этим Мосгортранс, не получивший денег, обратился к мировому судье.

Правозащитница Валентина Чупик уверена, что это было сделано сознательно: «Они знают, что если им не платят штраф, значит, скорее всего, подана апелляция в федеральном суде. А в мировом суде есть шанс, что судья не посмотрит систему Мосгорсуда и не увидит, что у человека подана апелляция».

Мировой судья согласился с доводами Мосгортранса, проигнорировав апелляцию, поданную Миратом. На том основании, что теперь он якобы совершил два административных правонарушения — не оплатил проезд и не погасил вовремя штраф, его внесли в реестр.

Иностраные граждане моют руки перед дактилоскопической регистрацией на территории Многофункционального миграционного центра

Автор фото, Artyom Geodakyan/TASS

Нет такой нормы, которая напрямую бы предписывала выдворять из страны людей, совершивших два административных правонарушения. Но зато у МВД есть право признавать пребывание иностранца нежелательным, если человек «систематически» нарушает законы. МВД же трактует эту системность как два и более административных нарушения. Это могут быть небольшие штрафы: например, неправильно припарковался, перешел дорогу в неположенном месте, превысил скорость, не передал за проезд.

Мирата как находящегося в реестре контролируемых лиц сейчас отчисляют из университета.

«Кондукторы выполняют свой план: им нужно принести энное количество протоколов по штрафам. Даже на этом этапе самая легкая цель — это мигранты, — говорит эксперт Валентина Чупик. — Это бесправные люди, которых очень легко грабить, с которых очень легко вымогать взятки, которыми легко помыкать, которых легко в случае чего отправить на войну, например».

«Не изжиты расистские взгляды»

Мигранты в России вынуждены существовать в зарегулированной системе, а их легальный статус напрямую зависит от разрешения на работу, регистрации, миграционной карты и других документов: любая мелкая ошибка может привести к аннулированию статуса и депортации.

Владельцы недвижимости часто не сдают квартиры мигрантам, а некоторые в объявлениях открыто указывают «только славянам», игнорируя законы против дискриминации. А если и сдают, то часто отказываются официально регистрировать людей, хотя закон прямо обязывает их это сделать. Не имея регистрации, мигранты нарушают закон, поэтому вынужденно зависят от частников и фирм-однодневок, которые оформляют фиктивные документы.

Когда их права нарушаются, мигрантам тяжело добиться справедливости. Ежедневно многие сталкиваются с ксенофобией, их детей отказываются принимать в детские сады и школы «из-за нехватки мест», а сами они подвергаются «облавам» прямо на рабочих местах. Правозащитники постоянно говорят о том, что силовики вымогают у мигрантов взятки под угрозой депортации.

Рейд в Новосибирске

Автор фото, Kirill Kukhmar/TASS

Даже полномасштбаное вторжение России в Украину стало средством давления на мигрантов: им навязывают участие в войне в обмен на обещания, например, снять запрет на въезд, ускоренно получить гражданство или аннулировать выдворение. Известны случаи, когда мигрантам, арестованным за мелкие преступления, предлагали освобождение в обмен на контракт с Минобороны.

Часть мер против мигрантов была принята в России после атаки на «Крокус Сити Холл» в марте прошлого года. Исполнителями считаются четверо граждан Таджикистана.

В ответ власти организовали масштабные рейды и проверки — заявляя, что они плановые: задержали тысячи мигрантов за предполагаемые нарушения миграционного режима. Представители таджикской диаспоры сообщали о всплеске бытовой дискриминации, а власти Таджикистана рекомендовали своим гражданам, находящимся в России, по возможности не покидать дома для собственной безопасности.

Полицейский рейд

Автор фото, Kirill Kukhmar/TASS

За последний год российские власти ограничили получение вида на жительство по браку: упрощенный порядок отменили, и иностранцам необходимо подтверждать не только сам факт брака, но и длительное совместное проживание. Также теперь действует запрет принимать в школы детей, не владеющих русским языком на базовом уровне. А другие поправки позволяют МВД без суда выдворять мигрантов из России.

Российские власти часто упрекают другие страны в ущемлении прав русскоязычных граждан — война в Украине начиналась в том числе под предлогом их защиты. В прошлогоднем докладе МИДа говорилось о том, что на Западе «до сих пор не изжиты расистские, унаследованные из колониального прошлого многих из них, взгляды и подходы, позволяющие делить людей на своих, «хороших», и других — «плохих»».

При этом слова российских политиков и чиновников о том, что мигранты «хотят здесь жить вместо нас», а Московскую область надо «осветлить», чтобы она «не зачернялась, так сказать, иностранными гражданами», — не встречают осуждения на официальном уровне.

История Арсена, который двое суток провел в Сахарово, собирал по углам наличку и голодал в очереди без денег, посматривая на «сникерсы» за 200 рублей, закончилась благополучно: так же внезапно, как его включили в реестр, через пару дней после сдачи многочисленных анализов его удалили из списка «нелегалов». Никто не извинился перед ним и не объяснил причину ошибки.

*Все герои этого текста попросили об анонимности.

**ИГИЛ — террористическая организация, запрещенная в России и других странах мира.

BBC News Русская служба

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Новости BBC