Автор фото, Lorin Granger/Harvard Law School
- Автор, Джо Блэк
- Место работы, Служба новостей Би-би-си
Британские ученые обнаружили, что древняя рукопись, которую до последнего времени считали кустарной и значительно более поздней копией Великой хартии вольностей 1215 года, на самом деле — один из подлинных списков оригинальной хартии, что делает ее «одним из самых ценных документов в мире».
В 1946 году Гарвардская юридическая школа заплатила за изрядно выцветший манускрипт 27,50 долларов (на тот момент — около 7 фунтов стерлингов), и с тех пор он почти восемь десятилетий хранился в университетской библиотеке, где даже не подозревали, какую ценность представляет купленная по дешевке рукопись.
Однако, изучив документ, два академических эксперта по средневековой истории независимо друг от друга пришли к выводу, что это официальная копия Великой хартии, сделанная в 1300 г., при короле Эдуарде I, и считавшаяся утерянной, так что истинная стоимость древней рукописи может превышать 1 млн долларов.
«Это поистине фантастическое открытие», — уверен профессор Королевского колледжа Лондона Дэвид Карпентер, который заинтересовался рукописью, увидев на сайте американского университета ее оцифрованные изображения.
«Это последняя Великая хартия, — объясняет он… Не просто какая-то измятая и выцветшая копия в разводах, а настоящий подлинник одного из самых значительных документов в мировой истории, заложивший основу конституционного строя; краеугольный камень гражданских свобод — прошлых, настоящих и будущих — тех, завоевать которые еще только предстоит».
По словам эксперта, он был «совершенно ошарашен» не только тем, что обнаружил один из подлинников документа, но и тем, что на протяжении десятилетий он оставался неопознанным. Удивительным образом никто даже не подозревал ни о существовании манускрипта, ни о том, что он был куплен «за сущие гроши».
Как указано в каталоге поступлений Гарвардской библиотеки, документ, получивший внутренний код HLS MS 172, был приобретен в 1946 году с аукциона, и при поступлении в библиотечный фонд описан как «копия, сделанная в 1327 году… немного потертая и отсыревшая».
С учетом инфляции уплаченные за рукопись 27 долларов и 50 центов на сегодняшний день составили бы порядка 450 долларов.
Автор фото, Nicholas Vincent/UEA
Великая хартия вольностей была подписана в 1215 году королем Англии Иоанном Безземельным. Впервые в истории гарантии прав и свобод подданных монарха были зафиксированы в письменном виде, а закон поставлен выше короны — то есть фактически ограничивал абсолютную королевскую власть.
Подписание хартии (известной также под своим оригинальным латинским названием Magna Carta) считается фундаментальным шагом к развитию концепции прав человека против деспотичных правителей. В этом смысле документ можно считать заложившим основу для всех конституций мира.
После подписания хартии с неё были сделаны копии, чтобы развезти их по всей Англии. До 1300 года каждый новый король, вступавший на престол, переиздавал документ по новой. А следовательно, как утверждает профессор Университета Восточной Англии в Норвиче Николас Винсент, помогавший Карпентеру установить подлинность и происхождение гарвардского документа, «таких оригиналов было, возможно, пара сотен».
На сегодняшний день подобных подлинников — выпущенных в различных изданиях с 1215 по 1300 гг., — известно 25. Большинство из них хранятся в Великобритании.
Два — в Национальном архиве Вашингтона, а еще один — в здании австралийского парламента в Канберре.
Автор фото, King’s College London
«Для конституционного права и политической традиции Запада в целом это настоящая икона», — уверяет профессор Винсент.
«Попросите первого встречного назвать в мировой истории самый известный документ — и он скорее всего вспомнит именно о Великой хартии вольностей».
Автор фото, MB Toth/RB Toth Associates
Профессора, потратившие на изучение гарвардского документа последний год, считают, что он происходит из города Эпплби, Камбрия.
По их мнению, путь от Эпплби до Гарварда связан с Лоутерами, семьей землевладельцев, которая передала документ Томасу Кларксону — одному из ведущих аболиционистов (борцов с рабовладением) 1780-х годов.
Поместье, где жил Кларксон, несколько раз наследовалось вместе со своим содержимым, пока не перешло к семье Мейнард. В конце 1945 года Форстер Мейнард продал его на аукционе Sotheby’s.
Лондонский книготорговец выложил за документ 42 фунта стерлингов, а всего через несколько месяцев продал Гарварду — даже за еще меньшую сумму.
Пытаясь хотя бы примерно оценить стоимость манускрипта сегодня, профессор Винсент говорит: «Назвать конкретную цифру я не возьмусь, но в 2007 году победитель аукциона в Нью-Йорке выложил за официальную копию Хартии вольностей 1297 года 21 млн долларов, так что речь идет об очень большой сумме».
Автор фото, Phil Barnes Photography
Автор фото, MB Toth/RB Toth Associates
Поскольку местами HLS MS 172 сильно выцвел, работали ученые не с самим оригиналом, а с его изображениями, полученными с помощью ультрафиолетового света и спектральной визуализации.
Они обнаружили, что почерк и размеры гарвардской копии соответствуют шести ранее известным оригиналам 1300 года.
Они также провели детальную проверку текста. Поскольку формулировки Хартии с годами претерпевали изменения, слова и их порядок должны были быть идентичны тем, что встречались в других оригиналах того же года.
Последний тест был пройден идеально. По словам профессора Карпентера, «решающим доказательством» подлинности документа стала именно полная идентичность текста.
Автор фото, Lorin Granger/Harvard Law School
Поздравляя ученых со сделанным открытием, помощник декана Юридической школы Гарварда по библиотечным делам Аманда Уотсон назвала случившееся примером того, что происходит, когда блестящим ученым становятся доступны книжные коллекции.
«За каждым научным открытием стоит важнейшая работа библиотекарей, которые собирают и сохраняют материалы», — пояснила она.
Сами ученые надеются, что в скором будущем гарвардская копия Великой хартии будет выставлена на всеобщее обозрение, чтобы с ней могли ознакомиться как можно больше людей.