В Стамбуле днем 16 мая начались переговоры российской и украинской делегаций — первые с весны 2022 года. Их в одностороннем порядке предложил провести президент России Владимир Путин, который в Турцию не поехал, а отправил своего помощника Владимира Мединского. Президент Украины Владимир Зеленский настаивал на личной встрече с Путиным в Стамбуле.
В Стамбуле начались переговоры России и Украины. С утра обсуждалось, что они пройдут в формате трехсторонней встречи — с участием представителей Турции.
Однако вскоре агентство «Интерфакс» со ссылкой на источник, осведомленный об организации встречи, сообщило, что представитель Анкары покинет переговоры после приветствия делегаций. Эту информацию подтвердили и источники РБК-Украины.
В приветственном слове глава МИД Турции Хакан Фидан заявил, что российско-украинские переговоры в Стамбуле открывают окно возможностей для мирного урегулирования конфликта. По его словам, в настоящее время имеются два пути: «Один из путей относится к миру. Второй — приведет к еще большим разрушениям» (цитата по агентству «Интерфакс»).
Перед началом переговоров с Россией глава украинской делегации, министр обороны Рустем Умеров заявил, что Киев готов к полному и безусловному прекращению огня и прямым переговорам на самом высоком уровне: «Сегодня мы прибыли в Стамбул, чтобы найти реальные пути к устойчивому и справедливому миру».
Визави Умерова — глава российской делегации Владимир Мединский (как и на переговорах весной 2022 года) накануне заявил, что Москва рассматривает встречу в Стамбуле как «продолжение» переговоров 2022 года. «Задача прямых переговоров с украинской стороной — рано или поздно добиться установления долгосрочного мира через устранение коренных причин конфликта», — сказал Мединский.
Прямым переговорам Москвы и Киева сегодня предшествовали трехсторонняя встреча представителей Турции, США и Украины и встреча украинских представителей с советниками по нацбезопасности Франции, Германии и Великобритания, а также спецпосланником президента США Китом Келлогом.
Автор фото, Arda Kucukkaya/Anadolu via Getty Images
Предполагалось, что переговоры Москвы и Киева могли пройти в четверг, однако украинская делегация прилетела в Стамбул из Анкары только вечером 15 мая, поэтому переговоры были перенесены на пятницу.
В четверг 15 мая Владимир Зеленский вместе с украинскими чиновниками прилетел в Анкару на переговоры с турецким лидером Реджепом Тайипом Эрдоганом. После их встречи, продлившейся около трех часов, Зеленский заявил о согласии отправить украинскую делегацию в Стамбул для участия в переговорах. Ее возглавил министр обороны Рустем Умеров. Сам Зеленский отправился в Албанию на саммит Европейского политического сообщества. Туда же планировал отправиться и Эрдоган, сообщала его пресс-служба.
«Несмотря на достаточно низкий уровень российской делегации, но из уважения к президенту Трампу, высокого уровня делегации Турции и президенту Эрдогана — и все же желая попытаться достичь хотя бы первых шагов по деэскалации, по прекращению огня — я решил отправить в Стамбул нашу делегацию», — заявил Зеленский.
Украинская делегация является более титулованной и статусной, чем ее российские визави, объясняет корреспондент Би-би-си Святослав Хоменко.
В ее составе имеются как боевые генералы, готовые в деталях обсуждать то, как именно должно выглядеть и реализоваться перемирие, которое является главной целью Украины на этих переговорах. В то же время, из Киева приехали и люди, готовые — если до этого дойдет — не просто выслушивать риторику россиян о «первопричинах конфликта», «построении в Украине «антироссии» и бомбардировках украинских городов как способу защиту легитимных национальных интересов России, но и на равных противостоять представителям Москвы, если переговоры пойдут в этом направлении.
Кроме того, состав украинской делегации не дает оснований предполагать, что в ее составе есть какие-либо сторонники компромисса с Россией, добавляет корреспондент Би-би-си. Более того, то, что ее возглавляет кримский татарин (Меджлис крымскотатарского народа объявлен в России экстремистской организацией) сводит к минимуму возможность даже теоретической дискуссии о признании Крыма российским.
Автор фото, Hakan Akgun/Anadolu via Getty Images
Что предшествовало началу переговоров
В субботу, 10 мая, Зеленский принимал в Киеве лидеров четырех европейских государств. По итогам саммита они приняли совместное заявление, в котором потребовали от России безоговорочного прекращения огня как минимум на 30 дней, пригрозив новыми санкциями.
Спустя несколько часов, в ночь на 11 мая, Путин собрал в Кремле журналистов и заявил о возобновлении в одностороннем порядке с 15 мая переговоров в Стамбуле, прерванных весной 2022 года.
Зеленский заявил, что приедет в Турцию, но вести переговоры будет только с Путиным. Кремль объявил состав российской делегации незадолго до полуночи 14 мая. Ее возглавил Мединский. В делегацию также вошли представители Минобороны и МИД России.
Российская делегация прилетела в Стамбул 15 мая утром. Зеленский прибыл в Анкару около полудня. По прилету он назвал уровень российской делегации «бутафорским».
«Мы видим, это больше похоже на бутафорский уровень. Мы подумаем, что будем делать и какие будут наши дальнейшие шаги, после разговора с президентом Эрдоганом», — сказал Зеленский.
Ранее Зеленский говорил, что из Анкары может прилететь в Стамбул, если там будет Путин.

Кремль днем 15 мая категорически исключил вероятность того, что Путин поедет на переговоры в Стамбул. Президент США Дональд Трамп заявил, что отказ Путина от участия в переговорах его не удивляет.
«Зачем ему ехать, если я не поеду?» — сказал Трамп в Катаре. Однако он в очередной раз за неделю не исключил, что в пятницу, 16 мая, может присоединиться к переговорам в Турции, если это будет необходимо (вероятно, Трамп имел в виду прогресс на переговорах). Его турне на Ближний Восток заканчивается 15 мая визитом в ОАЭ.
Позже, перед посадкой в Дубае, президент США сказал журналистам: «Ничего не произойдет, пока Путин и я не встретимся». По поводу российской делегации Трамп сказал, что ничего о ней не знает, поэтому ею «не разочарован».
Президент Украины был готов отказаться от переговоров с Россией, но США и Европа убедили его не делать этого, писала Washington Post со ссылкой на свои источники. По данным издания, первоначально президент Украины говорил, что может не разрешить своей команде встретиться с российской делегацией, но союзники все-таки убедили его отправить на переговоры группу.
Могут ли эти переговоры быть успешными?
Неявка Путина завела перспективы переговоров в тупик, написало агентство Reuters.
Не возлагает больших надежд на переговоры в Стамбуле и госсекретарь США Марко Рубио. По его мнению, для достижения прогресса необходимо личное общение Дональда Трампа и президента России Владимира Путина.
«Я не думаю, что здесь произойдёт прорыв, пока президент Трамп и президент Путин напрямую не обсудят эту тему», — сказал он после встречи глав МИД стран НАТО в Анталье.
Госсекретарь США также признал, что Москва направила делегацию слишком низкого уровня для участия в переговорах, поэтому он во встрече с представителями России принимать участие не будет.
«Завтра я встречусь с министром иностранных дел [Турции Хаканом] Фиданом и украинской делегацией, высокопоставленной делегацией из Украины, которая будет в городе. <…> Кто-то из нашей команды будет участвовать в переговорах с Россией. Они направили сюда группу более низкого уровня», — заявил Рубио.