Автор фото, Brugmans/Zeemansleven
- Автор, Кейн Пиери
- Место работы, Би-би-си
Историки сумели восстановить трагическую историю голландского моряка, которого в начале XVIII века оставили на необитаемом острове, обвинив в гомосексуализме. Хотя подобные практики остались в далеком прошлом, однополые отношения по-прежнему являются уголовно наказуемым деянием в 64 странах мира, сообщает Международная ассоциация лесбиянок, геев, бисексуалов, транс- и интерсексуалов (ILGA). Наказания варьируются от тюремного заключения до смертной казни.
«Суббота, 5 мая 1725 года. По приказу командующего и капитанов голландского флота я, Лендерт Хазенбос, был высажен на этом пустынном острове к великому моему несчастью».
Хазенбос написал эти слова после того, как его высадили на острове Вознесения — отдаленной точке в Атлантическом океане, примерно в 1 540 км от побережья Африки и 2 300 км от Южной Америки.
С первой записью в его дневнике, написанной на пустынном острове вулканического происхождения, началась последняя глава его жизни. Эта история в течение веков была почти забыта, но ученым удалось вернуть ее к жизни.
Автор фото, Getty Images
В XVIII веке были очень популярны истории о людях, потерпевших кораблекрушение. За несколько лет до того, как на необитаемый остров высадили Хазенбоса, вышел «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо, книга, вдохновленная реальной историей.
Но судьба Хазенбоса была более необычной.
Как поясняет историк Элвин Хофман, Хазенбос оказался на острове не по воле случая. Его оставили там как «содомита» — в те времена так называли людей, вступавших в однополые связи и осужденных за это судом.
Брошенный на острове
Впервые о судьбе Хазенбоса стало известно в январе 1726 года, когда группа британских моряков высадилась на острове Вознесения и наткнулась на палатку.
Внутри моряки нашли дневник, однако следа его автора нигде не было.
Автор фото, Getty Images
Дневник привезли в Англию, где его перевели и опубликовали в нескольких бульварных брошюрах, одна из них называлась «Наказанная содомия». И хотя в изданиях сохранились фрагменты с описанием страданий моряка, его имя не упоминалось. Изгоя превратили в безымянную фигуру для назидания.
На самом деле его судьба такова.
Лендерт Хазенбос родился около 1695 года в Гааге и был единственным сыном Йоханнеса Хазенбоса и Марии ван Бергенде.
После смерти Марии Йоханнес перевез семью в Батавию — так раньше называлась столица Индонезии Джакарта, находившаяся на территории голландских колоний.
Но Лендерт, который тогда был подростком, остался на родине. Когда ему исполнилось 18, он стал солдатом в Голландской Ост-Индской компании (Verenigde Oostindische Compagnie, VOC), где со временем дослужился до счетовода.
Компания, которую часто называют первой в мире транснациональной корпорацией, обладала огромным влиянием по всей Азии, но условия работы в ней были суровыми.
Хазенбос работал в VOC почти 10 лет, служил на разных должностях в Батавии и Кочине (сейчас Кочин — город в Индии).
В октябре 1724 года он по неизвестным причинам отплыл в Нидерланды, но этому путешествию домой было не суждено завершиться.
Мясо черепах, кровь и моча
В какой-то момент Хазенбоса обвинили в содомии, что в то время считалось одним из самых тяжелых грехов. Обычно в VOC за это казнили, но в данном случае наказанием стало оставление на необитаемом острове.
5 мая 1725 года его оставили в одиночестве на острове Вознесения с минимумом вещей, среди которых были палатка, Библия, немного семян и бочка c остатками воды.
Автор фото, DEA / BIBLIOTECA AMBROSIANA
В течение первого месяца он обыскивал бесплодный остров в поисках пресной воды и молился о спасении. Одиночество становилось невыносимым. Моряк пытался приручить птицу, чтобы у него появилась хоть какая-то компания, но она умерла. Он посадил лук, горох и бобы, но ничего не взошло.
Судя по британским брошюрам об истории Хазенбоса, в июне у него начались галлюцинации. Его мучило чувство вины. Он писал, что к нему приходил дух: «человек, которого я когда-то знал», и он «оставался со мной какое-то время».
Неизвестно, были ли это реальные слова, или британские редакторы добавили их для драматического эффекта.
Единственный источник пресной воды, который он сумел найти, сейчас известен как Капёж Дампира (Dampier’s Drip — капёж, то есть скапливание воды, названо по имени британского моряка Уильяма Дампира).
Воды в источнике и так было немного, но вскоре он полностью пересох, и Хазенбос стал слабеть. Еды у моряка тоже не было: местных коз поймать он не мог, а его скудный урожай съедали крысы.
Тогда ему пришлось пойти на отчаянные меры. «22 августа: Я поймал большую черепаху и выпил почти кварту её крови… Я пил свою собственную мочу», — писал он в дневнике.
К октябрю он уже оказался на грани смерти. Последняя запись, датированная 14-м октября, была короткой и пугающей: «Я жил как прежде».
Как история дошла до читателей
Почти два столетия история Хазенбоса оставалась полузабытой. Британские издания его дневника, «Наказанная содомия» (Sodomy Punished, 1726) и «Истинное повествование» (An Authentick Relation, 1728) сохранили некоторые описания его страданий, но стерли его личность.
Уже в 1990-е годы нидерландский историк Михил Колберген наткнулся в амстердамском Музее судоходства на редкую английскую брошюру под названием An Authentick Relation. Там рассказывалась история реального нидерландского «Робинзона Крузо», которого высадили на необитаемый остров за содомию.
Кулберген заинтересовался темой и начал изучать архивы Ост-Индской компании (VOC), где и обнаружил имя Хазенбоса.
Короткая запись в зарплатной ведомости VOC подтверждает судьбу Хазенбоса: «17 апреля 1725 года, будучи преступником, он был приговорен к высадке на берег с корабля «Праттенбург» на острове Вознесения, или в другом месте, с конфискацией причитающейся ему зарплаты».
В 2002 году Кулберген написал о своем исследовании книгу под названием «Голландский Робинзон Крузо» (Een Hollandse Robinson Crusoe). Однако ученый умер от рака незадолго до того, как книга была выпущена.
Спустя три года историк и писатель Алекс Ритсема наткнулся на работу Кулбергена в библиотеке Девентера. Ритсема, всю жизнь увлекавшийся историей разных островов, был очень впечатлен, и в 2011 году выпустил собственную книгу о Хазенбосе на английском языке «Голландский изгнанник на острове Вознесения» ( A Dutch Castaway on Ascension Island).
Так история Хазенбоса вернулась к англоязычному читателю. Ритсема посвятил книгу «двум голландцам, умершим слишком рано — Линдерту и Михилу».
Трагическое совпадение: Ритсема и сам умер от рака в 2022 году.
«Больше не невидимы»
По словам историка Элвина Хофмана, в Нидерландах XVIII века к гомосексуальности относились терпимо или игнорировали ее — до «кризиса мужественности», вызванного военными поражениями.
Тогда началась волна жестоких репрессий против однополых отношений и «содомитов» сделали главными виновниками общего упадка в обществе.
Через пять лет после смерти Хазенбоса в Утрехте начались судебные процессы, в ходе которых по делам о содомии было осуждено до 300 человек. Некоторые из них были публично казнены, сожжены или подвергнуты удушению.
Смертная казнь за однополые связи была отменена в Нидерландах в начале XIX века.
Автор фото, Brugmans/Zeemansleven/The Just Vengeance of Heaven Exemplify’d
«В XVIII веке в Нидерландах царило чувство общего упадка… и эту проблему попытались решить при помощи сурового преследования содомитов», — говорит Хофман.
По его словам, в периоды кризиса часто возникает риск, что людям захочется «восстановить мужественность», устроив гонения на квир-персон.
Джулия Эрхт, исполнительный директор ILGA, напоминает о современных гонениях на однополые отношения в таких странах как Россия, Польша или Уганда. Она считает частью того же процесса решение президента США Дональда Трампа отменить меры по защите от дискриминации по признаку гендерной идентичности и сексуальной ориентации.
Такие меры равноценны попытке стереть ЛГБТК+ людей из истории, и стремление исключить их из «приличного общества» сейчас может быть живо как никогда, считает Эрхт.
«Но мы больше не невидимы», — говорит она.