В азербайджано-российских отношениях — вторая эскалация за неполный год. На этот раз дело вышло за рамки резких заявлений. После задержания десятков азербайджанцев в Екатеринбурге Баку ответил жёстко. Чем это грозит региону — и в частности, Грузии?
27 июня в Екатеринбурге прошёл масштабный полицейский рейд — задержаны более 50 этнических азербайджанцев. Российская сторона заявила, что проверяет старое дело об убийстве, но в Баку расценили происходящее как этнически мотивированную облаву. Несколько человек были тяжело избиты, двое — братья Зиядин и Гусейн Сафаровы — скончались. Россия объяснила это «естественными причинами», но экспертиза в Азербайджане зафиксировала следы пыток. Баку потребовал извинений, расследования и выразил протест по линии МИД.
Ответ последовал быстро: в Баку закрыли офис агентства Sputnik, задержали главреда и директора, назвав их «агентами ФСБ», и сообщили о задержании двух преступных групп с участием граждан России. Все культурные мероприятия с российским участием были отменены. Кроме того, Азербайджан решил закрыть все русские школы и исключить русский язык из государственной учебной программы.
В России спецоперацией ФСБ тоже не ограничились. В телеграм-каналах появилось видео, где силовики в Екатеринбурге останавливают машину главы местной азербайджанской диаспоры. Действуют предельно брутально.
Но чтобы понять, как всё дошло до этого, стоит вернуться к событиям конца 2024 года. Тогда, как сейчас уже безапелляционно пишут СМИ, российские ПВО обстреляли пассажирский самолёт, летевший из Баку в Грозный. Судно экстренно село в Казахстане, но 38 человек погибли. Москва не извинилась, компенсаций не последовало. Именно с этого момента, считают эксперты, Ильхам Алиев начал резко менять тон, в том числе отказался приезжать на Парад Победы в Москву.
Сегодняшняя жёсткость Баку — уже не исключение, а новая линия поведения. Алиев не реагировал так резко раньше, но после победы в Карабахе в 2020 году, поддержанный Турцией, он всё активнее позиционирует Азербайджан как регионального лидера. На этом фоне позиции Москвы на Южном Кавказе заметно ослабли.
И действительно, картина непростая: Грузия — с лояльной к Кремлю партией и критически настроенным обществом; Армения — в открытом конфликте между властями и Церковью, которую обвиняют в прокремлёвском лобби; и Азербайджан, который перешёл от слов к действиям.
Что это значит для Грузии? И риски, и возможности. С одной стороны, обострение между двумя сильными соседями может повлиять на безопасность в регионе и привести к новому давлению со стороны России, особенно с учётом важности грузинских коридоров для азербайджанской логистики. С другой — дистанцируясь от Москвы, Баку может сблизиться с Тбилиси, что откроет новые экономические и инфраструктурные перспективы. Что будет дальше — нам только предстоит узнать. Но одно ясно уже сейчас: регион вошёл в фазу больших перемен.
Подпишись на нас в соцсетях:
URL: https://sovanews.tv/
Facebook: https://www.facebook.com/sovanews/
Instagram:https://www.instagram.com/sovanews.tv/
Telegram: https://t.me/sova_georgia
Поддержите возможность получать независимую информацию в условиях усиливающегося давления на свободу слова в Грузии. SOVA – независимый голос о Грузии на русском языке. Мы вещаем из Тбилиси.
Patreon: https://www.patreon.com/sovanews/membership
Donationalerts: https://www.donationalerts.com/r/sovanews