На фоне слухов о готовящейся отмене безвизового режима с ЕС власти Грузии намекают, что это может даже пойти стране на пользу. Дескать, вернувшиеся на родину эмигранты встретят здесь бурлящую экономику, которой нет в Европе. Эксперты, впрочем, считают: новая риторика «Грузинской мечты» может лишь свидетельствовать о попытке сгладить последствия возможной изоляции.
Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе попытался найти плюсы в возможной отмене безвизового режима с ЕС. И если раньше безвиз последовательно подавался как привилегия Грузии, то теперь он представлен в качестве угрозы для экономики. По словам главы правительства, упрощение выезда «поощряет миграцию», что, в свою очередь, уменьшает численность рабочей силы в стране:
«В отсутствие либерализации визового режима в стране осталось бы гораздо больше наших граждан. Следовательно, численность рабочей силы увеличилась бы, и это напрямую дополнительно повлияло бы на улучшение темпов экономического роста».
Премьер также подчеркнул, что никакой связи между безвизом и экономическим развитием не существует, назвав противоположные утверждения «пустыми спекуляциями». Кобахидзе предлагает рассматривать безвизовый режим исключительно как техническое упрощение поездок – вопрос «очереди за визой», аналогичный при поездках в Великобританию или США.
«Экономика от этого не выигрывает. Это просто дополнительный эффект. Здесь речь идет только об одном – встанешь ли ты в очередь на получение визы или нет».
Идею о том, что в отмене безвизового режима с ЕС нет ничего страшного, озвучила и вице-спикер парламента Нино Цилосани, ведь если грузинские эмигранты вернутся на родину, их будет ждать «утроенная экономика»:
«Мы предлагаем гражданам, работающим за границей, удвоенную и утроенную экономику. В отличие от стран ЕС, где они сейчас находятся, в последние годы наша экономика растет двузначными цифрами, тогда как в Европе – около 0,5%».
Цилосани называет это основанием для того, чтобы уехавшие могли «реализовать себя» у себя на родине, получить достойную работу и продвижение по службе, однако, не уточняет какие конкретно сектора или программы поддержки имеются в виду, и какие условия возвращения предполагаются на практике.
Евро-Демонтаж: «Грузинская мечта» закрывает институты евроинтеграции
Письмо Еврокомиссии и угроза отмены безвиза
14 июля 2025 года Дирекция по вопросам миграции и внутренних дел Европейской комиссии направила официальное письмо министру иностранных дел Грузии Маке Бочоришвили. Через два дня текст документа был опубликован Общественным вещателем.
В письме содержится прямое предупреждение: в случае дальнейшего несоблюдения ключевых требований ЕС Грузия рискует потерять безвизовый режим. В озвученных Брюсселем пунктах речь идет не только о политических репрессиях, но и о системных нарушениях прав человека и принципов, лежащих в основе соглашения о визовой либерализации.
Еврокомиссия ссылается на данные мониторинга в рамках Механизма приостановки безвиза и указывает на:
- нарушения свободы собраний и выражения мнений;
- давление на ЛГБТ-сообщество;
- ухудшение условий для работы гражданского общества и СМИ;
- принятие дискриминационных и репрессивных законов, включая «Закон о прозрачности иностранного влияния» и пакет о «семейных ценностях»;
- а также усиление давления на инакомыслящих и отсутствие прогресса в антикоррупционной политике.
Хотя в самом документе конкретные сроки не указывались, на следующий день, 15 июля, верховный представитель ЕС по иностранным делам Кая Каллас обозначила дедлайн: до конца августа 2025 года Тбилиси должен выполнить рекомендации, если хочет избежать последствий.
«Мы не хотим вредить народу Грузии. Но если страна не выполняет условий – это будет иметь последствия. Общество должно видеть, что правительство не идет по европейскому пути», — заявила Каллас.
«Они просто перевернули пластинку»
Эксперт по евроинтеграции Каха Гоголашвили называет заявления Кобахидзе и Цилосани опасными по своей логике и последствиям. По его словам, риторика премьера – это попытка перевернуть причинно-следственные связи и заменить необходимость реформ удобным обвинением в адрес открытых границ:
«Если бы в Грузии был дефицит рабочей силы или было много предложений на рабочие места, молодежь бы не уезжала. А если премьер говорит, что безвиз – это проблема, то, может быть, он хочет загнать страну обратно в Советский Союз, где 90% населения просто не имело права выезжать».
Что касается слов Цилосани об «утроенной экономике», эксперт называет их популистскими. Да, рост ВВП зафиксирован, но он не отразился на качестве жизни большинства:
«Экономика действительно прибавляла. Но если посмотреть, где именно происходил рост, то станет ясно: структурно ничего не изменилось. Это просто красивые цифры. Для людей, уехавших на заработки, среда в Грузии осталась прежней».
Каха Гоголашвили подчеркивает: слова лидеров «Мечты» – это не экономический анализ, а попытка переписать прошлые приоритеты правящей партии, в том числе позицию самого ее основателя.
«Когда мы получали визовый режим, я прекрасно помню: Иванишвили и его соратники по телевизору говорили, что мы создаем условия, чтобы люди могли уехать работать, зарабатывать и поддерживать свои семьи. А сейчас они просто перевернули пластинку на 180 градусов и играют совершенно другую музыку».
Еще в 2019 году основатель правящей партии Бидзина Иванишвили действительно прямо заявил, что Грузия «не сможет создать достаточное количество рабочих мест» даже в ближайшие 20 лет, и назвал легальную трудовую миграцию в Европу единственным выходом.
Миллиардер упоминал о т. н. циркулярной миграции – модели, при которой граждане временно выезжают на работу за границу, а затем возвращаются. Власти Грузии начали заключать соответствующие соглашения с рядом стран, например, с Польшей.
При этом уже тогда эксперты подчеркивали, что эта модель не может быть основой для решения системной безработицы. По словам Гоголашвили, население уезжает не потому, что стало легче получить визу, а потому что внутри страны нет условий для жизни и работы:
«Люди убегают не из-за хорошей жизни. Среда, в которой они жили раньше, не стала ни лучше, ни интереснее. Рабочие места, к которым сейчас якобы зовут возвращаться, остались теми же. Это не привлекательная среда – ни тогда, ни сейчас».
По мнению эксперта, заявления Кобахидзе и Цилосани не свидетельствуют о формировании новой миграционной политики. Скорее, это лишь риторика, направленная на то, чтобы смягчить политический и общественный эффект от угрозы приостановки безвиза.
«Никакого оправдания тому, что мы теряем безвизовый режим, быть не может. Все, что они сейчас говорят, – это просто тщетные попытки замазать тот пробел, который появился в их политике».
Прощальное слово американского посла: что Вашингтон думает о Тбилиси