В рамках расследования крупнейшего в истории Грузии случая легализации незаконных доходов следствие установило, что через валютный обменник на привокзальной площади в Тбилиси было «обелено» в общей сложности 624 млн долларов и 35 млн евро.
Прокуратура утверждает, что деньги ввозились в Грузию из соседних стран (в СМИ, в частности, упоминается Азербайджан), скрытые в специально оборудованных тайниках автомобилей. Валюта – российские рубли – попадала в обменный пункт, конвертировалась там, а затем оформлялась в банках как доход от законной коммерческой деятельности. Для подтверждения происхождения средств использовались поддельные документы.
Часть средств после конвертации направлялась на покупку недвижимости, остальная сумма распределялась через различные каналы и также включалась в легальный оборот. По версии прокуратуры, таким образом в экономику Грузии попали сотни миллионов долларов, происхождение которых остается неясным.
Официально было объявлено о задержании одного человека. При этом изначально органы не назвали не только имени, но даже инициалов подозреваемого. Позже СМИ стало известно, что речь идет о Кахе Которашвили – 49-летнем директоре компании «Фини» и владельце пункта обмена валюты. Из помещения, через которое, по версии следствия, проворачивались многомиллионные черные схемы, мужчину вывели в наручниках. По решению суда он помещен под арест. Которашвили предъявлено обвинение в отмывании денег в особо крупном размере. Ему грозит до 12 лет тюрьмы.
Представители прокуратуры «из интересов следствия» деталей не раскрывают. Но оппозиция и критические медиа убеждены: дело связано не с борьбой с отмыванием денег, а с клановым противостоянием внутри правящей «Грузинской мечты». В этой конфигурации Кахе Которашвили отводят лишь роль исполнителя, поскольку для реализации столь масштабной аферы у него должны были быть влиятельные покровители в самых верхах.
Критики подчеркивают: по логике самой прокуратуры через один небольшой обменник в Тбилиси каждый день отмывалось около 700 тысяч долларов. Экономисты посчитали: если верить, что Которашвили действовал в одиночку, то он отмыл 3,9% всех депозитов всего банковского сектора Грузии. Специалисты считают, что надзорные и регулирующие органы не могли не заметить такие обороты, а управлять такой масштабной схемой не мог только один человек.
«Фактически прокуратура признала, что у нас нет государства. Нами правит коррупционный синдикат, цель которого – украсть как можно больше денег. Мы и раньше знали, что они каждый день воруют не миллионы, а миллиарды. А теперь они обвинили в этом владельца обменного пункта…», — заявил член «Единого национального движения» Георгий Ботковели.
Издание Business Media (BMG), тем временем, привело статистику: в Грузии сегодня действует 721 пункт обмена валюты, работу которых регулирует Национальный банк. За нарушение требований в январе-сентябре 2025 года НБ приостановил лицензию 73-х пунктов. В течение всего 2024 года санкции коснулись 71-го, а в 2023 – 65-ти пунктов. Непосредственно за нарушение закона об отмывании денег и финансирование терроризма в 2022-2024 годы были оштрафованы 254 обменника на общую сумму 2 248 100 лари или около 800 тысяч долларов. При этом ООО «Фини», принадлежащее Кахе Которашвили, Нацбанк ни за какие нарушения ни разу не штрафовал.
Борьба с коррупцией vs разборки: что стоит за задержаниями в Минобороны Грузии
Клановые разборки
Среди тех, кого могут обвинить в «крышевании» обменника или, по крайней мере, в связях с поставленным на поток отмыванием иностранной валюты, СМИ называют экс-главу МВД Вахтанга Гомелаури, бывшего руководителя СГБ Григола Лилуашвили и даже в прошлом дважды премьер-министра Ираклия Гарибашвили.
Примечательно, что годы, когда, по версии следствия, действовала преступная схема, совпадают по времени с периодом правления Гарибашвили и его команды. В экспертном сообществе считают, что кейс об отмывании денег может быть сигналом экс-премьеру – круг вокруг него сужается. А тот факт, что в цепочке по легализации денег прокуратура видит и роль таможенной/пограничной службы, которая подчиняется МВД, может говорить о прицеле на бывшего министра внутренних дел Гомелаури.
Отставка последнего в мае 2025 года рассматривалась экспертами как часть процесса по усилению клана нынешнего премьер-министра Ираклия Кобахидзе. И хотя в тот момент премьер поблагодарил Гомелаури за «предотвращение четырех попыток революции» и назвал его «достойным человеком», буквально через три месяца, нахваливая нового главу МВД Геку Геладзе, намекнул, что за короткий срок тому удалось выправить едва ли не запущенную криминогенную ситуацию в стране.
Не так давно по обвинению в коррупции был арестован еще один министр из окружения Гарибашвили – экс-глава Минобороны Джуаншер Бурчуладзе, что также было воспринято многими как кампания против бывшего премьера.
Еще одним тревожным звонком для клана Ираклия Гарибашвили эксперты называли темную историю с предполагаемой попыткой суицида экс-главы правительства Аджарской автономии Торнике Рижвадзе. Пресса писала, что инцидент с выстрелом в грудь связан с некими финансовыми разборками внутри партии власти. Показательным было то, что, несмотря на преданность Рижвадзе «Грузинской мечте», первым и фактически единственным членом команды, навестившим раненого политика в клинике, стал именно Гарибашвили.
Оппозиционный политик Тина Хидашели тогда заявила: «Черные тучи давно над ним сгустились. <…> Центральная фигура, которая должна быть принесена в жертву, это Гарибашвили». А политолог Гия Нодия отмечал: в Грузии происходит перераспределение ресурсов – идет борьба за финансовые активы и передел сфер влияния.
Суицид или покушение: что известно о ранении Торнике Рижвадзе и его «предсмертной записке»
Нынешний кейс с отмыванием денег, по мнению некоторых экспертов и оппозиционных политиков, может быть связан с попыткой олигарха Бидзины Иванишвили пополнить свои личные счета, опустевшие из-за западных санкций. Одним из разоблачителей схемы называют недавно арестованного лидера «Единого национального движения» Левана Хабеишвили. Еще до своего задержания он называл сумму в сотни миллионов долларов, которую якобы должны принести миллиардеру.
Член ЕНД Лаша Парулава заявил: «То, что говорил Хабе, теперь подтверждает и прокуратура самого Иванишвили! Олигарх поручил Кобахидзе и Мдинарадзе пополнить деньги, потерянные из-за санкций». Те, по его словам, взяли под прицел Гарибашвили, Лилуашвили и Гомелаури. «Внутри банды Иванишвили всегда были кланы, аресты членов этого клана начались несколько месяцев назад», — добавил Парулава.
«Охота» на окружение Гарибашвили особенно усилилась после того, как Службу госбезопасности Грузии возглавил Мамука Мдинарадзе – член команды Кобахидзе и его ставленник. Сам премьер, похвалив Мдинарадзе за раскрытие схемы с отмыванием денег, заявил: всего спустя две недели после прихода в СГБ тот «представил очень важное расследование».
При этом слухи о том, что этот кейс связан с Гарибашвили и теперь выросли риски, что он может быть арестован, Кобахидзе назвал «спекуляциями». Хотя критические СМИ давно пишут о глубоком кризисе в отношениях между двумя Ираклиями.
Еще в апреле 2025 года, когда Гарибашвили покидал ряды «Грузинской мечты» и в целом большую политику, ходили слухи, что ему будет непросто уйти от негласных обязательств перед олигархом Иванишвили и придется безоговорочно уступить влияние Кобахидзе. СМИ как-то даже сообщали, что вследствие внутрипартийного конфликта экс-премьер попал в больницу, а его паспорт был изъят, чтобы политик якобы не смог покинуть Грузию.
Бесо Донадзе из коалиции «За перемены», однако, считает, что истинная проблема – не в новых и старых лидерах «Мечты», а в системной схеме, в которую вовлечены высокопоставленные лица: «То, что Кобахидзе и Мдинарадзе хотят переложить вину на людей, которых выгнали из «Грузинской мечты», не получится, поскольку сами Кобахидзе и Мдинарадзе также были тогда во власти».
Пока члены «Мечты» не делают внятных заявлений относительно того, кто мог стоять за масштабной схемой по отмыванию денег, но журналисты увидели намек на возможный ход событий в словах члена партии Тенгиза Шарманашвили: «Какого бы уровня ни были люди, замешанные в этом деле, никто не будет их прикрывать».
«Верный солдат» или дезертир: почему Ираклий Гарибашвили покинул «Мечту»
Война в Украине, обход санкций, коррупция
Политолог Гия Хухашвили предполагает, что масштабная финансовая махинация может быть связана и с войной в Украине. По его словам, указанные СГБ даты действия схемы совпадают с началом агрессии Кремля: именно тогда в Грузию хлынули потоки российских денег, в том числе «черным налом», что соотносится с масштабами обнаруженных «отмытых финансов». Эксперт считает, что именно эти средства могли составлять основу схемы.
«Из России начали поступать очень большие потоки денег, чтобы через Грузию как-то сохранить свои активы. Что-то пошло легально, но основная часть все-таки пошла черным налом… Думаю, это российские деньги, в том числе «кассы» ФСБ и других структур».
Хухашвили скептически смотрит на версию о том, будто сотни миллионов долларов прошли лишь через обменный пункт. «Такая масштабная операция не могла обойтись без участия Национального банка, коммерческих банков, таможни, пограничных служб… Без политического прикрытия на самом верху такую операцию провести невозможно».
Аналитик считает, что задержание одного человека – лишь поиск «козла отпущения»: «На самом деле это преступление, которое ведет на самые верхи управления в Грузии». Гия Хухашвили убежден, что дело тесно связано с процессами внутри правящей партии, где идет конкуренция между разными группами за доступ к ресурсам и политическому влиянию.
Лидер партии «Федералисты» и бывший глава Совета безопасности Грузии Гига Бокерия также считает неслучайными «продолжающиеся задержания бывших высокопоставленных лиц режима Бидзины Иванишвили»:
«Им предъявлены тяжелейшие обвинения – в системной коррупции на высоком уровне. Правительственная пропаганда говорит нам, что это борьба с коррупцией, но это ложь. Это указывает на глубокий кризис внутри режима и подтверждает, что коррупция – образ жизни этой власти. А задержания и преследование происходят только после того, как тот или иной человек, клан или фракция теряют благосклонность Иванишвили и должность, а не до того».
Георгий Сиоридзе из партии «Лело – Сильная Грузия» сделал похожее заявление: «Это только пропаганда властей, будто они борются с коррупцией. Это их внутриклановое противостояние, которое следует за Иванишвили из России 1990-х. Это его мафиозное клановое наследие».
Член ЕНД Георгий Ботковели также считает происходящее противостоянием между кланами. Причем не только политическим, но и финансовым: «Представители режима постоянно соревновались в том, кто больше украдет».
Политолог Гия Хухашвили описывает сегодняшнюю ситуацию в Грузии как «борьбу за наследство Иванишвили». Но речь не о самом олигархе, а о том, кто унаследует его политический капитал и станет главным координатором власти. «Клан Кобахидзе, по моему мнению, пытается выжечь землю вокруг него [Бидзины Иванишвили] и стать единоличным наследником».
Аналитик не исключает, что нынешние шаги – это попытка лишить самого Иванишвили альтернативных центров влияния внутри партии. В этой логике удары по «клану Гарибашвили» и другим бывшим ключевым фигурам превращаются в часть сценария, при котором у олигарха остается только один инструмент – команда Кобахидзе.
При этом Хухашвили не берется делать прогнозы: «Вся страна сейчас сидит на мине замедленного действия. Столько субъективных факторов возникает, что сказать, чем все закончится, никто не может».
Гексоген на двоих: как Москва и Тбилиси делят версию об «украинском теракте»