Site icon SOVA

Отмена безвиза в три этапа: что может ждать Грузию

wide angle shot of an airport sign welcoming peopl 2025 02 02 13 41 21 utc политика featured, безвизовый режим, Грузия-ЕС

A wide angle shot of an airport sign welcoming people arriving from the European Union

В чем заключаются ключевые изменения ЕС

Обновленные правила механизма приостановки действия безвизового режима делают процедуру жестче и гибче одновременно – Брюссель получает больше оснований для отмены безвиза и в то же время на несоответствие стран установленным критериям.

Если раньше безвизовый режим могли приостановить в основном из-за миграционных проблем (массовое превышение сроков пребывания или необоснованные прошения об убежище), то теперь список причин расширяется:

Назад в прошлое: зачем пропаганда вернула в повестку экс-министра обороны Саакашвили

Что из этого может затронуть Грузию

Безвизовый режим с Евросоюзом Грузия получила в 2017 году. Это был ключевой элемент на пути евроинтеграции и награда за успешное проведение либеральных реформ. Однако в 2024 году ситуация кардинально изменилась – после принятия правительством ряда спорных законов, противоречащих демократическим ценностям. Теперь в отчетах ЕС говорилось об отсутствии прогресса в отношении реформ.

Отдельным пунктом в Брюсселе выделяли установление безвизового режима между Грузией и Китаем, что в нынешней ситуации подпадает под положение о несогласованной визовой политике. Общему подходу может противоречить и безвиз с Россией – сегодня это воспринимается Евросоюзом как прямая угроза.

Грузия также подпадает и под пункт об откате демократии. Ключевым тревожным сигналом для Брюсселя стал закон «О прозрачности иностранного влияния». Правовой акт, больше известный как «российский» закон об иноагентах, обязывает НПО и СМИ с зарубежным финансированием регистрироваться в качестве «организаций, служащих интересам иностранной державы». Впоследствии «Грузинская мечта» утвердила новые законопроекты, рассматриваемые оппонентами как репрессивные и направленные на подавление гражданского общества и независимых СМИ.

Риторику властей дополнили и другие инициативы: дискриминационный пакет «О семейных ценностях», ограничивающий права ЛГБТ-сообщества, а также ужесточение законодательства о собраниях и госслужбе. Кульминацией этого курса стал законодательный пакет, позволяющий Конституционному суду запрещать оппозиционные партии.

Евросоюз уже не раз призывал Грузию отказаться от репрессивных законов и вернуться к демократическим реформам. Однако власти продолжают идти на обострение, и этот конфликт делает «демократический откат» главной и наиболее вероятной причиной для отмены безвиза в будущем.

Есть и риски приостановки режима свободного передвижения на основе нарушений прав человека и международного права. Власти методично ограничили пространство для протеста. С конца 2024 года были приняты поправки, запрещающие использование на демонстрациях защитных масок, фейерверков и лазеров. Другие законодательные изменения существенно увеличили штрафы и сроки административных арестов за участие в акциях. Теперь, после столкновений 4 октября у резиденции президента, «Грузинская мечта», возможно, готовит новые ограничения на протесты.

Критическую ситуацию с правами человека усугубляет рост числа политических узников. Бывший сотрудник Аппарата Народного защитника Георгий Бурджанадзе в сентябре говорил о 70 политзаключенных в стране. После событий 4 октября их число продолжает расти.

Как работает процедура отмены безвизового режима

Если Еврокомиссия или большинство стран-членов ЕС признают нарушения в Грузии, механизм может быть запущен в трех форматах.

На первом этапе Брюссель вводит временную приостановку безвиза на 12 месяцев, параллельно начиная «усиленный диалог» с властями страны для устранения проблем. Если за год ситуация не улучшится, следует вторая фаза – продление ограничений еще на 24 месяца. В крайнем случае, когда диалог заходит в тупик, ЕС может инициировать процесс полного перевода страны в визовый список.

Особенность нового механизма – принцип «золотой пули», позволяющий вводить точечные санкции. В случае с Грузией это может означать приостановку безвиза не для всех граждан, а для конкретных категорий – чиновников, депутатов, силовиков и других лиц, ответственных за репрессивную политику.

Для экстренных случаев, таких как массовые нарушения прав человека или резкий рост нелегальной миграции, предусмотрена ускоренная процедура. Это особенно актуально в контексте последних событий в Грузии, где применение насилия к протестующим и рост числа политзаключенных могут быть расценены как чрезвычайная ситуация.

Под запретом «Мечты»: что будет с протестом и оппозицией в Грузии

Что говорят власти Грузии

Глава МИД Грузии Мака Бочоришвили в вопросе возможной отмены безвизового режима с ЕС демонстрирует спокойствие. По ее словам, никаких реальных предпосылок для этого нет:

«В плане безвизового режима ничего не нужно спасать, если к Грузии будет справедливое отношение. Грузия всегда добросовестно выполняла свои обязательства в отношениях с Европейским союзом, включая Соглашение об ассоциации. Нет никакого основания для обсуждения этого вопроса вообще».

Переизбранный на третий срок мэр Тбилиси Каха Каладзе вовсе заявил, что его вообще не волнует мнение Брюсселя:

«Евросоюз вообще не интересен мне, для меня самое важное – это его величество народ Грузии».

Наконец, премьер-министр Ираклий Кобахидзе назвал критику ЕС «позорной ложью», добавив, что заявления, «которые мы слышим от европейской бюрократии, являются продолжением пропаганды в стиле Геббельса»:

«Европа – не панацея! Европа – это еще и господин Геббельс, работавший в самом могущественном государстве Европы в 1940-х годах. Пропаганда в стиле Геббельса не может вернуться в Европу спустя 80 лет».

Когда новый механизм заработает

По мнению некоторых наблюдателей, резкая риторика «Грузинской мечты» в лучшем случае направлена на то, чтобы подготовить граждан к возможной отмене безвиза с ЕС. В худшем – это именно то, чего добивается сама правящая партия. Политическая сила, которую все чаще обвиняют в развороте в сторону России, может целенаправленно подрывать каналы с Европой.

ЕС, между тем, находится на завершающем этапе принятия новых правил. После утверждения Европарламентом 7 октября документ ожидает финального одобрения Советом Евросоюза, запланированного на 17 ноября. Ожидается, что новые правила начнут действовать уже в декабре этого года.

Согласно процедуре, для введения временных ограничений против третьих стран больше не потребуется единогласного решения всех 27 государств-членов ЕС. Это особенно важно в контексте Грузии, поскольку ранее такие страны, как Венгрия и Словакия, блокировали санкции против грузинских чиновников.

Протест, штурм, зачистка: что надо знать о неслучившейся «революции» в Тбилиси

Exit mobile version