20 октября в центре Тбилиси, в здании бывшего кинотеатра «Руставели», открылся первый грузинский офис компании Eagle Hills – девелопера из Объединенных Арабских Эмиратов, известного крупными урбанистическими проектами в Абу-Даби, Белграде и Каире.
Презентация офиса продаж стала официальным началом реализации двух масштабных строительных проектов, о которых грузинское правительство объявило еще летом. Речь идет о создании нового жилого и коммерческого района Tbilisi Waterfront в Крцаниси и прибрежного курорта Gonio Yachts and Marina под Батуми. Оба проекта заявлены как совместная инициатива грузинского правительства и компании из ОАЭ.
Премьер-министр Ираклий Кобахидзе, присутствовавший на церемонии открытия, заявил, что сотрудничество с Eagle Hills «позволит создать современные городские экосистемы», и подчеркнул, что проект «станет важной частью новой экономической стратегии Грузии».
Все началось еще в начале 2025 года. После решения правительства приостановить процесс евроинтеграции и череды антиевропейских заявлений премьер Кобахидзе и члены его кабинета совершили серию дипломатических турне по странам Азии и Персидского залива, в каждой из которых обсуждались вопросы инвестиции в Грузию и развитие транспортных маршрутов через страну. Ключевое значение имела поездка в Эмираты – второй зарубежный визит Кобахидзе после Баку в этом году.
Совместно с первым вице-премьером, министром экономики, министром иностранных дел, мэром Тбилиси и главой правительства Аджарии (ныне уже бывшим), Кобахидзе встретился с представителями правительства ОАЭ и договорился о беспрецедентных инвестициях в Грузию – 6 млрд долларов. Встреча происходила на фоне заседания Совета глав МИД Евросоюза, по итогам которого было принято решение о приостановке безвизового режима для обладателей грузинских дипломатических и служебных паспортов.
Дипломатия с обратным эффектом: риторика «Грузинской мечты» и визовые санкции ЕС
Инвестиционная привлекательность
По данным Департамента статистики (GeoStat), прямые иностранные инвестиции в Грузию в 2024 году составили около 1,333 млрд долларов, что на ~29,9% меньше, чем в предыдущем году. Ранее в комментарии изданию SOVA экономист и профессор Кавказского университета Вахтанг Парцвания отмечал, что снижение инвестиций шло не только по линии ЕС, но и по другим странам: Азербайджан (-22%), Китай (-70%), Иран (-74%), Россия (-77%), ОАЭ (-78%).
«Таким образом, Грузия оказывается в стратегическом вакууме: западные инвестиции уходят, США и ЕС ослабляют поддержку, а Китай и восточные страны при этом не готовы вкладываться в развитие страны. Это делает экономическое будущее Грузии неопределенным», – говорил Парцвания.
Согласно докладу Европейской комиссии, в мае 2025 года в Грузии значительно снизился уровень деловой уверенности. В отчете это напрямую связывается с политической нестабильностью в стране. Экономический рост теперь в основном обеспечивается внутренним спросом и государственными расходами, тогда как вклад экспорта остается отрицательным. Это означает, что экономика все меньше зависит от внешнего капитала и торговли, что ограничивает приток инвестиций.
Кроме того, в документе отмечается быстрый рост заработных плат при относительно низкой производительности труда. Такая ситуация повышает издержки для бизнеса и ослабляет конкурентоспособность страны. В результате экономика опирается на потребление и краткосрочные стимулы, но не создает устойчивых условий для долгосрочных инвестиций.
Власти Грузии, напротив, связывают приход ближневосточного капитала с «новым этапом экономического роста». Министр финансов Лаша Хуцишвили заявил, что решение инвестора из ОАЭ вложить в страну 6 млрд долларов «не только не препятствует, а наоборот, значительно стимулирует и упрощает приход других западных инвестиций». По его словам, соглашение с компанией Eagle Hills создает дополнительные возможности для развития энергетики и логистики, «которые важны не только для Грузии, но и для региона и Евросоюза».
Встреча с Иванишвили
Незадолго до появления офиса Eagle Hills в Тбилиси в Грузии с визитом побывал президент Объединенных Арабских Эмиратов шейх Мухаммед бен Заида Аль Нахайян. 19 сентября глава ОАЭ в очередной раз встретила внушительная делегация представителей правящей партии, вместе с премьер-министром Ираклием Кобахидзе и самим основателем «Грузинской мечты» Бидзиной Иванишвили. Согласно пресс-релизу партии, на встрече с Иванишвили обсуждались запланированные арабской стороной инвестиции объемом около 6 млрд долларов.
«Экономические связи между Грузией и Объединенными Арабскими Эмиратами становятся ещё крепче, что в будущем будет выгодно обеим странам. Инвестиции, которые вы вкладываете в Грузию, еще больше сблизят Грузию и Объединенные Арабские Эмираты», – заявил Иванишвили, обращаясь к гостю.
Премьер Кобахидзе тогда сказал, что в Тбилиси происходит «историческое событие», а визит президента ОАЭ – это «подтверждение доверия к политическому курсу правительства». Отдельно премьер подчеркнул, что именно Иванишвили – «первое официальное лицо в партии». В настоящее время олигарх является лишь «почетным председателем» основанной им «Грузинской мечты» и не занимает формальных должностей в правительстве.
«Учитывая, что Объединенные Арабские Эмираты уделяют очень большое внимание формальностям, меня не удивляет появление Бидзины Иванишвили в этом контексте. По моему глубокому убеждению, это было бы совершенно четкой просьбой со стороны гостей о том, чтобы их официально и публично встретили с лицом, принимающим решения в Грузии. Было совершенно четко заявлено, что лицо, принимающее решения, – это Иванишвили, а кабинет министров – не более чем формальный статус», — заявил тогда Кобахидзе.
Финансист и член движения «Единство» Николоз Шургая, выступая на акции у парламента Грузии, раскритиковал проект Eagle Hills Georgia. Шургая напомнил, что здание бывшего кинотеатра «Руставели», где открыт офис компании, является частью культурного наследия Тбилиси. Он также выразил сомнение в реальной экономической логике проекта, отметив, что при заявленных объемах – миллион квадратных метров коммерческой застройки на сумму 6 млрд долларов – стоимость одного квадратного метра выходит около 6 000 долларов. «Чтобы это окупилось, продавать придется минимум за 10 миллиардов», – подчеркнул он.
Финансист также заявил, что визит президента ОАЭ сопровождался демонстративной лояльностью со стороны руководства Грузии. По его словам, премьер-министр Ираклий Кобахидзе «выглядел не как глава правительства, а как слуга Иванишвили и эмиратского лидера», а сама церемония «больше напоминала подчиненность, чем уважение к гостю».
«Когда Нахайян приехал, посмотрите, как согнулся пополам перед ним Бидзина Иванишвили. У [министра экономики] Мариам Квривишвили от улыбок мышцы свело – настолько она улыбалась. А Ираклий Кобахидзе был не премьер-министром, а слугой Иванишвили, а потом и Нахайяна. Это не было проявлением уважения к гостю, это было пресмыкательство у его ног».