Этот материал является частью партнерства с изданием OC Media. Оригинал на английском языке вы можете прочитать здесь.
8 ноября в Абхазии пройдут муниципальные выборы на различные местные должности в селах, городах и районах по всему региону. Всего будет заполнено 179 должностей.
Две партии выдвинули своих кандидатов — «Амцахара» и «Единая Абхазия», но большинство других участников выборов являются самовыдвиженцами. Обе партии номинально поддерживают президента Бадру Гунба, который якобы является независимым и не связанным с какой-либо политической партией. Согласно абхазскому законодательству, исполнительная власть не может участвовать в предвыборной кампании на муниципальных выборах.
Любой житель Абхазии старше 25 лет, не имеющий судимости, может баллотироваться — высшее образование и знание абхазского языка не требуются.
Некоторые другие кандидаты активно поддерживаются НПО «Команда Абхазия», организованной Георгием Габуния, победителем конкурса «Команда Абхазия». Конкурс был организован для абхазских чиновников сразу после президентских выборов в феврале 2025 года, на которых победил Гунба.
Конкурс был инициирован и профинансирован администрацией президента России и ее первым заместителем Сергеем Кириенко, который стал представителем Кремля в Абхазии.
Баннеры с рекламой «Команды Абхазия» можно увидеть на центральных автомагистралях по всей Абхазии и в социальных сетях. Многие кандидаты в местные советы заявляют в своих предвыборных листовках, что они являются представителями «Команды Абхазия», но когда OC Media поговорило с некоторыми из них лично, им часто было трудно объяснить, что на самом деле означает принадлежность к этой команде.
В ходе дебатов, транслировавшихся по телеканалу «Абаза», кандидат Инал Тушба заявил, что участие «Команды Абхазия» в выборах является формой давления на избирателей, поскольку очевидно, что «Команда Абхазия» связана с администрацией Гунбы, которая официально не может участвовать в предвыборной кампании.
Кандидат Нодар Шуа также высказался, назвав предстоящие муниципальные выборы соревнованием по демонстрации лояльности Гунбе и его команде. «Когда выборы становятся соревнованием по лояльности, страдает не оппозиция, а страна», — сказал Шуа, добавив, что «честные выборы — это не просто формальность, это кислород государства, без которого все остальное теряет смысл».
«Без них нет доверия, нет развития, нет будущего», – сказал Шуа.
Другой неназванный кандидат рассказал, что команда «Абхазия» обратилась к нему с предложением помочь в его предвыборной кампании, если он согласится присоединиться к команде. Он отказался, сказав, что не хочет быть им обязанным, если победит.
«Мне пообещали напечатать брошюры и обеспечить положительное освещение в СМИ, но я не пошел на эту сделку. Потому что я уверен, что это может мне навредить. Я хочу, чтобы меня считали кандидатом от народа, а не от какой-то неизвестной команды», — сказал кандидат.
Публично оппозиция не поддерживает ни одного из кандидатов в местные органы власти. Но за кулисами связи с некоторыми из них очевидны.
Оппозиционный депутат Кан Кварчия, глава общественной организации «Айдгылара», лишенный в январе российского гражданства, связан с некоторыми из кандидатов. Однако эти связи не освещаются в СМИ, вероятно, чтобы избежать атак со стороны властей на кандидатов, связанных с оппозицией.
В то же время власти также публично дистанцируются от кандидатов, а тема выборов, как правило, избегается во время официальных мероприятий и в публикациях государственных СМИ. Тем не менее, проправительственные Telegram-каналы, такие как «Абхазский вестник», продолжают активно агитировать за кандидатов от «Команды Абхазии».
Помимо явно политической агитации, сами кандидаты взялись за, по-видимому, неотложные общественные работы в своих округах — ремонт уличного освещения, дорожного покрытия, установку детских площадок и другие ремонтные работы.
Эта бурная деятельность вызвала реакцию избирательной комиссии, которая выпустила официальное предупреждение кандидатам о том, что использование общественных ремонтных проектов может быть истолковано как незаконная агитация или подкуп избирателей и что это должно быть немедленно прекращено.
Несмотря на транзакционный характер внезапных общественных работ, некоторые избиратели заявили, что они рады, что хотя бы что-то делается.
«Мы каждый раз ждем выборов, чтобы решить некоторые из наших повседневных проблем. На последних парламентских выборах наш кандидат установил здесь новый трансформатор, во время президентских выборов залили бетоном двор, а теперь ставят детскую площадку. Пусть кандидаты делают что-то сейчас, а потом они займут свои посты, и от них ничего не получишь. У них у всех одно лицо, и они все наши», — сказал OC Media житель Сухуми (Сухума).
OC Media: Для удобства чтения мы решили не использовать такие определения, как «де-факто», «непризнанный» или «частично признанный», когда речь идет об учреждениях или политических позициях в Абхазии, Нагорном Карабахе и Южной Осетии. Это не означает, что мы занимаем какую-либо позицию по поводу их статуса.















