![]()
6 ноября прокуратура выдвинула обвинения против восьми политиков – экс-президента Михаила Саакашвили, лидеров партии «Ахали» Ники Мелия и Ники Гварамия, главы «Стратегии Агмашенебели» Георгия Вашадзе, основателя «Гирчи – Больше свободы» Зураба Джапаридзе, лидера «Дроа!» Элене Хоштария, а также банкиров и по совместительству создателей партии «Лело – Сильная Грузия» Мамуки Хазарадзе и Бадри Джапаридзе. Всем им вменяют в вину «преступления, совершенные против государства».
По версии следствия, оппозиционеры замышляли саботаж, сотрудничали с иностранными структурами и подстрекали к беспорядкам после парламентских выборов 26 октября 2024 года. Также утверждается, что фигуранты дела пытались спровоцировать международные санкции и финансировали «агрессивные группировки» во время протестов, начавшихся 28 ноября 2024 года – после объявления правительством отказа от евроинтеграции.
По словам главного прокурора Георгия Гваракидзе, расследование, проведенное совместно прокуратурой, Службой госбезопасности и МВД, касается:
- саботажа;
- содействия иностранному государству во враждебной деятельности;
- финансирования деятельности, направленной против конституционного строя Грузии и соображений национальной безопасности;
- призывов к изменению конституционного строя Грузии путем насилия или свержения государственной власти.
Михаилу Саакашвили предъявлено обвинение по статье 317 УК – по факту призывов к насильственному изменению конституционного строя или свержению власти;
Зурабу Джапаридзе и Георгию Вашадзе – по статьям 318 и 319 за саботаж и содействие иностранным государствам во враждебной деятельности;
Элене Хоштария – по статьям 318 и 319 и первой части статьи 321 – по факту диверсии, предоставления материальных ресурсов для этого преступления и содействия иностранному государству во враждебной деятельности;
Нике Гварамия, Нике Мелия, Мамуке Хазарадзе и Бадри Джапаридзе – по статье 318 по факту диверсии.
Оппозиционерам грозит от 3 до 15 лет тюрьмы.
![]()
Заявления «Грузинской мечты»
Шалва Папуашвили, спикер парламента Грузии:
«Я не могу давать правовую оценку – это предмет обсуждения прокуратуры и суда. То, что мы услышали на брифинге генерального прокурора, мы видели собственными глазами. Разве мы не видели, как они составляли «черные списки» граждан Грузии, чтобы Грузия стала объектом внешнего нападения? Разве мы не видели, как они ездили по зарубежным странам с папками и досье для того, чтобы передать «черные списки» иностранным государствам, и чтобы Грузия стала объектом нападения?
Мы неоднократно давали этому политическую оценку. Что касается правовой оценки, то в отношении тех людей, где доказательства преступления соответствуют стандарту, прокуратура предъявила обвинения. Посмотрим, насколько этого будет достаточно для судебного приговора. Процесс прозрачен, и если у кого-то есть сомнения, пусть обратится в Страсбургский суд».
Михаил Кавелашвили, президент Грузии:
«Сегодня против них [«Единое национальное движение»] уже ведется правовой процесс, и в Конституционный суд внесен вопрос, связанный с запретом этой партии, на основе фактов. Это та же сила, которая совершала преступления, «рэкетировала» бизнес, лишала людей жизни, многих людей прямо расстреляли на улице, отбирали бизнес, силой врывались в телевизионные компании – все эти факты есть. <…>
Вся эта его [Михаила Саакашвили] каста имеет одни и те же взгляды и отношение. Они – фашисты в прямом смысле этого слова».
Каха Каладзе, мэр Тбилиси и генсек «Грузинской мечты»:
«Когда ты осуществляешь политическую деятельность и представляешь свою страну, в первую очередь, ты должен защищать интересы своего народа и страны. Но мы можем привести конкретные примеры, когда учитывались интересы различных стран, при этом интересы нашей страны попирались.
При чем тут сведение счетов с оппозицией? В парламенте была создана комиссия, были определены конкретные политические партии, которые выполняют задания других стран, им совершенно не интересна родина и будущее этой страны. <…> Таким агентам и людям без родины нет и не будет места в грузинской политике в будущем».
Ираклий Заркуа, депутат от «Грузинской мечты»:
«Вы свидетели того, как на протяжении многих лет происходило очернение грузинского государства. Разве вы не помните, как Хоштария, Деканоидзе, Самадашвили, Хазарадзе и эти безродные бегали и говорили: «Вот, в порт зашел корабль, который находится под санкциями», и выдвигали ложное обвинение? Когда мы приезжали на место, оказывалось, что это был корабль под другим флагом, который не был санкционирован. Кто-нибудь из них извинился по этому поводу? Нет!
Посмотрите, как происходил шантаж государственных институтов. Был призыв не подчиняться грузинскому законодательству, призыв к свержению конституционного строя. Свержение правительства – это тяжкое обвинение. Соответственно, прокуратура собрала все эти заявления».
Нино Цилосани, депутат от «Грузинской мечты»:
«Мы годами видим действия этих людей, смотрим на призывы, и то обвинение, о котором говорил главный прокурор, – это факты, которые мы видели публично. В их числе были их же призывы к атаке на государственные институты, нападению, государственному перевороту. Все это сработает против них самих, и в соответствии с этим предъявленным обвинением, я надеюсь, что соответствующие ведомства подтвердят и докажут многочисленные преступления, совершенные ими у нас на глазах и имеющиеся у нас».
Ираклий Кадагишвили, депутат от «Грузинской мечты»:
«В том, что сказал прокурор, нет ничего нового, потому что мы наблюдали за этим в прямом эфире. Они говорили, что Грузия – это лазейка для поставок российского оружия, что должно быть незаконное изменение конституционного строя и так далее. Я не могу прогнозировать или комментировать прерогативу следствия и, тем более, решение суда. Но все, что сказал прокурор, происходило в прямом эфире».
Зураб Чиквиладзе, член Сакребуло (городского собрания) Тбилиси от «Грузинской мечты»:
«То, что стало известно вчера, действительно можно считать нашей общей трагедией. Синдикат предателей такого масштаба, с налаженными «сетевыми» связями с иностранными врагами, направленный против государства Грузия, действительно невообразим!!!
Эти последователи большевика Серго Орджоникидзе, плюнувшие на Грузию, посягнули на суверенитет страны… А этого в современной Грузии никто никому не простит!
Разумеется, расследование должно быть завершено, и, учитывая презумпцию невиновности, мы включим «секундомер» ожидания».
![]()
Реакция фигурантов дела
Михаил Саакашвили, третий президент Грузии:
«Необходимость единства оппозиции вновь стала очевидной.
1) Нам нужно перестать ездить за границу поодиночке, это не кастинг, а вопрос спасения страны, мы должны идти все вместе и выступать единым фронтом. Поодиночке мы оставим плохое впечатление у наших европейских и американских друзей.
2) Нам нужно перестать мешать друг другу на грузинских оппозиционных каналах. Некоторые оппозиционные группы используют деньги, чтобы максимально себя зарекомендовать и мешать другим. Это вредит общему делу.
3) Нам нужно забыть все старые обиды, кто, когда, в каком положении был, и пусть все нацеливаются на Иванишвили».
Мамука Хазарадзе, «Лело – Сильная Грузия»:
«Как бы вы ни старались, в Грузии вам не удастся отнять свободу слова, убить политический процесс, хотя вы очень стремитесь к этому. Вы также не сможете отнять демократию у грузинского народа. Борьба с нашей стороны будет продолжаться в рамках всех законных границ. Несмотря на то, что у нас нет ни суда, ни правосудия, мы продолжим эту борьбу и не дадим такому абсурду шанса ослепить людей. <…>
Это [уголовное дело] – попытка создать некий повод для запрета нашей партии. Это пиар-кампания, поскольку все, что здесь написано, – это ложь. Бидзина Иванишвили и «Грузинская мечта» не смогут остановить политику и правдивое слово в Грузии».
Элене Хоштария, «Дроа!»:
«Огромное спасибо прокуратуре за признание моей работы – у меня всегда были проблемы с пиаром. Да, я активно работала и буду продолжать работать над санкциями против «Русской мечты». Хотя вы допустили одну ошибку: это не только последний год. Я работаю против России с 2002 года. Да, я всегда была и буду очень активна в протестах. Пишите и читайте, русские – вам все равно не спастись. <…>
Тот бред, который мы услышали, я не приму за дело. Тем более, на фоне задержания стольких людей и загруженности адвокатов, я отказываюсь от того, чтобы кто-либо представлял мои интересы в суде.
Вчера, когда следователи пришли в тюрьму, пришел конвой, и я отказалась выходить. Потом они подошли к двери камеры, и я их прогнала. Они не послушались – я прогнала еще раз. Потом повернулась спиной и послала их к Путину».
Ника Гварамия, «Ахали»:
«Дорогие и гордые оппозиционные, прозападные партии! Ваше полное игнорирование палаческого бреда о запрете партий, а также смиренное и единственно рационально правильное отношение к протесту, не дали режиму возможности использовать вас как неподвижную мишень и путем пропагандистской эксплуатации вашего фактора уничтожить протест, «лидера» которого они до сих пор не могут найти (потому что его нет). И из-за этого, из-за патриотического упрямства и смелости протестующих, они до сих пор ничего не смогли сделать, хотя каждый день принимают новый репрессивный закон и отправляют в тюрьмы десятки людей разных поколений!».
Бадри Джапаридзе, «Лело – Сильная Грузия»:
«Я прочитал обвинение. Мы ознакомились с переданными материалами. Это полная ложь. У меня не было никакой связи с насильственной группой. Меня, человека, являющегося подписантом Акта о независимости» обвиняют? За людьми, которые заявляют, что я участвовал в саботаже, к сожалению, за ними стоят те, кто насильственно свергал нашу власть 6 января 1992 года. Это инспирированное ими политическое сведение счетов в отношении человека, который является подписантом Акта о независимости. Этот процесс инспирирован той же группой, которая участвовала в свержении демократически избранной власти».
![]()
Реакция оппозиции
Совместное заявление партий «Ахали», «Гирчи – Больше свободы», «Дроа!», «Национально-демократической партии», «Европейской Грузии», «Площади Свободы» и «Федералистов»:
«Несмотря на все попытки, режиму не удалось сломить справедливый протест общества. Режим лишен народной, международной и моральной легитимности – поэтому он опирается исключительно на ложь и репрессии.
Между нами есть много различий, но всех нас объединяет одна задача: в результате мирной борьбы сменить режим коррумпированных преступников, грабящих народ; освободить несправедливо задержанных писателей, врачей, студентов, актеров и политиков; спасти независимость и государственность Грузии и вернуть нашей стране место в ее естественной исторической среде – евроатлантическом пространстве».
Саломе Зурабишвили, пятый президент Грузии:
«Террор в Грузии. Российская методичка в действии: новые обвинения, выдвинутые генеральным прокурором почти против всех лидеров оппозиции. Саботаж, заговор с целью свержения правительства, служение иностранным интересам… влечет за собой наказанием до 11 лет лишения свободы. «Грузинская мечта» отвечает на доклад ЕС таким образом: «Нам все равно».
Гия Барамидзе, «Единое национальное движение»:
«Все мы видим, что происходит в нашей стране в плане усиления политических репрессий, но не стоит упускать главного и задать себе вопрос: зачем Путин и его пятая колонна, банда предателей и преступников, все это делают? Зачем нужны политические репрессии, преследования партий, неправительственных организаций, простых патриотов, притеснения, «кадыровизация» политической системы, превращение в Беларусь?
Для этого Бидзина Иванишвили говорил, что ему нужна эта страна, как территория, его ООО? Это садится в план Путина от начала и до конца, чтобы в этой стране не осталось людей. Она должна быть очищена от грузинского духа».
Ника Парулава, коалиция «За перемены»:
«Все идет по закону жанра и по той логике, которую развивает «Грузинская мечта». По моему мнению, это происходит с 2012 года, но особенно в течение последних лет и месяцев. То, что наиболее кристаллизовалось после 28 ноября, – это полная изоляция страны за счет того, что граждане Грузии должны потерять все те блага, которые мы получаем от цивилизованного мира – будь то ЕС или США. «Грузинская мечта» сохраняет власть ценой потери всего этого. Благополучие одного рядового гражданина Грузии они меняют на тотальную власть одного человека. Меняют на то, чтобы в конечном итоге только им самим было хорошо. <…>
«Грузинская мечта» как внутри страны, так и за ее пределами стала прокаженной силой – это не шаг, сделанный сильным! Это [уголовные дела] не шаг силы, которая обладает легитимностью, доверием и сплоченностью команды».
Тазо Датунашвили, «Лело – Сильная Грузия»:
«Российский режим в Грузии пытается окончательно оформить диктатуру, устранить политиков с поля и полностью убить политический процесс! Мы видим абсурд прокуратуры – это сказки, каждое слово обвинения безосновательно, ложь и высосано из пальца. Это целенаправленное политическое преследование лидеров нашей партии.
Это преступление, которое репрессивный режим осуществляет против политических оппонентов! Цель Иванишвили – еще раз посадить в тюрьму Мамуку Хазарадзе и Бадри Джапаридзе и тем самым нейтрализовать нашу борьбу. «Русская мечта» Иванишвили не смогла уничтожить политический процесс ничем – вероятно, она не надеется и на тот абсурд, который называется запретом партий, поэтому решила посадить в тюрьму политику!».
Леван Цуцкиридзе, «Площадь свободы»:
«Обвинения, выдвинутые против политиков, показывают, что партия Иванишвили не способна решить фундаментальные проблемы. Они не смогли решить проблемы бедности, незащищенности, здравоохранения, справедливости, эмиграции. Зато сами чрезмерно обогатились за счет украденных у народа денег. Именно поэтому для сохранения власти им остался только путь репрессий и посева разногласий.
Тяжелые дни: сейчас в Грузии политических заключенных на душу населения больше, чем в России. Все это очень несправедливо. Что бы вы ни думали об этих людях, они повышали голос за то, во что верили».
Тина Бокучава, «Единое национальное движение»:
«Сегодня режим заявил, что критика режима, в том числе критика с иностранными партнерами, любая встреча, запланированный визит за границу и выражение мнения, а в действительности – защита национальных интересов нашей страны и граждан Грузии, является криминалом, преступлением и наказывается тюремным заключением со стороны российского оккупационного режима Иванишвили.
Это открытое подтверждение того, что Иванишвили намерен установить в стране диктатуру, где будут запрещены не только политические партии, но и будет запрещено любое выражение свободного мнения, где будут упразднены не только политические партии, но также будут упразднены образовательные учреждения, свободные СМИ, гражданский сектор и будет упразднена Грузия, как независимое, суверенное, свободное государство. Это то будущее, которое режим Иванишвили сулит нашей стране».
Георгий Сиорадзе, «Лело – Сильная Грузия»:
«Когда Советский Союз называли большой тюрьмой народов, в этом было много смысла, и можно провести параллель с сегодняшней Грузией. Иванишвили превратил Грузию в тюрьму для народа. «Грузинская мечта» решила заключить в тюрьму инакомыслие, неправительственный сектор, запретить политические партии и запретить политическую деятельность политикам. Идет разработка драконовского, жесточайшего, непропорционального, неконституционного законодательства. <…>
Бидзина Иванишвили боится грузинского народа и тех рисков, которые могут угрожать его имуществу».
![]()
Международная реакция
ALDE (европейский политический союз «Альянс либералов и демократов Европы»):
«Голоса оппозиции заглушены. Демократические лидеры преследуются за «преступления против государства». Грузия скатывается к полной автократии под руководством «Грузинской мечты», и мир не должен молчать.
Демократия подвергается полномасштабной атаке. Европейские либералы выражают непоколебимую солидарность со всеми, кто в Грузии борется за свободу, демократию и права человека».
Джо Уилсон, конгрессмен США:
«Даже по меркам «Грузинской мечты» новые политически мотивированные обвинения режима против лидеров оппозиции вызывают ужас. Это отвратительное поведение отражает тактику их покровителей в Москве и Пекине. Антиамериканский режим «Грузинской мечты» предает свой народ в пользу Москвы, Тегерана и Пекина.
Раса Юкнявичене, депутат Европарламента:
«Режим «Грузинской мечты» в полном отчаянии наносит удары. Те, кто сталкивается с этими сфабрикованными обвинениями, являются героями не только Грузии, но и всей Европы!».
Михаэль Галер, депутат Европарламента:
«Де-факто режим приостановил переговоры о вступлении в ЕС, наблюдается серьезный демократический откат, из девяти условий Еврокомиссии не выполнено ни одно, вместо прогресса – серьезный откат, политические фигуры находятся в тюрьме. Это напоминает мне темные дни конца Советского Союза. <…>
Эти ребята, которые находятся у власти, думают, что у них есть все, но это не так. В случае Грузии мы видим правящую партию – если это вообще партия – это скорее шоу одного человека, который через других ребят управляет всем из-за кулис. В посткоммунистических странах мы никогда не видели отката такого масштаба».
Вычеркнуть оппозицию: как «Грузинская мечта» запрещает конкурентов




