Site icon SOVA

Верховная рада отправила в отставку двух министров на фоне коррупционного скандала. Завершен ли на этом политический кризис?

916238e0 c559 11f0 a892 01d657345866.jpg Новости BBC Верховная рада

Верховная рада Украины проголосовала за отставку министра юстиции Германа Галущенко и министра энергетики Светлану Гринчук, оказавшихся в центре скандала после обнародования Национальным антикоррупционным бюро (НАБУ) материалов расследования о коррупции в компании «Энергоатом».

За увольнение Галущенко с поста главы Минюста Украины высказались 323 депутата Верховной рады, за отставку Гринчук — 315 депутатов.

Накануне голосование парламента не состоялось, потому что оппозиция блокировала трибуну Рады, требуя отставки всего кабинета министров.

После голосования в среду заседание парламента было закрыто. Как заявил спикер Рады Руслан Стефанчук, депутаты переходят «в режим консультаций по поводу сложившейся ситуации».

10 ноября НАБУ обнародовало материалы расследования о коррупционной схеме, касающейся работы компании «Энергоатом» — оператора всех украинских атомных электростанций, 100% акций которого принадлежит государству.

По версии ведомства, в масштабной схеме «откатов» были замешаны несколько бывших и действующих членов правительства Украины, а руководителем разоблаченной преступной организации, по утверждению НАБУ, выступал бизнесмен Тимур Миндич, хорошо знакомый с президентом Владимиром Зеленским.

По оценкам правоохранителей, объем неправомерной выгоды, полученной злоумышленниками, составил десятки миллионов долларов.

11 ноября НАБУ сообщило о задержании пяти фигурантов дела и предъявлении подозрений еще семи, включая Миндича и бывшего вице-премьера Алексея Чернышова. Однако Миндич незадолго до того, как к нему пришли с обыском, успел покинуть Украину.

12 ноября Зеленский заявил, что в связи с расследованием бывший министр энергетики (а затем министр юстиции) Герман Галущенко и его преемница на этом посту Светлана Гринчук должны уйти в отставку.

Ход за Зеленским

Принятые Радой отставки и поведение нардепов анализирует корреспондент Би-би-си в Киеве Святослав Хоменко:

Если просто прочесть сухие новости из украинского парламента за сегодня, можно было бы сложиться впечатление, что политический кризис, столь очевидный еще вчера, успешно преодолен. Трибуна Рады разблокирована, двое засветившихся в «пленках Миндича» министров отправлены в отставку, оба эти решения набрали конституционное большинство голосов.

На деле — и детали сегодняшнего заседания, и его температура, и послевкусие, оставшееся после того, как спикер объявил о его завершении — все указывает на то, что этот самый кризис только разгорается пуще прежнего, и завтра Владимир Зеленский вернется в страну и в политическую систему, которая будет довольно сильно отличаться от той, что он покинул буквально пару дней назад.

В той старой Украине увольнение (да и, будем говорить честно, назначение тоже) любого члена правительства проходило, очень грубо говоря, по отмашке из Офиса президента. Конечно, это абсолютно не соответствовало конституции Украины, парламентско-президентской республике, в которой глава государства по идее имеет очень ограниченное влияние на кадровый состав кабмина.

Но так уж сложилось еще до начала большой войны (а после полномасштабного вторжения эта ситуация только упрочилась), что главным центром власти в стране стал именно Офис президента. А депутаты от президентской партии «Слуга народа» и их попутчики воспринимали эту ситуацию как данность, и совершенно не протестовали, узнавая, чью кандидатуру им предстоит поддержать или низложить в этот раз, буквально за считанные минуты до голосования. И точно так же с пониманием относились к тому, что это президент нарезает членам правительства задачи, принимает у них отчеты, хвалит и критикует, хотя формально не имеет к работе министров прямого отношения.

Скандал с «пленками Миндича» изменил если не все, то очень многое. Он показал, что прежняя кадровая политика не просто далека от совершенства, она приводит на вершины государственной власти коррупционеров и мародеров. Что украинское общество уже не верит в рассказы о том, что все беды в стране — дело рук порочных предшественников.

Сегодня под куполом Рады много раз звучало слово «субъектность». Депутаты, казалось, с некоторым изумлением вспоминали о том, что в этой политической системе они обладают не только обязанностью подчиняться указаниям сверху, но и правом призвать этот верх к ответу.

Отказ Верховной Рады рассматривать вопрос об отставке министров юстиции и энергетики без личного присутствия главы правительства — это первый и очевидный признак того, что депутаты не согласны мириться со сложившейся системой взаимоотношений «Рада – правительство – Офис президента».

Да, Юлия Свириденко не пришла на вызов депутатов, сославшись на занятость и послав отдуваться перед Радой вице-премьера Тараса Качку. Но игнорирование главой правительства Рады в столь критичный момент скорее показало слабость премьера, не говоря уже о том, что в перспективе оно способно сильно испортить ее отношения с парламентом, почувствовавшим вкус крови.

Голосование депутатов за отставку двух министров в этом контексте явно не стоит рассматривать в качестве выхода из политического кризиса. Уволить их в нынешних обстоятельствах было делом чести Рады. Сегодняшний день показал, что депутаты, до сих пор пребывающие в шоке от услышанного на «пленках Миндича», требуют от Офиса президента пересмотра действующих правил игры.

В этом отношении очень важным является заявление, обнародованное сегодня в обед от имени парламентариев «Слуги народа» на фейсбук-страничке депутата от президентской партии Никиты Потураева. В нем неназванное количество подписантов не только выражали полную поддержку работе НАБУ и САП, но и говорили о необходимости формирования нового «правительства национальной стойкости — без партийных квот и кулуарных договоренностей», а также о том, что уже упомянутый треугольник «парламент – Кабмин – Офис президента» должен «вернуться в рамки конституции Украины».

Другими словами, заявляют некие члены партии Зеленского, единоличному правлению президента, реализуемого, как считают многие, посредством главы его Офиса, нужно положить конец.

Этот тезис перекликается со слухами о возможной отставке всесильного Андрея Ермака, которыми уже два дня полнится политический интернет. О которой, как об обязательном шаге на пути выхода из кризиса и обновления украинской системы власти, открыто говорят депутаты с трибуны парламента.

Во всей этой схеме есть одно большое неизвестное – что по поводу происходящего в стране думает сам Владимир Зеленский. Президент сейчас пребывает в затяжной заграничной поездке, в ходе которой о событиях в политической жизни Украины практически не упоминает.

Но уже завтра глава государства вернется в Киев, где, как сообщается, проведет встречу с депутатами фракции «Слуга народа», – и, следует понимать, именно там изложит свое видение «Миндичгейта» и его последствий: для себя, для своего окружения, для правительства и парламента, для Украины в целом. В конце концов, вероятно, именно там прозвучат «принципиальные и быстрые решения, необходимые государству», которые еще вчера анонсировал Зеленский.

До того — украинская политика взяла паузу. Спикер Верховной Рады Руслан Стефанчук закрыл сегодняшнее заседание парламента и объявил о его «переходе в режим консультаций по поводу сложившейся ситуации». Теперь ход за Зеленским.

Exit mobile version