Тернополь второй день в трауре. После российской атаки у некоторых жителей на улицах Стуса и 15 Апреля все еще остается надежда, что их родных найдут живыми под завалами многоэтажек, в которые попали ракеты.
Это перевод материала корреспондента Украинской службы Би-би-си. Оригинал на украинском языке можно прочитать здесь.
Такие счастливые случаи уже бывали, и спасатели продолжают поиски. На момент публикации остается неизвестной судьба 14 человек, сообщили украинские спасатели. Среди пропавших без вести — дети.
Уже известно о 27 погибших, среди них трое детей. 93 человека, включая 18 детей, получили ранения. 46 человек удалось спасти, сообщали в ГСЧС.
Разрушения настолько серьезные, а конструкции — настолько хрупкие, что местами приходится вести разбор завалов вручную.
Чтобы ускорить поиски, на месте работают более 230 спасателей из девяти регионов Украины.
За расчисткой завалов напряженно наблюдают местные жители.
Сегодня в этом городе, как и по всей Украине, впервые должны были праздновать новую дату Дня защиты детей. И «очень болезненно осознавать, — написал в телеграме глава Тернопольской областной военной администрации Вячеслав Негода, — что вместо веселья и детского смеха — плач и слезы».
На месте удара с вечера зажигают лампадки, приносят фотографии, цветы, игрушки, а в соцсетях вспоминают, кем были люди, чью жизнь оборвал российский обстрел.
Отец и 5-летний сын
Утро 19 ноября трагически изменило жизнь семьи Долиняк.
В результате обстрела погиб 39-летний отец семейства Виталий Долиняк вместе со своим 5-летним сыном Давидом.
Жена Виталия, Татьяна, а также их две старшие дочери, выжили и сейчас находятся в больнице, сообщила сестра Татьяны, Ирина Семчишин. Их квартира сгорела.
Виталий Долиняк был предпринимателем, основателем компании TurboWest. В фейсбуке можно найти множество публикаций с благодарностями в его адрес — это говорит о том, что он занимался и волонтерством для ВСУ.
Соцсети супружеской пары полны теплых семейных фотографий и видео. На одном из роликов, который выложила Татьяна, видно, как к ней бегут две девочки, а затем — маленький светловолосый мальчик.
«Я до сих пор не могу в это поверить. Не могу осознать масштаб боли, которая обрушилась на их семью», — написала в фейсбуке местная жительница Наталия Орыщак. По ее словам, сестрички Катя и Аня — ученицы ее киношколы.
«Две нежные принцессы, для которых отец был целой любящей вселенной, остались без папы», — написала она.
Ученики и выпускники одной школы
Многие дети из разрушенных домов в Тернополе учились в школе № 26 имени Дмитрия Заплитного. Школа стоит вплотную к этим домам.
Директор Галина Нирода рассказала Украинской службе Би-би-си, что в результате атаки в школе повреждены окна.
На своей странице в фейсбуке учебное заведение распространяет публикации со ссылками на сборы помощи пострадавшим и погибшим детям своей школы, а также их родственникам.
«Это те люди, о чьей судьбе мы знаем», — сказала директор Би-би-си.
Среди них — старшеклассница Анастасия, которая получила 20% ожогов тела, а ее мама Оксана Цяпало и дедушка Игорь Нескляк погибли.
Школьница и ее бабушка Татьяна сейчас находятся в реанимации.
«Не могу поверить, Оксана, что это ты. Покойся с миром вместе со своим папой», — написала знакомая женщины.
Погибший 17-летний студент Руслан Бобык тоже учился в этой школе, рассказала Галина Нирода.
О его смерти сообщил Тернопольский профессиональный колледж имени И. Пулюя.
«Он навсегда останется в памяти всех, кто его знал, спокойным, доброжелательным и искренним парнем», — написали в учебном заведении, опубликовав его черно-белую фотографию.
Его куратор Ирина Онищук рассказала местному изданию «20 хвилин», что по Руслану «плачет весь колледж».
Юноша любил автомобили, моторы — «технарь от и до», сказала Онищук. У него было много друзей, потому что он легко находил общий язык с людьми, был «инициативным, добрым, искренним, веселым, жизнерадостным».
«Он приходил каждое утро и всегда спрашивал, как дела. Это необыкновенно светлый ребенок. И я теперь не знаю, как принять то, что его больше нет», — сказала она.
Мама двоих детей, дочь заслуженной артистки
Ученицы 7-го и 10-го классов, Андриана и Ева, остались без мамы.
Сестрам «сделали операции, они в тяжелом состоянии», рассказала Украинской службе Би-би-си директор школы № 26 Галина Нирода.
Их мама, Елена Унольт, была парикмахером.
«Я знала Ленку много лет — чудесный парикмахер, светлый человек и любящая жена моего одноклассника Сашки», — написала в фейсбуке Полина Ярощук о погибшей.
Погибшая мать двух девочек — дочь заслуженной артистки эстрадного искусства Людмилы Червинской.
Известно, что Червинская тоже находилась в доме в момент взрыва.
В четверг вечером ее знакомая Оксана Чайковская сообщила в соцсетях, что после целого дня поисков артистку нашли в областной больнице «в очень тяжелом состоянии».
Сын учительницы, отец двух дочерей
«Сегодня наша школьная семья понесла невосполнимую утрату. В результате ракетного удара погиб сын учительницы нашей школы, Русланы Яремовны Байко — Юрий», — сообщили в тернопольской школе № 19.
На своей странице в соцсетях школа опубликовала фотографию мужчины, на которой также видны его жена и две маленькие темноволосые дочери в белых платьях с веночками.
«Это отец моих воспитанниц», — написала в фейсбуке сотрудница детского сада Оксана Кривокольская.
Он «был добрым сыном, заботливым отцом для своих дочерей и любящим мужем», — добавила она.
В результате российской атаки пострадала и учительница украинского языка и литературы из этой же школы — Ольга Дрозд, а также техническая сотрудница учебного заведения Светлана Куца.
Как рассказали в школе, Ольга Дрозд и ее муж не успели спуститься в укрытие и находились в квартире в момент удара. Сейчас их жилье полностью разрушено, но супруги выжили.
Квартира Светланы Куцы также разрушена, а сама женщина с травмами находится в больнице.
Поиски продолжаются
Число жертв в Тернополе может возрасти, и в то же время люди продолжают ждать чуда — что их близких найдут живыми.
Уже вторые сутки возле разрушенного дома напряженно ждет Игорь Черепанский. Его 86-летняя прабабушка жила на шестом этаже. Ее до сих пор не нашли.
Он говорит, что приехал на место еще до начала пожара — звонил бабушке, и вызов проходил.
«Сейчас вся эта сторона дома выглядит как полностью демонтированная, а я приехал с северной стороны. Визуально дом тогда казался целым. Ни пожара, ничего не было. Я думал, что бабушку спустили, но когда зашел сюда, понял, что ни квартиры, ни ее нет», — рассказал Черепанский в комментарии «Суспільному».
По его словам, он уже дважды ездил в морг для опознания, но ему показывали другую женщину — соседку его бабушки.

