Журналисты-расследователи НПО iFact опубликовали, материал, где пишут о том, что, когда в начале 2000-х годов в Грузии начали появляться НПО, на арене появились этнически русские мать и сын, граждане Грузии, которые умело использовали свое происхождение для получения выгоды от российского правительства.
В то же время финансирование демократии и прав человека также поступало из западных, европейских и американских фондов.
«Наше расследование показывает, что они не особо утруждали себя ни ради интересов российских, ни ради европейских ценностей. Как сказал нам один из их партнеров, для них главное — деньги, а не служение чьим-то интересам.
Мы читаем и анализируем файлы, просочившиеся из российского «Правфонда» в течение 8 месяцев. Материалы попали в руки нашей партнерской организации OCCRP и связанных с ней СМИ, и iFact было разрешено поработать над этим. Именно в этих тысячах писем и документов мы нашли информацию об Александре Беженцеве и его матери, Алле Беженцевой», — пишут расследователи.
Что такое ПРАВФОНД?
«Правфонд» — это так называемый «Фонд защиты и поддержки соотечественников» был создан в 2012 году указом тогдашнего президента РФ Дмитрия Медведева. Его учредители — МИД России и другие госучреждения.
Целью фонда является оказание юридической поддержки россиянам, проживающим за рубежом.
«По сути, это — геополитическое оружие Кремля, которое используется как инструмент «мягкой силы» в Европе, Грузии, Молдове, Украине и Центральной Азии. В состав правления Фонда входят высокопоставленные российские чиновники Сергей Лавров, Григорий Карасин и другие.
С 2023 года фонд находится под санкциями США и ЕС, поскольку он использует бюджет для финансирования интересов Кремля в разных странах. Журналистские расследования подтвердили, что «Правфонд» финансировал юридическую помощь связанным с Кремлем агентам, торговцам оружием и людьми, а также участникам террористических дел, включая расходы на защиту убийцы грузина Зелимхана Хангошвили», — пишут журналисты.
iFact: файлы «Правфонда»: кто финансируется из России? — Часть 2
У истоков «эры грантов» — кто такая Алла Беженцева
Алле Беженцевой 72 года. По профессии она инженер-конструктор, проработала в «Грузгипрогорстрое» (Проектный институт в Тбилиси советского периода) в течение 15 лет. После закрытия вуза стала безработной.
«Когда в 90-е годы все было разрушено, о каких проектных институтах шла речь? Я осталась без работы, и мне было очень тяжело… Я преклоняюсь перед памятью Игоря Семеновича Богомолова, который тогда создал первое общественное движение — «Русское культурно-просветительское общество» (РКПО) — и я вступила в этот союз», — сказала Беженцева в интервью «Эху Кавказа».
В этом движении она возглавляла отделы культуры и по делам молодежи. Позже она основал свои собственные НПО.

К созданию этих неправительственных организаций Беженцева привлекла и своего 18-летнего сына — Александра Беженцева. Так, в 1999 году они вместе основали «Грузинскую международную молодежную ассоциацию», которая действует до сих пор. Именно от этой организации они начали получать свои первые средства.
Их первым донором стало посольство РФ в Грузии. При их поддержке были проведены футбольные турниры, а также чемпионат по интеллектуальной игре — «брейн-ринг».
В 1999 году Алла Беженцева основала «Союз общегражданского движения многонациональная Грузия», в дополнение к «Молодежной ассоциации», которая объединила представителей этнических групп.
Алла стала генеральным секретарем этой организации. По ее словам, она часто встречалась с женщинами и слышала об их проблемах. Именно здесь она увидела возможность и создала новую организацию под названием «Союз русских женщин Грузии имени Ярославны» — ее Беженцева официально зарегистрировал в 2002 году в составе 4 человек.
Алла по-прежнему является председателем правления «Ярославны». С самого начала посольство РФ оказывало финансовую поддержку этой женской организации. Беженцева вспоминает, что при российском финансировании они отправляли пожилых женщин на реабилитацию в Россию. «Ярославна» по-прежнему активна и получает финансирование в основном от российских фондов.
В 2003 году Беженцева основала еще одну организацию — также для работы по вопросам женщин. Но в данном случае спонсорами должны были стать западные фонды. Организация получила название «Женщины многонациональной Грузии» и действует до сих пор.
В интервью «Эху Кавказа» в 2015 году Алла вспоминает, что Еврокомиссия выделила этой организации финансирование на изучение грузинского языка для этнических меньшинств. Она говорит, что первый проект Еврокомиссии в 2008 году помог вынужденным переселенцам. Беженцева почти никогда не называет августовскую, российско-грузинскую войну 2008 года, войной и иногда описывает это событие как «ситуацию», а иногда как вооруженный конфликт.
Она отмечает, что «когда в 2008 году произошла такая ситуация, наша организация обратилась к донорам, и они позволили нам потратить часть наших зарплат и некоторые расходы на нужды вынужденных переселенцев здесь, в рамках этого проекта, тогда мы помогли 700 вынужденным переселенцам… хотя, похоже, да, мы русские — как мы это делаем… Это общая боль».
Также она отметила, что «военный конфликт 2008 года стал для меня огромным ударом, меня беспокоило двойственное чувство, особенно когда в 500 метрах от моего дома в районе Африки прогремел взрыв. Это был настоящий шок — я до сих пор не могу прийти в себя. Как я должна оценивать? Я — дочь двух народов. Какую руку мне отрезать — правую или левую? Обе испытывают боль…», — говорит Алла в одном из интервью.
Журналисты-расследователи сообщают, что в строке поиска НПО «Женщины многонациональной Грузии» также получила финансирование от ЕС — в общей сложности, 437 000 евро. В 2009 году организация получила 96 000 евро от ЕС (в рамках Восточноевропейского инструмента соседства ENI East) на повышение осведомленности о правах этнических меньшинств и поиск путей их реализации.
В 2016-2018 годах организация Беженцевой «Женщины многонациональной Грузии» получила от ЕС 341 000 евро на проект по борьбе с насилием в семье.
Образовательно-реабилитационный центр «Имеди» должен был открыться для жертв насилия в Болниси — в Ниноцминда и Ахалкалаки. При финансировании ЕС центр должен был просуществовать полтора года, а затем мэрия должна была взять на себя управление им.
«Центр в Болниси действительно был открыт, но затем его закрыли. Мы обратились в мэрию с вопросом, почему они не взяли на себя управление и что случилось с этим центром. Ответа не получили. При попытке выяснить это по телефону нам сказали только то, что такой центр существовал и до сих пор существует кризисный центр для женщин — жертв насилия, но он не включает в себя образовательную составляющую и никоим образом не связан с открытием НПО «Имеди”», — пишет iFact.
Такие же центры должны были быть открыты в Ахалкалаки и Ниноцминда.
«На фотографиях проекта мы увидели, что указаны номера центров в Ниноцминда и Ахалкалаки, что вызывает сомнения в его существовании. Мы обратились в мэрию Ниноцминда за разъяснениями. Нам сказали, что в муниципалитете Ниноцминда такого центра нет, и они не только взяли на себя обязанности по его управлению», — отметили журналисты-расследователи.
iFact пишет, что в 2004 году Беженцева и ее сын снова вместе основали «Союз русской молодежи Грузии». В отличие от «Молодежной ассоциации», созданной в 1999 году, эта организация была создана для сотрудничества с россиянами, и сегодня ее спонсорами являются Фонд Горчакова, «Правфонд» и другие российские государственные учреждения.
Финансирование от правительства России — как Беженцевы им пользуются?
Алла Беженцева сотрудничает с российскими фондами по сей день. В этом направлении работает его благотворительный фонд «Ярославна». Главной целью этой организации является содействие всестороннему развитию сотрудничества, дружбы и взаимопонимания между Россией и Грузией. В 2013 году именно эта НПО подготовила меморандум и обратилась к Министерству образования с просьбой восстановить русскоязычные школы, по крайней мере, секторами.
В течение многих лет «Ярославна» проводила в Тбилиси конкурс эссе под названием «Русское слово». Конкурсы проводились при поддержке фонда «Русский мир», «Русского клуба» и «Союза русской молодежи Грузии». Целью проекта была популяризация русского языка и литературы в Грузии. Алла назвала конкурс «публичной дипломатией».
У «Ярославны» было еще два основных проекта, которые финансировались фондом правительства России «Русский мир»:
- в разные годы она проводила семинары для преподавателей русского языка;
- «Сохранение культуры русской речи в Грузии» — отмечали День рождения Пушкина и День русского языка. Также проводились круглые столы.
Новость дополняется.















