Суд в Ростове-на-Дону вынес приговоры фигурантам дела о взрыве на Крымском мосту, произошедшем в октябре 2022 года. Как и требовало обвинение, всем им назначили пожизненное лишение свободы. При этом никто из подсудимых не согласился признать вину.
Всего на скамье подсудимых оказались восемь человек: Роман Соломко, Владимир Злоб, Георгий Азатьян, Артем Азатьян, Александр Былин, Олег Антипов, Артур Терчанян и Дмитрий Тяжелых.
Им вменяли совершение теракта (п. «б» ч. 3 ст. 205 УК РФ), незаконный оборот оружия или взрывчатки (ч. 4 ст. 222.1 УК РФ). Кроме того, Соломко и Терчаняну было предъявлено обвинение в контрабанде взрывных устройств (ч. 3 ст. 226.1 УК РФ).
Взрыв на Крымском мосту произошел рано утром 8 октября 2022 года. На автомобильной части моста взорвалась фура, начиненная взрывчаткой, спрятанной в упаковках полиэтиленовой пленки.
В результате обрушились три пролета моста, погибли пять человек, включая водителя взорвавшегося большегруза Махира Юсубова.
В следующие несколько дней российские силовики задержали восемь человек, имевших хоть какое-то отношение к грузу: двух предпринимателей из Херсонской области (Соломко и Злоб), двух братьев — хозяев склада в городе Армавире (Артем и Георгий Азатьян), водителя-дальнобойщика (Терчанян), поставщика фруктов и овощей из аннексированного Крыма (Былин), логиста из Петербурга (Антипов) и жителя Липецка, сдававшего в аренду сим-карты (Тяжелых).
Все они, по версии следствия, входили в организованную группу, которую с целью совершения теракта создал глава Службы безопасности Украины (СБУ) Василий Малюк.
Несмотря на то, что никто из подсудимых не признал вину, обвинение посчитало, что они не могли не знать о том, что в фуре, взорвавшейся на Крымском мосту, была спрятана взрывчатка.
При этом адвокаты обвиняемых говорили Би-би-си, что силовики привлекли по этому делу «набор случайных людей, которые оказались не в то время не в том месте». «Следствие исходит из того, что обвиняемые не могли не знать о взрывчатке и взрыве на мосту. Только из материалов дела этот вывод не следует и доказательств этому нет», — сказал Би-би-си один из адвокатов.
В самой СБУ не скрывают, что взрыв на Крымском мосту стал результатом украинской спецоперации. Однако людей, которых в итоге задержали по обвинению теракте, «использовали втемную», признавался Малюк.
В интервью украинскому изданию NV в 2023 году глава СБУ утверждал, что задержанные были «обычными российскими контрабандистами», которые «занимались привычным для себя обыденным делом».
Что рассказывали обвиняемые
Суд над восемью фигурантами дела начался в Ростове-на-Дону в феврале этого года. Процесс сразу же сделали закрытым, и официально услышать версию обвиняемых и их защиты стало невозможно.
Однако Би-би-си удалось изучить материалы дела, включая протоколы допросов всех обвиняемых. Вот их версии:
- Роман Соломко
Кто он такой: директор сельскохозяйственного предприятия «АПК Грин Лайн» из Херсонской области.
Версия обвиняемого: он обычный фермер, который нашел обходной маршрут для доставки застрявшего в Турции оборудования для удобрений. Затем на него вышли контрабандисты, которые предложили перевозить по этой схеме товары из Европы. Соломко согласился и выступил посредником для перезовки груза с рулонами со строительной пленкой. О том, что они были начинены взрывчаткой, он не знал.
- Владимир Злоб
Кто он такой: предприниматель из Херсонской области, торговал зерном, овощами и фруктами, возил продукцию в Крым.
Версия обвиняемого: по просьбе своего знакомого фермера Соломко нашел склад для груза в Краснодарском крае. Для этого обратился к своему знакомому Артему Азатьяну из Армавира. О взрывчатке ничего не знал.
- Артем Азатьян
Кто он такой: юрист компании «Агро-бизнес» из Армавира, брат директора Георгия Азатьяна.
Версия обвиняемого: согласился принять груз (по просьбе Злоба и Соломко) и на одну ночь разместить его на складе «Агро-бизнеса» в Армавире. Позже попросил брата выдать «какую-нибудь бумажку» водителю, который приехал забирать груз. О взрывчатке ничего не знал.
- Георгий Азатьян
Кто он такой: директор фирмы «Агро-бизнес» в Армавире.
Версия обвиняемого: по просьбе брата Артема выдал водителю фуры товарную накладную на полиэтиленовую пленку. О взрывчатке ничего не знал.
- Александр Былин
Кто он такой: предприниматель, поставлявший фрукты и овощи из аннексированного Крыма и Херсонской области в Москву и Воронеж.
Версия обвиняемого: поделился контактами логиста Олега Антипова со своим знакомым Злобом, попросившим помочь найти машину. Предположил, что пленка могла понадобиться Злобу для парников. О взрывчатке ничего не знал.
- Олег Антипов
Кто он такой: логист из Санкт-Петербурга.
Версия обвиняемого: помог удаленно найти фуру для перевозки груза из Армавира в Симферополь, разместив заявку на бирже частных грузоперевозок. Выполнял рутинную работу логиста, о характере груза ничего не знал и проверять его не обязан.
- Артур Терчанян
Кто он такой: водитель-дальнобойщик, гражданин Армении, проживавший в Грузии.
Версия обвиняемого: перевез груз со строительной пленкой из грузинского порта Поти через Армению и Грузию в Россию, доставив его на склад в Армавире. Поручение ему дал, как обычно, его начальник по грузинской транспортной компании. О взрывчатке ничего не знал. По дороге груз проходил все положенные законами проверки, в том числе был обследован с помощью рентген-аппаратов.
- Дмитрий Тяжелых
Кто он такой: житель Липецка, который сдавал в аренду сим-карты (через одну из таких сим-карт в Telegram зарегистрировался «грузополучатель Иван Иванович»).
Версия обвиняемого: занимался легальной в России деятельностью, установив у себя дома GSM-шлюзы и предоставляя в аренду сим-карты. Не имел отношения к другим обвиняемым и не мог знать, кто арендует виртуальные номера и для каких целей.
При этом задержать и допросить людей, которые предложили фермеру Соломко использовать найденный им маршрут для перевозки в Херсонскую область «товаров из Европы», а также таможенного брокера из Грузии, оформившего документы на «пленку», российские следователи не смогли.
Никаких подробностей про грузополучателя пленки «Ивана Ивановича», который использовал виртуальную сим-карту, следствию выяснить также не удалось.

