Site icon SOVA

«Вопрос территорий — самый сложный». Зеленский рассказал о трех приоритетах перед переговорами Уиткоффа в Москве о мирном плане

e250f270 cedf 11f0 86df 93be622234b6.jpg Новости BBC Владимир Зеленский, территориальный вопрос

Владимир Зеленский заявил, что Украина, ее европейские союзники и США продолжают согласовывать мирный план, разработанный Вашингтоном при участии России и видоизмененный после переговоров в Женеве и во Флориде. Украинский президент назвал три основных приоритета Украины на переговорах, которые, по его словам, одновременно представляют наибольшую сложность: территории, гарантии безопасности и деньги на оборону и послевоенное восстановление страны.

В понедельник Зеленский прибыл с визитом во Францию, где встретился с президентом Эммануэлем Макроном, а в воскресенье украинская делегация провела переговоры во Флориде, где обсуждала мирный план с государственным секретарем США Марко Рубио, специальным посланником Дональда Трампа Стивом Уиткоффом и зятем американского президента Джаредом Кушнером.

На совместной пресс-конференции с Макроном Зеленский дал понять, что окончательная версия мирных предложений плана все еще согласовывается, однако отметил, что «план выглядит лучше».

Он сообщил, что в воскресенье стороны вели консультации в течение шести с половиной часов.

«Скажу откровенно — территориальный вопрос — самый сложный, — сказал при этом президент Украины. — Вопрос денег и восстановления, на мой взгляд, я говорю честно, безусловно, без присутствия европейских партнеров принять непросто и трудно, потому что деньги находятся в Европе. Мне кажется, это не очень справедливо. И вопрос гарантий безопасности, что очень важна конкретика от США, конкретика от Европы».

«Я бы сказал, что это три главных темы, магистрали, и в то же самое время — триггера», — объяснил Зеленский.

О каких именно требованиях идёт речь?

По данным СМИ, в первоначальной версии плана из 28 пунктов шла речь о признании российской аннексии украинских территорий и возможности вывода ВСУ даже из тех частей Донецкой области, которые Россия не сумела захватить. В Киеве неоднократно называли это неприемлемым, против таких шагов выступали и европейские союзники Украины.

Первая версия мирного плана также предполагала постепенное снятие санкций с России и амнистию для участников конфликта с тем, чтобы их нельзя было привлечь к ответственности за военные преступления.

«Мы должны гарантировать, чтобы Россия не почувствовала для себя чего-то такого, что она будет воспринимать как вознаграждение за эту войну», — заявил в понедельник президент Украины.

«Мы занимаем принципиальные позиции в отношении санкций, в отношении ответственности за преступления войны, относительно юридического статуса наших территорий, которые сейчас занимают российские оккупационные войска. И в отношении российских активов, и в отношении обязанности реконструкции. Агрессор должен платить за агрессию», — сказал Зеленский.

Судя по сообщениям прессы, после переговоров в Женеве с участием украинской, американской и европейской делегаций, мирный план был видоизменён, однако о содержании его последних версий публично не сообщалось. Многие западные СМИ писали, что вопрос территорий был «вынесен за скобки» этого документа и оставлен на рассмотрение президентов Трампа и Зеленского.

Подписывайтесь на наши соцсети и рассылку

Гарантии безопасности и российские активы

Украина также считает крайне важным вопрос гарантий безопасности. В «плане из 28 пунктов» чётких гарантий не содержалось, однако некоторые журналисты сообщали, что США и европейские союзники Киева рассматривают механизм, схожий с Пятой статьёй Устава НАТО (в ней говорится, что нападение на одного из участников альянса остальные должны считать нападением на всех и каждого из них — и, соответственно, защищаться от него также должны все).

При этом в обнародованной первой версии плана было положение об отказе Украины от намерения вступить в НАТО (при том, что оно зафиксировано в украинской конституции).

В понедельник Зеленский заявил, что предложения в отношении гарантий безопасности готовят участники европейской «коалиции желающих» — группы стран, выразивших желание отправить в Украину своих военных в случае прекращения боевых действий.

«Приоритеты Украины — очевидные, — сказал в связи с этим украинский президент. — Прежде всего — защита и гарантии безопасности. Гарантии сохранения независимости Украины, сохранения нашего суверенитета. Мы защитим это. Мы работаем, чтобы мы могли гарантировать, что третьего вторжения России точно не произойдёт».

Для решения третьего вопроса, об источнике финансирования обороноспособности Украины и её послевоенного восстановления, страны Запада рассматривают использование российских активов, замороженных в ЕС.

В «плане из 28 пунктов» было сказано, что выгоду от подобных будущих сделок должны в числе прочего получать США.

При этом окончательное решение об использовании российских активов пока не принято, в том числе из-за позиции Бельгии, где находится депозитарий Eeuroclear, хранящий активы. Бельгийское правительство опасается, что ему придётся взять на себя все связанные с использованием активов риски, в том числе в случае возможных исков со стороны России.

Что будет дальше?

Зеленский сообщил, что в понедельник он провёл дополнительные консультации о мирном плане с Уиткоффом, Макроном, главой украинской делегации на переговорах во Флориде Рустемом Умеровым и премьер-министром Великобритании Киром Стармером.

Во вторник Уиткофф должен отправиться в Москву, чтобы представить россиянам очередную согласованную версию мирного плана.

В тот же день президент Украины отправится с визитом в Ирландию, куда также прибудут некоторые члены украинской делегации, которые вели переговоры во Флориде. По словам Зеленского, они «пошагово расскажут, где мы находимся на переговорах».

«И также США получат, соответственно, реакцию российской стороны, — сказал президент Украины. — И думаю, что мы увидим приблизительно, где мы находимся».

Судя по недавним заявлениям Владимира Путина, Россия не намерена отказываться от максималистских требований относительно условий прекращения войны. На пресс-конференции в Бишкеке в конце ноября российский президент заявил, что Москва готова остановить боевые действия, только если ВСУ уйдут со своих позиций.

Exit mobile version