Site icon SOVA

«Меня подвешивали за запястья и били». Израильтянка российского происхождения рассказала, что пережила в плену у иракских боевиков

dc5d0c10 cc54 11f0 afd9 dfd0234147a3.jpg Новости BBC плен

Боевики в Ираке два с половиной года удерживали в плену Елизавету Цуркову, гражданку Израиля российского происхождения. В марте 2023 года она находилась в Багдаде, где собирала материалы для своей докторской диссертации по сравнительной политологии. В интервью Би-би-си она рассказала, как ее похитили, как она выдумывала «признания» в надежде, что похитители прекратят пытки.

(Это перевод статьи, опубликованной на сайте Би-би-си на английском языке, ее оригинал можно прочитать здесь.)

В сентябре этого года Цуркова была освобождена и вернулась домой, но, по ее словам, полученные в плену физические и психологические травмы останутся с ней надолго.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: в этом материале содержатся шокирующие описания пыток.

Елизавета Цуркова рассказала, что в первые 100 дней плена она подвергалась пыткам.

Этот период был особенно жестоким, вспоминает она: ее связывали и подвешивали к потолку, избивали, подвергали сексуальному насилию и пыткам электрическим током.

«Мое здоровье сейчас оставляет желать лучшего», — говорит Елизавета.

Интервью радиопрограмме Би-би-си Newshour Цуркова дала по видеосвязи, лежа на кровати у себя дома в Израиле.

В марте 2023 года 39-летняя Елизавета Цуркова, докторант Принстонского университета (США), жила в Багдаде и проводила полевые исследования для своей диссертации по сравнительной политологии.

Она согласилась встретиться с женщиной, которая представилась подругой ее знакомой. Женщина так и не пришла. Елизавета пошла домой пешком. По ее словам, позади остановилась машина, из нее выскочили двое мужчин, затащили ее внутрь, начали избивать и сексуально домогаться. Машина выехала за пределы столицы.

«В первый месяц они морили меня голодом и допрашивали, но тогда они еще не знали о моем израильском гражданстве. Они просто уверены, что все иностранцы — шпионы».

Пленница утверждала, что она гражданка России. Но похитители получили доступ к ее телефону, и, «поскольку я не шпион и у меня нет множества зашифрованных устройств, сразу выяснилось, что я израильтянка».

Именно тогда, говорит она, начались пытки электрошоком, избиения, порки, сексуальное насилие и то, что она называет ближневосточными «особыми блюдами». «Меня подвешивали к потолку, связав руки за спиной. Подвешивали с руками над головой».

Также был «особый метод, который используют в Ираке. Он называется „скорпион“. Тебя заковывают в наручники со скрещенными за спиной руками. Это часто приводит к вывихам плечевых суставов».

Цуркова считает, что ее удерживали члены группировки «Катаиб Хезболла» — одной из самых мощных проиранских группировок, действующих на территории Ирака и Сирии. США и ряд других стран считают «Катаиб Хезболла» террористической организацией.

Это формирование входит в состав сил народной мобилизации и, как широко считают в Ираке, обладает значительным закулисным влиянием как в правительстве, так и в коммерции.

В короткие промежутки между пытками Елизавета пыталась выработать стратегию. «Мне пришлось выучить всевозможные странные конспирологические теории. Эти люди живут в альтернативной реальности, где Израиль, США и Саудовская Аравия вместе создали ИГИЛ, а США распространяют гомосексуальность через кафе для представителей одного пола».

Она придумывала «признания» о себе, чтобы избежать пыток. Про такой метод она когда-то читала в шпионских сюжетах, и ей казалось, что это может сработать, учитывая «совершенно безумное мировоззрение» ее похитителей.

При этом Елизавета старалась не оговарить ни одного иракца. Многие ее друзья, по ее словам, были активистами, которых боевики также хотели похитить и пытать.

Но у ее стратегии был серьезный изъян. «Они мучили меня, чтобы я давала им эти признания, которые сама выдумывала, но со временем они хотели еще и еще. Они возвращались, подвешивали меня за запястья, начинали бить палкой и использовали еще более жестокие методы пыток, говоря: „Мы хотим что-нибудь новое“».

Цуркова говорит, что не понимает, почему через 100 дней издевательств ее перевели в другое место. Она все еще находилась в одиночной камере без естественного света, но пытки прекратились.

В одном она уверена: как именно произошло ее освобождение. Американский бизнесмен Марк Савайя, который участвовал в кампании Дональда Трампа на президентских выборах 2024 года, был назначен спецпосланником США в Ираке в октябре этого года.

По словам Цурковой, за месяц до этого он приехал в Багдад, чтобы встретиться с премьер-министром Мухаммедом Шиа ас-Судани. В частности, утверждает она, Савайя сообщил ас-Судани, что президент Трамп крайне раздражен ее удержанием и что если ее не освободят в течение недели, руководство «Катаиб Хезболла» будет уничтожено.

Спустя несколько дней ее освободили.

Когда 9 сентября премьер-министр Ирака объявил об освобождении Елизаветы Цурковой из плена, он назвал это «результатом масштабных усилий, которые наши силовые структуры предпринимали на протяжении многих месяцев». Он также подчеркнул приверженность Ирака соблюдению закона и укреплению государственной власти.

Он не упомянул ни «Катаиб Хезболла», ни какие-либо угрозы со стороны США. Но двумя неделями позже высокопоставленный представитель «Катаиб Хезболла» Абу Али аль-Аскари опубликовал заявление, в котором утверждал, что правительство ас-Судани добивалось освобождения Цурковой, чтобы предотвратить удар США по Ираку и заставить Вашингтон выполнить соглашение о выводе своих войск из страны.

Он также заявил, что Цуркова была освобождена после того, как «выдала всю информацию, которой располагала», на допросах.

Госдепартамент США не ответил на запрос Би-би-си о комментарии.

Длинный путь Елизаветы Цурковой к восстановлению — психологическому и физическому — начинается в Израиле. Но она настроена завершить свою докторскую диссертацию в Принстоне.

С момента освобождения она наблюдает, как партии, связанные с проиранскими ополчениями, усиливают свои позиции на прошедших парламентских выборах в Ираке.

Обычные иракцы страдают от «ужасающе коррумпированной системы в невероятно богатой стране», где командиры вооруженных группировок «продолжают действовать вне закона», говорит она.

По ее словам, Израиль полностью изменился после нападения боевиков ХАМАС 7 октября 2023 года и продолжительной войны в Газе.

«Я прохожу терапию, и многое из того, что является симптомами посттравматического стрессового расстройства, сейчас коллективно переживается израильтянами после 7 октября. Есть сильное чувство неуверенности и желание выплеснуть гнев, который накопился внутри людей».

Цуркова давно критиковала политику израильского правительства по отношению к палестинцам и в регионе в целом. У нее широкий круг палестинских, ливанских и иракских друзей. Она работала в израильской правозащитной организации Gisha, которая занимается защитой свободы передвижения палестинцев.

Но за прошедшие два года, по ее словам, она стала более пессимистично оценивать перспективы мира. «7 октября стало днем буквального уничтожения левых, потому что многие из тех, кто жил в кибуцах, в общинах вдоль границы с Газой, были активистами мира. И это еще и метафорическое уничтожение левых, потому что голоса, поддерживающие мир, стали гораздо слабее, а те, что еще звучат, демонизируются».

В ближайшей перспективе Елизавета намерена сконцентрироваться на своем восстановлении. Она говорит, что раньше работала с жертвами пыток. «Но ничто не может подготовить тебя к ужасающему опыту — пережить это самому».

Она также признается, что придуманные ею признания оставили в ней след. «Они как будто просачиваются внутрь, возможно, это похоже на ситуацию, когда муж избивает жену, а она до некоторой степени начинает принимать его ход мыслей и действий».

Самое главное, что помогает ей держаться — это тот факт, что она выбралась. «Конечно, мне еще предстоит долгий путь к восстановлению. Но, думаю, мне повезло — насколько это вообще было возможно в такой ужасной ситуации».

Exit mobile version