Это перевод статьи корреспондента Би-би-си. Оригинал на английском языке можно прочитать здесь.
Бельгия обвинила Евросоюз в «преуменьшении» серьёзности её опасений по поводу плана использовать замороженные российские активы, хранящиеся в Европе, для поддержки Украины.
«Мы продолжаем настаивать на альтернативном решении, а именно на том, чтобы ЕС заимствовал необходимые средства на [международных] рынках», — заявил министр иностранных дел Бельгии, Максим Прево.
Предложение ЕС предусматривает преобразование российских государственных активов на сумму 140 млрд евро (163 млрд долларов), хранящихся в Бельгии, в «репарационный кредит» на финансовую помощь Киеву в следующем году. За него активно выступает канцлер Германии Фридрих Мерц.
Большинство стран Евросоюза поддерживают этот план и некоторые из них критикуют бельгийцев за его блокировку. Однако Бельгия утверждает, что такой шаг в краткосрочной перспективе поставит под угрозу мирное соглашение и может привести к судебным искам со стороны России в будущем.
Россия осудила это предложение, а один из ведущих российских банкиров пригрозил Евросоюзу 50-летними судебными тяжбами, если идея будет реализована.
Европейская комиссия намерена предложить способы выхода из этой тупиковой ситуации, но министр иностранных дел Бельгии Максим Прево считает, что в документе, который комиссия собиралась опубликовать в эту среду, опасения бельгийцев не учтены в достаточной степени.
Страны ЕС уже тратят на помощь Украине проценты, которые набегают на примерно 210 млрд евро (245 млрд долларов) замороженных российских активов. Но вопрос, не использовать сами эти активы, оказался гораздо более сложным.
Лидеры стран Евросоюза планируют вынести идею репарационного кредита на голосование на саммите ЕС 18-19 декабря. Однако перспективы договорённости остаются крайне неопределёнными.
Бельгия выступает главным критиком этой схемы, потому что большая часть замороженных ЕС активов — 185 млрд евро (216 млрд долларов) — хранится в Euroclear, брюссельском центральном депозитарии ценных бумаг.
По мнению бельгийских властей, в случае осложнений из-за кредита, обеспеченного замороженными активами, именно Бельгия окажется под ударом возможных исков со стороны России.
«Если Россия подаст на нас в суд, у неё будут все шансы выиграть, а мы, Бельгия, не сможем вернуть эти 200 млрд евро (233 млрд долларов), потому что эта сумма равна целому годовому федеральному бюджету страны, — заявил Максим Прево. — Для Бельгии это будет банкротство».
Премьер-министр Бельгии Барт де Вевер направил письмо председателю Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен, в котором заявил, что считает предложение ЕС «в корне неверным».
Почти одновременно с ним с аналогичным заявлением выступила глава Euroclear Валери Урбен.
Вевер заявил, что страны ЕС должны дать Бельгии юридическую гарантию, что в случае провала кредита Украине или отмены санкций против России они разделят с Бельгией финансовые риски.
Ситуация осложняется тем, что Европейский центробанк заявил, что не сможет в таком случае предоставить странам ЕС экстренную финансовую поддержку.
Бельгийский премьер предложил Евросоюзу выделить Украине 45 млрд евро (52 млрд долларов) в виде кредита на будущий год, используя механизмы, которые можно задействовать в рамках существующего общего бюджета 27 стран-членов ЕС.
Однако канцлер Германии Фридрих Мерц считает, что это не лучший выход.
Он заявил, что задействование замороженных российских активов для поддержки Украины становится всё более срочным вопросом и призвал лидеров ЕС объединиться вокруг этой инициативы.
«Украине нужна наша поддержка. Российские атаки усиливаются. Зима приближается, а точнее, она уже наступила. Поэтому я надеюсь, что мы сумеем найти общее решение внутри Евросоюза», — заявил Мерц.
Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кая Каллас согласна с Мерцем. Она утверждает, что репарационный кредит усилит позиции Европы в противостоянии с Москвой и подтолкнёт Владимира Путина к мирным переговорам.
Профессор финансового права Лёвенского университета, Вирле Коларт сказала Би-би-си, что считает опасения Бельгии оправданными.
«По контракту Euroclear обязан вернуть деньги российскому центробанку по первому требованию. Единственная причина, по которой этого не происходит, — санкции», — говорит Коларт.
«Если санкции будут сняты, а у Euroclear не окажется денег, поскольку они ушли на займ ЕС, Бельгии придётся покрывать дефицит, но его сумма слишком большая. Поэтому Бельгия требует от партнёров по Евросоюзу юридических гарантий разделения рисков», — пояснила она.
По словам Вирле Коларт, сама идея задействовать иностранные резервы, размещённые в Европе, для иных целей может серьёзно подорвать доверие к европейской финансовой системе.
Она утверждает, что лучшим из этих двух возможных вариантом было бы привлечь кредит для Киева на международных рынках.
«В обоих случаях Европе придётся вернуть деньги. Плюс замороженных активов Euroclear — отсутствие процентов, но риски никуда не исчезают» — говорит Коларт.
Россия пообещала принять ответные меры, если Евросоюз решит использовать замороженные российские государственные активы для предоставления кредита Украине.
Один из самых известных банкиров страны, Андрей Костин, заявил, что Москва развяжет полувековую судебную тяжбу, если ЕС утвердит этот план.
Костин — президент и председатель правления Внешторгбанка (ВТБ), одного из ведущих государственных банков России. Он считает передачу замороженных активов Украине абсолютно неприемлемой.
«Что касается конфискации наших денег, в конце концов, мы и без них справимся — сказал он. — Единственная проблема в том, что эти деньги могут пойти на войну, а не на мир».
На саммите в октябре лидеры ЕС не смогли договориться о репарационном кредите Украине.
В конце ноября Урсула фон дер Ляйен сообщила, что Еврокомиссия готовит проект документа, в котором будет прописан механизм репарационного кредита. Предполагалось, что к сегодняшнему дню он уже должен был быть готов, но разногласия, похоже, затормозили процесс.
Пока Вашингтон и Москва по сути определяют ход мирных переговоров, европейские страны продолжают искать компромисс по вопросу финансирования своей измотанной войной союзницы.

