Site icon SOVA

Нужно ли призывать ультраортодоксальных евреев в армию? Споры об этом грозят Израилю серьезным кризисом

4faadc10 d01a 11f0 9fb5 5f3a3703a365.jpg Новости BBC Израиль

Это перевод статьи корреспондента Би-би-си на Ближнем Востоке Люси Уильямсон. Оригинал на английском можно прочитать здесь

В Израиле все жарче разгорается конфликт вокруг призыва в армию ультраортодоксальных евреев, который грозит расколом и в правительстве, и во всем израильском обществе.

За два года войны в Газе отношение общества к этому вопросу сильно изменилось, и он стал, возможно, самой серьёзной политической проблемой для премьер-министра Биньямина Нетаньяху.

Сейчас депутаты израильского парламента рассматривают проект закона об отмене освобождения от службы для ультраортодоксальных иудеев, харедим, которые полностью посвятили себя изучению Торы. Это освобождение было введено ещё в 1948 году, в момент создания израильского государства.

Верховный суд Израиля почти 20 лет назад признал это освобождение незаконным. После этого его временно продлевали, но в прошлом году суд постановил, что эта практика должна прекратиться, и власти были вынуждены начать призывать ортодоксов в армию.

За прошлый год им было выписано около 24 тысяч повесток, но на службу, как сообщили в парламенте представители армии, явились всего лишь около 1200 человек.

В результате правительство составило проект специального закона о призыве ультраортодоксов, и конфликт вокруг этого вопроса выплеснулся на улицы.

На демонстрации против проекта в последние месяцы выходили тысячи харедим. В ноябре на акцию в Иерусалиме вышли сотни тысяч.

На прошлой неделе от рук протестующих пострадали два депутата Кнессета от религиозных партий, представляющие интересы харедим в парламенте: у одного блокировали дом, другому разбили стекло в машине.

Незадолго до этого толпа ультраортодоксов окружила офицеров военной полиции, которые собирались арестовать уклониста, и их вызволял спецназ пограничной полиции.

В ответ на аресты уклоняющихся от армии ортодоксы создали систему оповещения под названием «Чёрная тревога», с ее помощью они быстро собирают людей, чтобы препятствовать этим арестам.

В проблеме призыва харедим в армию многие видят отражение разных взглядов в обществе на суть еврейского государства в целом и на место религии в нём в частности.

«Мы — страна евреев. Нельзя бороться с иудаизмом в стране евреев», — сказал Би-би-си один из участников иерусалимской демонстрации Шмуэль Орбах.

Внутрь стен иешивы [иудейской семинарии] Киссе Рахамим в пригороде Тель-Авива Бней-Браке ветры перемен, дующие в Израиле, ещё не проникли.

Студенты-подростки — одинаковые белые рубашки, чёрные кипы, разноцветные тетрадки для конспектов — сидят в классе парами и обсуждают религиозные предписания иудаизма.

«Приходите хоть в час ночи — и вы увидите, что половина ребят сидит, изучает Тору. Изучая Тору, мы защищаем наших солдат, где бы они ни находились. Вот это — наша служба в армии», — говорит глава иешивы раввин Цемах Мазуз. В его офисе Би-би-си сказали, что это его первое в жизни интервью иностранной прессе и первое — женщине-журналисту.

Ультраортодоксы верят, что они, посвящая все своё время молитвам и изучению Торы, защищают израильских солдат, и в этом качестве они не менее важны, чем танки и самолёты. Как говорит Цемах Мазуз, раньше в это верили и политики, но теперь Израиль меняется.

«Сегодня многие в правительстве и Кнессете дистанцируются от религии. Они говорят, что ученики в иешивах — бездельники. Но это неправда, — убеждает раввин Мазуз. — В Тель-Авиве десятки тысяч [нерелигиозных людей] уклоняются от призыва. Почему их не забирают? Почему приходят за учениками иешив?»

Во время последней войны Тель-Авив дал больше всего призывников и резервистов. И тяготы, которые страна пережила за последние два года, заставили общество обратить внимание на тех, кто не идёт служить в армию.

За семьдесят лет существования Государства Израиль доля ультраортодоксов в населении удвоилась и сейчас составляет 14%. Когда вводили освобождение от службы, речь шла о нескольких сотнях харедим. В момент начала войны в Газе от призыва были освобождены уже 60 тысяч молодых людей.

Судя по опросам, число сторонников призыва ультраортодоксов в армию в Израиле растёт. Опрос, проведённый в июле аналитическим Израильским институтом демократии, показал, что среди не-харедим 85%, в том числе три четверти членов партии Нетаньяху «Ликуд», поддерживают идею ввести наказания для уклоняющихся от службы. Твёрдое большинство — за то, чтобы отбирать у них пособия, конфисковать паспорта и лишать их права голоса на выборах.

«Такое ощущение, что у нас есть люди, которые живут в этой стране, но ничего не отдают взамен», — сказал Би-би-си в Тель-Авиве один солдат в увольнении.

«Я считаю, что каким бы ты ни был религиозным, это не повод не служить своей стране, — говорит другая жительница Тель-Авива, Габби. — Мне кажется, это абсурд: родиться здесь, но требовать освобождения от армии просто для того, чтобы целый день изучать Тору».

Часть религиозных евреев — но не ультраортодоксов — тоже поддерживает идею призывать харедим в армию. Одна из них — Дорит Барак, которая живёт возле иешивы в Бней-Браке. Она напоминает, что религиозные иудеи, не принадлежащие к харедим, тоже изучают Тору, но при этом служат в армии.

«Меня очень злит, что ультраортодоксы не служат. Это нечестно, — говорит Дорит. — Я тоже верю в Тору, но в иврите есть такое выражение — „сафра и сайфа“, то есть „Книга и меч“. То есть, Тора и пушки идут вместе. Таков наш путь — пока не наступит мир».

Дорит Барак ухаживает за мемориалом погибших израильских солдат, жителей Бней-Брака, религиозных и нерелигиозных. На стене — десятки черно-белых фотографий.

Последний солдат из Бней-Брака погиб в 1983 году. Это, как объясняет Дорит, показывает, как изменился состав населения Бней-Брака.

«Когда я была ребёнком, почти половина жителей была нерелигиозной, а ультраортодоксами были считанные проценты. А сегодня тут почти все — ультраортодоксы, и с 1983 года не погиб ни один солдат отсюда родом, потому что больше никто не служит в армии», — говорит Барак.

Сейчас для тех ультраортодоксов, которые всё же пошли служить, в армии и полиции созданы отдельные подразделения.

Но в скором времени таких призывников должно стать намного больше: премьер-министр Нетаньяху сказал в октябре в парламенте, что после принятия нового закона в течение двух лет в армию будут призваны 10 тысяч учеников иешив. Нетаньяху назвал это настоящей революцией.

Политические партии ультраортодоксов — важные союзники Нетаньяху по правительственной коалиции. Их присутствие позволяет ему избежать развала правительства и, в частности, не пойти под суд по обвинению в коррупции, которое он отвергает.

При этом в качестве платы за свою лояльность премьеру эти партии требуют сохранить для харедим освобождение от призыва. За долгие годы политической карьеры Нетаньяху из-за этой проблемы развалились уже два его правительства.

Теперь, проводя через парламент этот законопроект, Нетаньяху пытается разрешить проблему или хотя бы отложить её на время — до выборов в следующем году.

«Это сбалансированный закон, хороший закон, он хорош для армии, хорош для учеников иешив, хорош для народа Израиля и хорош для государства», — заявил депутат от партии Нетаньяху Боаз Бисмут, которому поручено курировать прохождение законопроекта через Кнессет.

Однако многие депутаты, в том числе и из партий правящей коалиции, считают новый законопроект слишком мягким и заявляют, что его не поддержат ни они сами, ни суды.

Нынешний законопроект по сути сохраняет нынешнее положение. Призыву будут подлежать только те ультраортодоксы, которые не заняты изучением Торы полный рабочий день. Кроме того, уклонисты будут освобождаться от наказания по достижении 26 лет.

Лидер оппозиции и глава центристской партии «Еш Атид» Яир Лапид, заявил, что такой законопроект — это «позор и измена» и пообещал не допустить его принятия.

Против даже некоторые политики из партии Нетаньяху «Ликуд».

Цахи Ханегби, которого Нетаньяху в октябре уволил с поста советника по национальной безопасности, говорит, что этот закон будет «средством уклонения от службы, которое угрожает будущему страны». Ханегби подчёркивает, что он сам и четверо его сыновей служили в армии.

Среди партий ультраортодоксов возник раскол, они по-разному решают для себя вопрос, уступать ли давлению общественного мнения. Как сообщает пресса, партия «Дегель ха-Тора», например, склоняется к тому, чтобы поддержать новый закон. И для многих это является подтверждением тому, что законопроект очень мягок.

Раввин Мазуз уклончиво отвечает на вопрос, что лучше: поддержать законопроект в этой редакции или рискнуть окончательным развалом правительства Нетаньяху.

«Миром правит Бог, — говорит Мазуз. — Когда [президент США Дональд] Трамп не выиграл вторые выборы в 2020 году, мне и миллионам других было обидно. Почему Бог допустил такое?»

«Но Он провидел будущее, — продолжает раввин. — Он знал планы ХАМАС. Бог хотел, чтобы Трамп был именно в этом время».

Раввин Мазуз имеет в виду нападение ХАМАС на Израиль 7 октября 2023 года и последовавшую войну в Газе.

«Между нами говоря, израильские тюрьмы — это, слава Богу, не российские тюрьмы. Так что переживём и это. Но я надеюсь, до такого не дойдёт», — добавляет он.

Ультраортодоксальные евреи охраняют свой образ жизни уже много веков. Но сейчас их уклад стал поводом для жарких дискуссий о том, что значит быть евреем и израильтянином — воевать за свою страну или сохранять обычаи предков.

При участии Орена Розенфельда и Саманты Грэнвилл.

Exit mobile version